«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
методическая разработка по логопедии

Журавская Наталья Анатольевна

Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Развитие связной речи у дошкольников»

Подготовили и провели

учителя-логопеды:

Г.А. Галкина

Н.А. Журавская

Шарыпово 2021г.

Пожелания друг другу

Мы рады видеть вас таких красивых, добрых, здоровых, с хорошим настроением. Этот час мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и новые знания. Очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Конечно, не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

Сегодня мы хотели бы рассмотреть вопрос о развитии связной речи.

Что понимаете под термином «связная речь»? (ответы педагогов)

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

 

Функции связной речи

Основная функция связной речи – коммуникативная.  Включает в себя установление связей с окружающими людьми и определение, и регулирование норм поведения в обществе.

Задачи развития связной речи

  • Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина и конец);
  • Обучение соединению предложений разными способами связи;
  • Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.
  • Обучение построению высказываний разных типов –описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) соблюдением логики изложения и использование средств художественной выразительности;
  • Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;
  • Использование для высказываний различных типов соответствующих моделей(схем), отражающих последовательность изложения текст

Рассмотрим, задачи каждой возрастной группы   

Вторая группа раннего возраста  

  • Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, действия сверстника.
  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
  • Отвечать на простейшие вопросы.
  • Повторять несложные фразы.

Младшая группа

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  • Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения с одинаковыми членами.
  • Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  • Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
  • В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником.
  • Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок

Средняя группа

  • Рассказать о содержании сюжетной картинки.
  • Участвовать в беседе, понятной для слушателей, отвечать на вопросы и задавать их.
  • Описывать предмет, картину.
  • Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
  • В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия.
  • Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги.
  • Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям.
  • С помощью взрослых повторять образцы описания игрушки.

Старший дошкольный возраст

  • Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
  • Составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательностью развивающимся действием;
  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Использовать монологическую и диалогическую форму речи.
  • Составлять рассказы и события из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Назовите формы связной речи (ответы педагогов)

Связная речь осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.

Диалог – беседа нескольких людей.

Монолог – связная речь одного лица.  

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. 

Рассмотрим требования к диалогической речи

     Ранний возраст

  • понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения

Младший возраст 

  • выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
  • задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает?  Зачем? )

Средний возраст

  • вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их
  • рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях

     Старший дошкольный возраст  

  • участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
  • формулировать и задавать вопросы
  • формирование культуры общения

Особая роль отводится монологической речи, т.к. она более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.                 

В зависимости от функции выделяют три типа монологов: 

  • описание;
  • повествование:
  • рассуждение.  

 

Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Пример описания. «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры». (К. Д. Ушинский)

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).

Пример повествования. К. Д. Ушинский. «Гуси».

Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Мы не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо». Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Пример рассуждения: Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.

 

     В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

 Ведущими формами выступают:

Образовательные ситуации

  • планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня;
  •  длится от 3-5 до 10 минут;
  •  предполагает участие небольшой подгруппы детей;
  •  несколько ситуаций с одним дидактическим средством;
  •  повтор одной ситуации с разными подгруппами детей;
  •  могут быть реально- практическими и игровыми

Специальные занятия

  • Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу.
  • На занятии решается основная речевая задача.
  • Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми.
  • Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание занятия и возможности детей.

Ситуации общения

  • Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
  •  сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
  •  предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
  •  предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
  •  использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Рассмотрим методы развития связной речи:

  1. Организованная деятельность
  2. Совместная деятельность

Организованная деятельность включает в себя:

Пересказ;

Рассматривание по картине, по серии сюжетных картинок, из личного опыта;

Творческое рассказывание по заданной теме, по стихотворению, по сказке, по скороговорке;

Составление описательного рассказа;

Заучивание стихотворений.

Совместная деятельность

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Речевые игры

Индивидуальная работа

Интеграция видов деятельности

Наблюдения

Экскурсии

Игры-драмматизации

Игры-инсценировки

Загадки

Рассмотрим ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ   РЕЧИ

Наглядные

Показ иллюстраций, картин, объекта

Моделирование (схемы, мнемотехника)

Словестные

Чтение литературных произведений

Речевые упражнения

Речевой образец

Вопрос

Подсказка

Повторное проговаривание

Оценка детской речи

Напоминание

Объяснение

Указание

Словесные поручения

Игровые

Сюрпризный момент

Игровой персонаж

Речевые игры, дидактические с речевым содержанием, сюжетно-ролевые, театрализованные

