Семинар для педагогов на тему " К вопросу о методах коррекции РАС"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1_podhody_k_ras.ppt389 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

К вопросу о методах коррекции РАС Логопед-дефектолог Гаврилова Татьяна Алексеевна

Слайд 2

Мы рассмотрим концепции и подходы в коррекции РАС: - Teacch - основные принципы организации обучающего процеесса с детьми с РАС - программа Floortime: игровое взаимодействие как база для развития коммуникации и произвольной деятельности и использование подхода DIR в развивающих занятиях с детьми с РАС - ABA: основополагающие принципы, дискуссионные вопросы, плюсы и минусы. - использование вербально-поведенческого подхода в коррекционной работе логопеда с детьми с РАС

Слайд 3

Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH) Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом, и связанных с них коммуникативных трудностей. Структурированное обучение – система организации среды обучениядля аутистов, развития навыков и помощи в понимании требований взрослого. В основе методик — четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию.

Слайд 4

Цель методики – формирование у аутичных детей навыков и умений в следующих сферах: Имитация Воприятие Коордтнация глаз – рука Моторика мелкая и общая Речь Познавательная деятельность Самообслуживание Социальные отношения Все утражнения в рамках каждой сферы сгруппированы в соответствие 3-м уровням развития.Первый уровень развития 0-2 года, второй – 2-4 года, третий – 4-6 лет.

Слайд 5

. Особенности психики, мышления, восприятия при аутизме затрудняют (а в тяжелых случаях делают невозможной) адаптацию ребенка к миру. Поэтому сторонники TEACCH-программы считаю, что следует не ребенка адаптировать к миру, а создать соответствующие внешние условия, в которых ребенку будет комфортно с его особенностям. TEACCH-программа не направлена на достижение высокого уровня адаптации ребенка к реальной жизни! Но в обучающем процессе ее методы дают быстрые положительные устойчивые изменений. Цель: возможность жить "независимо и самостоятельно", но только в особых, искусствено созданных условиях. В этих условиях ребенокчувствует себя уверенно, соответственно, повышается уровнь самостоятельности и независимости ребенка, повышается его уверенность в себе. Семья — "естественная среда существования” аутичного ребенка. Поэтому чрезвычайно важна работа с родителями. Основные усилия: на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. Обучение речи считается целесообразным только при IQ > 50% и не расценивается как обязательное, так же как воспитание учебных и проффессиональных навыков

Слайд 6

Пространственная организация включает в себя четкий отбор предметов, необходимых для обучения соответствующему навыку; пространственное зонирование помещения / комнаты, в которой будет проходить обучение, по видам деятельности: игровая зона; рабочая; для отдыха / сна; комната-столовая. Для каждого навыка следует подобрать пространство(зону), где предметы. выбранные нами для данного навыка, могут быть расположены на фиксированных местах недалеко друг от друга. доступное расположение предметов, необходимых для выработки навыка для повышения самостоятельности ребенка расположение в соответствующей зоне предметов, необходимых для обучения данному навыку при минимальном количестве предметов, не имеющих к нему отношения. Важно, чтобы пространство вокруг не было перегружено большим количеством предметов. отсутствие в данной зоне пространства предметов, способных легко привлечь внимание ребенка. видимое отличие предметов, нужных для того, чтобы обучить ребенка требуемому навыку, от других объектов. правильная организация учебного места ("рабочего" места ребенка): стол и стул для занятий, стеллаж для материала, каждое задание в отдельной коробке.

Слайд 7

Временная организация Трудности в понимании временной последовательности событий. Метод организация временного пространства ребенка: Календарь – для усвоения понятий "вчера", "сегодня", "завтра", "день недели", "число", "месяц"; попутно развитие речи, элементарных математических навыков, пониманию окружающей ситуации. Дневное расписание — отмечены основные моменты дня ребенка. Ребенок знает, что он будет делать на протяжении дня. Рабочее расписание — это, как правило, альбом со значками для сличения. Для выработки коммуникативных навыков специалистами данного подхода предложена так называемая система коммуникативных карточек.

Слайд 8

Уровни визуального расписания предметный (ящик с предметами); фотографический (фотографии на табличках или в альбоме); рисуночный или символический; Рисуночно-словесный; Письменный .

Слайд 9

«Floortime»(букв. «время, проведенное в игре на полу») предложена в 1979 году доктором Стенли Гринспеном . Развитие личности ребенка – на первом месте. Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка. Путем работы с эмоциями ребенка создается база для развития интеллекта и навыков коммуникации, эмпатии. Индивидуальный подход. Во главу угла ставятся интересы ребенка и его особенности. Следование за инициативой ребенка — главная установка в игре, психологи подключаются к интересным для ребенка играм. Программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту. Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.

Слайд 10

Виды игр. Спонтанная игра Частично структурированная игра Занятия по развитию сенсорной сферы Занятия по развитию моторики Игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.

Слайд 11

Поведенческий подход и АВА-терапия Applied Behavior Analysis - прикладной Анализ поведения. АВА-терапия — это научный подход, с помощью которого специалист определяет взаимосвязь между поведением и различными стимулами окружающей среды. И с помощью практических методов, меняя стимулы, изменяет поведение ребёнка. Идея программы АВА - любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Слайд 12

S => R На первом этапе при тяжелых формах аутизма АВА является основной при коррекции, потому что эта методика помогает развить навыки взаимодействия и сотрудничества. АВА помогает : исключить истерики дома и в общественных местах; уменьшить проявления агрессии и аутоагрессии; сформировать бытовые навыки и навыки гигиены; научить ребёнка проявлять свои интересы; подготовить к учебному и игровому процессу

Слайд 13

S => R АВА – дрессура? Научение с положительным/отрицательным подкреплением? А что такое поведенческий навык и как он формирует у младенца?

Слайд 14

Использование методов АВА (вербально-поведенческого подхода) в коррекционной работе логопеда с детьми с РАС Основан на таких же принципах требований, реакций и последствий. Задание => реакция ребенка => последствия. «Дай мяч» => действие ребенка => поощрение Эта методика направлена в первую очередь на развитие функциональной речи коммуникация с другими людьми(устная речь, жесты, обмен карточками)

Слайд 15

. . Разучивание слова «мяч». Повторение слова Затем умение находить мяч на картинке, отвечать на вопросы, уметь формулировать просьбу “дай мяч”. Если ребёнок не может освоить вербальную речь, то он может делать это с помощью жестов. Важно, чтобы он понимал и взаимодействовал с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Речедвигательный тренинг как метод коррекции речевых нарушений"

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные виды интегрированных занятий, с целью укрепления физического и психического здоровья детей. Одним из таких методов является речедвигат...

Семинар для педагогов на тему: "Метод проектов"

Важной задачей старшего воспитателя является создание  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими инновационными технологиями, объединение усилий педа...

Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...

Выступление на семинаре для педагогов по теме: «Методы активации родителей на родительских собраниях, нетрадиционные формы»

Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...

Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблю...

Семинар для педагогов по теме "Профессиональное совершенствование и саморазвитие педагога".

Семинар для педагогов по теме "Профессиональное совершенствование и саморазвитие педагога".Цель данного мероприятия : скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенств...