Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
консультация по коррекционной педагогике

Гришина Татьяна Леонидовна

Основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста составляет ознакомление с формой, величиной и цветом. Именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sensornyh_sposobnostey_detey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе). Ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятны для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается прежде всего на ощущениях и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи слуха, зрения, осязания, и лишь на основе этого могут в дальнейшем возникать такие процессы, как память, воображение, мышление.

        В раннем возрасте закладываются основы всего последующего психического развития ребенка.

        Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов быта. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

        Основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста составляет ознакомление с формой, величиной и цветом. Именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное воспитание в области слухового восприятия является составной частью работы по развитию речи.

        В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

        На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального физического и психического развития ребенка.

        На 2-3 годах жизни задачи сенсорного воспитания заметно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него накапливаются представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств (шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник).

        Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от детей. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же». Исключение составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет абсолютного значения. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким.

        Сенсорное воспитание на 2-3 годах жизни заключается прежде всего в обучении детей предметным действиям. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать устойчивые представления о них, нужно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Начинать обучение следует с действий, требующих соотнесения только по одному свойству. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме или величине, прикладывать вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сравнения дети постепенно переходят к зрительному сопоставлению. Это дает им возможность сравнивать такие предметы, которые нельзя положить друг на друга или приложить вплотную (например, объемные предметы).

        Дети 3-го года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, складывание простых предметов из строительного материала, рисование цветных пятен). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и не фиксируют внимания на этих свойствах, так как не понимают их значения. Поэтому при обучении необходимо добиваться, чтобы ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые надо учитывать при выполнении самых разных действий. К трем годам завершается подготовительный этап сенсорного воспитания и далее основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с сенсорными эталонами и способами их использования.

        Задачи сенсорного воспитания на 2-3 годах жизни: дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

        Дети 2-го года жизни, манипулируя предметами, знакомятся с разнообразными свойствами (величиной, формой, цветом). В большинстве случаев ребенок первоначально выполняет задание случайно: срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик – в квадратное и т.д. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия. На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует вкладышами, пытаясь втиснуть большой вкладыш в маленькое отверстие. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию, которое свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка. В конечном итоге дети начинают сопоставлять предметы зрительно.

        Вершиной достижений детей 2-го года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно. Более сложными становятся и движения рук. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующие гнезда, то, чтобы «посадить» грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.

        Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения задания. Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры (например, на узкой дорожке раскладываются маленькие кружки, на широкой – большие).

        Задания и упражнения на 2-ом году жизни:

  • проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия;
  • нанизывание больших и маленьких колец на стержень;
  • складывание двухместной матрешки;
  • раскладывание однородных предметов разной величины на две группы;
  • раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы;
  • раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы;
  • нанизывание колец, убывающих по величине;
  • складывание трехместной матрешки;
  • размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующие отверстия;
  • размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах;
  • размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях;
  • размещение более близких по форме вкладышей в соответствующих отверстиях;
  • раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы;
  • раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы;
  • размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом;
  • размещение грибков двух заданных цветов при выборе из четырех.

     На 3-ем году жизни подбираются задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету.

        Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность – рисование, выкладывание из мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществить выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.

        Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям 3-го года жизни. Допуская отдельные ошибки, ребенок может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?».

        Размещение вкладок разной величины и формы осуществляется двумя способами. В первом случае сначала отбираются предметы одной разновидности, затем раскладываются по гнездам оставшиеся. Этот способ более простой и экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок овладел обоими способами. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

        Происходит дальнейшее совершенствование мелкой моторики. Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при рисовании.

        К концу 3-го года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется в продуктивной деятельности.

        При проведении занятий педагог пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей от выполнения заданий. Взрослому не стоит требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

        Задания и упражнения на 3-ем году жизни:

  • выбор однородных предметов по цвету из четырех предложенных;
  • размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях;
  • размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырех;
  • группировка по цвету;
  • выкладывание мозаики;
  • рисование красками;
  • чередование предметов по величине, форме, цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

В данной статье рассказывается о том,как развить сенсорные способности у детей раннего возраста....