Методики, направленные на изучение сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Методики, направленные на изучение сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики, направленные на изучение сформированности представлений о пространственных отношениях

Методика «Коробка форм»

  Автор: С. Д. Забрамная

  Диагностируемые параметры: умение выделить плоскостную форму из объемной, вычленить определенную форму и соотнести с соответствующим отверстием, обозначить форму соответствующим словом.

 Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

 Инструкция: Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Затем предлагает продолжить работу: «Опусти все фигуры в коробку, называй каждую фигуру»

 Критерии оценивания:

 Знание основных геометрических форм:

 2 - ребенок правильно и самостоятельно назвал все геометрические формы, если  допустил ошибки, то исправил их сам;

1 - ребенок ошибался в названии геометрических форм или назвал не все геометрические формы, была необходима помощь взрослого;

0 - ребенок не назвал ни одной геометрической фигуры, даже с помощью взрослого.

Соотнесение объемной фигуры с плоскостной прорезью: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил задание, вбрасывал фигуры в прорези методом зрительного соотнесения, если допустил ошибки, то исправил их сам;

1 – ребенок допускал ошибки при выполнения задания, действовал методом целенаправленных проб;

0 – ребенок допускал ошибки при выполнении задания, действовал методом проб и ошибок, требовалось дополнительное объяснение способа вбрасывания.

 

Уровень сформированности навыка выделить плоскостную форму из объемной, вычленить определенную форму и соотнести с соответствующим отверстием, обозначить форму соответствующим словом: 

4 – высокий;

2 – 3 – средний;

0 – 1 – низкий.  

 

Методика «Построение фигур из палочек»

Диагностируемые параметры: сформированность представлений о формах, способность произвести их анализ (расчленить фигуры на отдельные составляющие их элементы) и синтезировать в единое целое, умение обозначить формы соответствующим термином.  

Стимульный материал: 20 палочек.

 Задание 1. Детям предлагается построить по вербальной инструкции геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат — и назвать каждую из них;

Задание 2. Построение более сложных фигур из палочек (домика, двух надстроенных друг на друга ромбов) по памяти. Педагог строит фигуру за ширмой, предъявляет ее ребенку, затем разрушает или закрывает ее, и ребенок должен воссоздать образец по памяти. Обязательно выявляется умение словесно обозначить построенные фигуры.

Критерии оценивания: 

построение фигур по вербальной инструкции: 

2 - ребенок правильно выполнил задание, если  допустил ошибки, то исправил их сам;

1 - ребенок ошибался при выполнении задания, была необходима помощь взрослого;

0 – ребенок не справился с заданием даже с помощью взрослого.

 построение фигур по памяти: 

2 - ребенок правильно выполнил задание, если  допустил ошибки, то исправил их сам;

1 - ребенок ошибался при выполнении задания, была необходима помощь взрослого;

0 – ребенок не справился с заданием даже с помощью взрослого.

Уровень сформированности умения построения основных геометрических форм, их словесного обозначения: 

4 – высокий;

2 – 3 – средний;

0 – 1 – низкий.  

 

Методика «Ориентировка на себе и относительно себя» 

Автор: Л.Б. Осипова  

Диагностируемые параметры: ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя.

Задание 1.Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела.

Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Где у тебя находится живот?», «Что у куклы сзади?», «Возьми карандаш в правую руку» и т.д.;

Критерии оценивания:

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

 Задание 2. Выявляется знание понятий вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки.

 Ребёнок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи флажком вперёд, направо,…», «Пройди направо, повернись и пройди назад,…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т.д.;

 Критерии оценивания: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

Уровни сформированности навыков по методике ориентировки на себе и относительно себя: 

4 – высокий;

2 – 3 – средний;

0 – 1 – низкий.  

 

Методика «Ориентировка в схеме собственного тела» 

Авторы: М. М. Семаго и Н. Я. Семаго.  

Диагностируемые параметры: ориентировка по отношению к собственному лицу, ориентировка по отношению к телу в целом, ориентировка относительно собственных рук.

Пояснение: при проведении предлагаемых ниже заданий предварительно нужно выяснить, какие слова, обозначающие части лица или тела, знает ребенок, и именно их использовать при опросе.  

Задание 1.Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).

Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п. Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь. Виды помощи. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем педагога, а затем, если это не помогло, собственным). Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо педагога или вертикально расположенное изображение лица. Выполняет задание, глядя в зеркало. Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо.  

Критерии оценивания: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

Задание 2. Анализ частей собственного тела. Данный анализ проводится по вертикальной оси.  

Инструкция. Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п.

Примечание. Не анализируются части тела, находящиеся между животом (пупком) и бедрами.

Критерии оценивания: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

Задание 3. Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. 

Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной.  

Инструкция. Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, локоть или ладонь и т.п. Оценка производится при различном положении каждой руки.  

Примечание. Подобная оценка в отношении ног не производится.

Критерии оценивания: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, ответил на все поставленные вопросы, ребенок допустил ошибки, но исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.  

Уровни сформированности навыков по методике ориентировки в схеме собственного тела: 

5-6 – высокий;

3-4 – средний;

0-2 – низкий.

Методика «Определение пространственных отношений между предметами» 

Автор: М.Г. Аббасов

Диагностируемые параметры: умения определять пространственные отношения предметов между собой, отражать их в речи; способность словесно обозначать пространственные отношения.

Стимульный материал: шариковая ручка, ваза

Задание 1. Ребенок по вербальной инструкции педагога перемещает ручку относительно вазы, помещая ее последовательно “в вазу”, “на вазу”, “справа от вазы”, “слева от вазы”, “над вазой”, “перед вазой”, “под вазу”, “за вазу”.  

Критерии оценивания: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, если допустил ошибки, то исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

Задание 2. Манипуляции с предметами совершает педагог в той же последовательности, что и ребенок в предыдущей серии. Ребенок определяет взаиморасположение этих двух предметов и словесно обозначает пространственные отношения между ними.

Критерии оценивания: 

2 - ребенок правильно и самостоятельно выполнил все инструкции, если допустил ошибки, то исправил их сам;

1 - ребенок выполнил задание только с помощью взрослого, самостоятельное выполнение с ошибками;

0 - ребенок не выполнил задание, даже с помощью взрослого.

Уровень сформированности навыков по методике определения пространственных отношений между предметами: 

4 – высокий;

2 – 3 – средний;

0 – 1 – низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собстве...