Особенные условия для "Особенных детей"
статья по коррекционной педагогике

В статье рассматриваются причины вызывающие задержку психического развития у детей. Практические рекомендации по работе с родителями детей с задержкой психического развития. Ключевые слова: Федеральный стандарт образования детей с ОВЗ, с задержкой психического развития, инклюзивное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл особые дети22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенные условия для "Особенных детей"

Кто укажет путь ребёнку, как придать уверенность в своих силах, как не ошибиться в выборе правильных методов и форм работы с "особенными детьми"; на все КАК должны ответить прежде всего мы - взрослые. Как ответ на вопрос можно привести пример закон трех «П» (по Макаренко), лучше не скажешь «принимать, понимать, помогать» применим к нашим детям с серьезными сочетанными диагнозами, как и любому ребенку. Поэтому к тем принципам, перечисленным ранее, назову свои несколько:

- принцип диагностики (я + специалисты и консилиум коррекции и развития);

- анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;

- взаимодействие взрослых (родителей и педагога) с ребенком по субъективно         выраженной направленности;

-  сосредоточенности  на проблемах реабилитации особенного ребенка;

- позитивного подхода (человек способен много сделать, чтобы преодолеть недуг другого).

Взрослый человек, находящийся возле особого ребенка, не всегда является твоим единомышленником. Кто-то сложив руки ждет результатов обученности: чтобы ребенок  читал, писал, почти готовился к поступлению в ВУЗ; кто-то только вздыхает и машет рукой, а кто-то делится опытом медицинских, педагогических социальных попыток и успехов, выстраивает позитивный план на перспективу.

Инклюзивное образование является одним из первых шагов к принятию обществом инвалидов. Ребенку для развития и социализации нужна интеграция в условия обычных детских садов и школ, в общество обычных сверстников, и доля ее должна быть разумно выверенной, не превышающей и не занижающей его возможностей, т.е. соответствующей зоне ближайшего развития. Необходимо понимать, что заранее подготовить «особого ребенка» к беспроблемной инклюзии невозможно, что такой ребенок, как правило, имеет не только общие, но и особые образовательные потребности, определенные его индивидуальными особенностями и спецификой проблем развития и нуждается поэтому в специальной психолого-педагогической помощи. Она оказывается образовательной организацией.

Предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченным и возможностями здоровья, нуждающиеся в индивидуальной программе реабилитации;

Обучающиеся с ограниченным и возможностями здоровья нуждающиеся в адаптированной образовательной программе;

Инвалиды, нуждающиеся в индивидуальной программе реабилитации.

На вопрос: "Что делать?", "Как выполнить заказ государства и общества?", отвечают ФГОСы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ: гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

степени тяжести нарушения психического развития,

способности к освоению цензового уровня образования,

вида учебного заведения,

региона проживания.

Между тем группы детей с ограниченными возможностями здоровья весьма разнообразны, нарушения: опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, задержка психического здоровья, расстройства эмоционально-волевой сферы, включая аутизм. Хорошо, что в стандарте разграничены требования АООН НОО, в зависимости от ограничений обучающихся.

Использование требований даст воспитателям возможность при планировании, предусмотреть все вопросы, в зависимости от патологий обучающихся.

Особое внимание и отношение к себе вызывают дети с задержкой психического развития. Как ни грустно, но с каждым годом число обучающихся начальной школы, не справляются с требованиями школьной программы. Может быть это и связано с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями которого меняется система требований к результату образования. "Особенные" не всегда с патологией, бывают в их число попадают дети, которые "испорчены любовью" родителей. Нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию не сформированы. Дети надевают и снимают обувь, не расшнуровывая и не расстегивая ее; надевают и снимают головные уборы, не развязывая тесемок или вовсе отрывают их; обрывают пуговицы на одежде и т. п. Родители не научили, они не понимают, что это ведет к еще большему отставанию детей в моторном развитии и, как правило, появлению у них в связи с этим различных вредных привычек. Особенно это касается детей с задержкой психического развития. Не каждый родитель сможет правильно сориентироваться, из-за своего незнания как воспитывать "особенного" ребёнка, и пытается сделать всё, чтобы он ни в чём не нуждался. Забывая о том, что дети вынуждены будут жить в социуме, и не всегда родители будут рядом Семья должна научить ребёнка самообслуживанию, привить понятие НАДО, а не только "хочу - не хочу". Возьмём к примеру паралимпийцев, их пример самоотверженной борьбы за "место под солнцем". Их медали - это награды и родителей, которые дали им возможность иметь медали и признание людей.

Так же встречаются родители, им необходимо уделять особое внимание, которые даже не пытаются помочь, всё объясняя фразой: "Что сделаешь, ведь он - такой". В таком случае я говорю о том, что "моим" ребёнком он будет четыре года, а вашим навсегда. И его и соответственно Ваше будущее в ваших руках. И только от совместной работы нас ВЗРОСЛЫХ, будет зависеть, какое будущее будет у ребёнка. Ребёнку нельзя объяснить, почему он ОСОБЕННЫЙ.

Необходимо самих родителей научить как помочь своим детям. Как правило, услышав заключение комиссии при окончании детского сада, они начинают паниковать. Каждому родителю его ребёнок - идеал. Такие семьи не должны замыкаться в себе, необходим всеобуч родителей, с целью оказания им психологической и методической помощи.

Родительские собрания проводятся в школе с целью рассказать и научить как МЫ взрослые можем помочь "особенным" детям научиться учиться. И в первую очередь необходимо научить детей выполнять домашнее задание.

Какую помощь могут оказать родители образовательной организации, если в семье ребенок с задержкой психического развития:

-  Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться  агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? По мнению специалистов задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития.

Общество необходимо перепрограммировать для того, чтобы отношение к "особенным" людям изменилось. Начиная с раннего детства, дети будут общаться со сверстниками, а как пройдёт процесс признания, будет зависеть, опять-таки от нас взрослых. Как мы поведём себя при встрече с инвалидом, так и ребёнок будет вести себя. Надеемся, что когда-нибудь мы все скажем, что наши сегодняшние трудности дали импульс развитию всей системы образования и общей и специальной и созданию общей, безбарьерной образовательной среды.

Список литературы:

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья http://minobr.gov-murman.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета. Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьи

Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьиУважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в изучении потенциалов патриотического воспитания детей дошкольного возраста в...

Особенности процесса адаптации детей к условиям ДОУ.

Организация сотрудниками ДОУ адаптационного периода. Советы родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка....

Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...

« Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом....