Консультация для педагогов " Роль предметно пространственной среды в индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"
консультация

Бусс Ирина Давыдовна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 Консультация для педагогов

«Роль предметно пространственной среды

 в индивидуализации образовательного процесса в ДОУ»

Подготовила воспитатель Бусс И.Д.

с.  Мамонтово  2016 год

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества.

     Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

     Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

     Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед.

     Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения.

     Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

      Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.

      Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства.

     Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.

     Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.

     Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства  нашего ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.

   

 Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.    

  Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

    Предметно-развивающая среда всех помещений в нашей группе оформлена следующим образом. 

Слайд № 5 «Уголок именинника»

   Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной группы. Например, в ней размещены визитные карточки педагогов, есть контактные телефоны. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его имя.

В группе есть уголок с именами и фамилиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). В День рождения на индивидуальном шкафчике ребенка появляется поздравительная открытка.

Слайд № 6 «Чудо – носочек»

Воспитатель поочередно крепит на шкафчик чудо – носочек с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома

Слайд № 7 папка «По секрету моей маме»

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду

Слайд № 8 « Мое творчество»

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка  на выставках продуктов его творчества ( рисунки, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))

Слайд № 9 « Остров сокровищ»

     Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".

    В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Слайд № 10 «Уголок уединения»

Детский сад-это то место, где ребёнок находится целый день в общении с другими детьми, но иногда ему хочется уединения, побыть наедине со своими мыслями, переживаниями. Для этого мы создали в нашей группе детского сада уголок уединения. Уголок уединения-это небольшой уютный "домик", в котором ребёнок пережидает неприятные эмоции, стресс или просто отдыхает. Наш уголок наполнен предметами, которые близки ребёнку. Это подушки-плакушки, различные мягкие игрушки, которые ребёнок может обнять, когда ему грустно, различные книги, телефон, по которому ребёнок может позвонить маме или папе. Периодически наш уголок уединения обновляется. И прежде всего уголок уединения-это пространство покоя для ребёнка, а иногда ему это очень нужно.

Слайд №   11 «Прекрасное рядом»

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности .Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и  интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедию.   Ребенок мжет показать  все свои музыкальные способности взяв интересующий его музыкальный инструмент.

Слайд №  12  «Мы дежурим»

Стенд «Мы дежурим» заполнен карточками с надписью фамилии и имени ребенка, который сегодня исполняет роль дежурного. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ детский сад «Радуга» «Роль предметно-пространственной среды в индивидуализации образовательного процесса» Составила воспитатель Бусс И.Д.

Слайд 4

Раным-рано день за днем В детский сад мы идем. Вот светлая удобная детская приемная. Здесь ребят встречают, любят, привечают .

Слайд 5

« Уголок именинника»

Слайд 6

«Чудо –носочек»

Слайд 7

« По секрету моей маме»

Слайд 8

« Моё творчество»

Слайд 9

« Остров сокровищ»

Слайд 10

« Уголок уединения»

Слайд 12

«Мы дежурим»

Слайд 13

«Почемучка»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Оформление предметно-пространственной среды в группах для организации сюжетно-ролевых игр"

"Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира..."...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»  ВоспитательКоролёва марина Игоревна       Болхов, 2017В со...

Консультация для педагогов "Наполняемость предметно-пространственной среды по образовательной области "Речевое развитие"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании...

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда. Центрирование группы по ФГОС ДО»

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно- развивающая среда.Свободная, раз...