Эмоциональность педагога

Косвенные

Подсказки, совет, исправление, реплика, замечание

Решение по итогам третьего и четвертого дней семинара-практикума:

  1. Принять информацию, полученную в ходе семинара-практикума к сведению.
  2. Воспитателям всех возрастных групп включать работу по развитию связной речи в совместную деятельность и ООД.
  3. Составить и оформить картотеку игр по развитию связной речи по своей возрастной группе в срок до 15.11.2021г.
  4. Подгруппа участников семинара-практикума подготовить творческие домашние задания: пересказ литературного произведения, составление описательного рассказа, составление повествовательного рассказа и рассуждение с использованием кукольного театра.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

Подготовили и провели

учителя-логопеды:

Г.А. Галкина

Н.А. Журавская

Шарыпово 2021г.

Логопед: Здравствуйте уважаемые педагоги. Для того чтобы настроиться на работу сыграем в игру «Комплименты»

Задание: педагогам необходимо ласково назвать по имени и сказать какая она.

Слайд 1

Логопед: Пришло время закрепить знания на практике. Предлагаем объединиться в команды, следующим образом:    

1 – называет слово-предмет

2 – называет слово-действие

3 – называет слово-качество.

 Педагоги делятся на 3 команды.

Логопед: 1 команда педагоги, называвшие существительные, 2 команда-прилагательное, 3 команда - глагол.

Рассаживаются за столами.

Логопед: Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Логопед: Давайте вспомним, какие компоненты включает в себя образовательная область «Речевое развитие» (Ответы педагогов)

Слайд 2

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

овладение речью как средством общения и культуры;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

знакомство с книжной культурой, детской литературой;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

 

Логопед: Сегодняшняя наша встреча   посвящена организации работы по формированию грамматического строя речи.

Логопед: Что же такое грамматика? (Ответы педагогов)

Слайд 3

Логопед: Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях:

  • во-первых, он обозначает грамматический строй языка Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций.
  • во-вторых – раздел науки, изучающий правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении.

 

Слайд 4

Логопед: Формирование грамматического строя речи включает в себя работу по двум основным направлениям: морфология и синтаксис.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приѐмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Задачи (программа)

В практике речевого общения вы не раз слышали ошибки. Примеры грамматических ошибок (Педагоги приводят примеры из личного опыта группы)

Примеры   грамматических ошибок в речи детей.

1. Неправильное окончание имен существительных (карандашов, ежов, куклов, у кукле, папа подарил мне слоненочек, мальчики ловят рыбу удочком)  

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (ягненки, свиненки)

4. Изменение рода существительных. (большой яблок, мой полотенец, помидора)  

5. Образование глагольных форм (искай, скакай, склади, сплют, дадишь)   

6. Неправильная форма причастий (сломатая, разорватая, сошитая)  

7. Образование сравнительной степени прилагательного (ярчее, плохее)  

8. Окончание местоимений в косвенных падежах (в этим кармане, у тебе новая платья)  

9. Склонение числительных (двое домов, с двумями)         

2. Склонение несклоняемых существительных (в польте, кофий, в кине)

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

 

Причины грамматических ошибок дошкольников

Общие психофизиологические закономерности развития

Трудности овладения грамматическим строем языка

Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия речи

Ограничен запас знаний об окружающем мире и объёмом словаря

Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды

Недостаточное внимание к детской речи

Логопед: Как же организовать деятельность по развитию грамматического строя у детей дошкольного возраста? Давайте определим пути формирования грамматического строя речи? (Ответы педагогов)  

Слайд 5

Условия формирования грамматически правильной речи у детей:

1. Создание благоприятной языковой среды;

2. Специальное обучение;

3. Практика речевого общения;

4. Исправление грамматических ошибок.

Логопед: Как вы понимаете первое условие? (Ответы педагогов: наличие полноценной окружающей речевой среды, правильная грамотная речь воспитателя…) 

Образцы культурной, грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых. 

В силу подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи педагога.

  1. Поставьте ударение в словах

АлфавИт, шАрфы, баловАть, договОр, звонИт,

каталОг, намЕрение, хвОя, тОрты, красИвее

бАнты, слИвовый, включИм, столЯр, свЁкла,

  1. Исправьте ошибки в предложениях.

Сегодня холодно, поэтому я одела (НАДЕЛА) шубу.

К праздничному столу купили пять килограмм банан. (БАНАНОВ)

Едь (ПОЕЗЖАЙ) быстрее.

Ребята ляжьте (ЛЯГТЕ) на пол.

Мама пекёт (ПЕЧЁТ) пироги.

Давай зажгём (ЗАЖЖЁМ) свечу.

Ихний (ИХ) пес, громко лает.

Ложу (КЛАДУ) книги на полку

Логопед: Специальное обучение осуществляется на занятиях.

Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи.

2. Часть занятия по методике развития речи.

а) грамматические упражнения проводятся на материале занятия;

б) грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием;

3. Занятия по другим разделам программы (развитие элементарных математических представлений, ознакомление с природой, рисование, аппликация, лепка, физкультурные и музыкальные занятия).

 

 На занятиях дети учатся изменять слова, образовывать формы слов, строить предложения. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей. 

Логопед: как вы понимаете 3 условие? (Ответы педагогов)

Практика речевого общения -  воспитание грамматических навыков в повседневном общении друг с другом и взрослыми и является важнейшим условием формирования грамматических навыков

 

Логопед: 4 условие - исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей.

Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму и предложить повторить. Исправление делается громко, чтобы его восприняли все дети.

Логопед: все условия взаимосвязаны и отдельно не реализуются.

Логопед: Вспомним методы формирования грамматически правильной речи

1.Дидактические игры, словесные упражнения,

2.Игры-драматизации

3.Рассматривание картин

4.Пересказ коротких рассказов и сказок

Итак, мы с вами вспомнили, что такое грамматика, направления грамматического строя речи и условия формирования грамматического строя речи. Продолжим наш семинар.

Практическая часть

  1. Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте

слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания. Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка. 

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»   

Я бросаю мяч, называя глаголы в форме 3-го лица ед. и мн. числа настоящего времени.  Вы возвращаете мяч и произнесите глагол в противоположном названному числу: Спит, летят, висят, летит, спят, стучит, висит, стучат, кричит, ползает, вьют, кричат, ползут, вьет.

  1. «Подскажи словечко» Чтение стихотворения «Федорино горе».

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных … (вилок).

Нет покинутых сироток –

Черных, гнутых …. (сковородок)

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломанных … (кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных … (блюдец).

Убежавших от букашек

Много дней немытых … (чашек).

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших … (стаканов).

Как Федора не смотрела,

Не нашла нигде . .. (тарелок).

 Скрылся от Федоры ножик,

нет больших столовых … (ложек).

Ведра, где теперь бредете?

У Федоры нету … (ведер).

  

  1. Игра "Подбери словечко"

 Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:  

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер;

                                         «старый» (дом, пень, человек, ботинок);

                                         «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть);

                                         «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка);

                                         «свежее» (молоко, мясо, варенье);

                                         «старое» (кресло, сиденье, окно).

  1. Во время игры воспитатель услышал разговор двух детей. Один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи ребенка?

  1. Логопед: каждая команда подбирает игры соответствующие данному возрасту и определяет задачу каждой игры.

Выбирайте «возраст».  

Время работы - 3-5 мин. В помощь вам программы.

Проверка задания. Если готовы - покажите свою готовность жестом.

Отвечает самый высокий член команды.

Проверка задания.

 

  1. «Поиграем». Командам предлагаются сюжетная картинка, игрушки, предметные картинки. Время 3-5 мин.

Логопед: С использованием данных предметов мы предлагаем вам презентовать игру (название, задача, игра).

Рефлексия.

Логопед: в завершение хотим сказать, что работа по формированию грамматического строя речи должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае вы увидите результат от своей работы. Мы вам предлагаем варианты игр для совместной работы с детьми.

Решение по итогам второго дня семинара-практикума:

  1. Принять информацию, полученную в ходе семинара-практикума к сведению.
  2. Воспитателям всех возрастных групп включать работу по развитию грамматического строя речи в совместную деятельность и ООД.
  3. Составить и оформить картотеку игр по развитию грамматического строя  речи по своей возрастной группе в срок до 15.11.2021г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Развитие звуковой структуры речи у дошкольников»

Подготовили и провели

учителя-логопеды:

Г.А. Галкина

Н.А. Журавская

Шарыпово 2021г.

Цель: Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР

у детей на различных возрастных периодах

Разминка

Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас с положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.

Выберите картинку и определите позицию звука (Т) в слове. За 1 стол сядут педагоги, если звук находится в начале слова. За 2 стол – в середине слова. За 3 стол – звук находиться в конце слова.

Итак, что такое звуковая культура речи? (ответы педагогов)

1 слайд 

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.  

Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.

Звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: звукопроизношение, дикция, интонация, тембр, ритм, громкость и скорость речи, паузы, мимика, жесты.

2 слайд 

Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции), выразительности детской речи.

3 слайд

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

4 слайд

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
  • дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).  
  • интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).

Сегодня мы бы хотели остановиться на трех основных составляющих входящих в понятие ЗКР – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематического слуха.

5 – 10 слайд

Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР? (выдержки из программы)

  • Группа раннего возраста – развивать органы артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания и слуховое внимание; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров); звукоподражания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

  • Младшая группа – уточняем и закрепляем артикуляцию звуков; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров); вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.

  • Средняя группа – отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; знакомство с понятием звук, слово.

  • Старшая группа – дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие), учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения; учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

  • Подготовительная группа - находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложении, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Логопед: Как планируется работа по ЗКР в ваших группах? Как часто вы планируете по ЗКР вне занятий? (ответы воспитателей)

 

Логопед: (вывод) ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

У вас на столах символы звуков. Выстройте алгоритм ознакомления детей, со звуком начиная с раннего возраста. (символы - З, Ш, Л).

Итак, вернемся к основным составляющим входящих в понятие ЗКР – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематического слуха.

11 – 17 слайд

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна? (ответы педагогов)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, которые формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ,                                                            

нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику регулярно.

Заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 мин.

Каждое упражнение надо повторять 5-7р.

Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.  

Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.

Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания                        интереса к выполнению упражнений можно использовать различные                            стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант                                     можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.  

(практическая часть)

18 слайд

Речевое дыхание

Что такое речевое дыхание? (ответы педагогов)

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: быстрым вдохом и замедленным выдохом.

Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок либо добирает воздух, либо присутствует «захлебывание», либо говорит быстро, без логических пауз, либо не договаривает окончания. Замечали?

Поэтому задача воспитателя: используя игровые упражнения (мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи») вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох.

 (практическая часть)

«Шарик» - представьте себя шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать 4 коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем под счет до 5 медленно выдохнуть через рот.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых» не менее 6 раз.

«Греем руки» - вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

  • Упражнения стоит проводить до еды
  • Одежда не должна сковывать движения
  • Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота расслаблены
  • Вдох происходит через нос
  • Выдох должен быть плавным и длинным
  • Первые занятия можно проводить лежа
  • Следить, чтобы при выполнии упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями. Во время вдоха не поднимал плечи.
  • 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики 5 минут

19 слайд

Фонематический слух

Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?

(ответы педагогов)

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

 

Предлагаем немного поиграть.

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.

И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.

Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

2. А теперь о фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой:

«У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку. Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки. «Просим к стоЛу» - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Сколько слов со звуком Л вы услышали? (8, в одном слове звук встречался дважды)

 Логопед: Игра с мячом «Цепочка слов» Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова.

Итог: В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т.е. вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука), правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.

Используется разнообразный речевой материал:

  • звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
  • специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д.

Решение по итогам первого дня семинара-практикума:

  1. Принять информацию, полученную в ходе семинара-практикума к сведению.
  2. Воспитателям всех возрастных групп включать работу по развитию звуковой культуры речи в совместную деятельность и ООД.
  3. Составить и оформить картотеку игр по развитию звуковой культуры речи по своей возрастной группе в срок до 15.11.2021г.
  4. Приобрести индивидуальные зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики в срок до 15.11.2021г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»

Подготовили и провели

учителя-логопеды:

Г.А. Галкина

Н.А. Журавская

Шарыпово 2021г.

Цель: повысить компетентность педагогов вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • научить правильно делать звуко-буквенный анализ слова;

ХОД СЕМИНАРА:

1) Упражнение «Давайте поздароваемся»

2) Деление на группы по цвету (красный, синий, зеленый)

3) Сообщение темы семинара

4) «Мозговой штурм» (работа в команде)

- Предлагаю вам поделиться на команды.

 Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»? (ответы педагогов).

           Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами.

Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т. е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.

Исходя из этого, считаем правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

 Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, далее знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению в ДОУ не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

-коррекция произносительной стороны речи

- работа над слоговой структурой слова

- знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- знакомство дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

- знакомство с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

- учить сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

- учить слоговому делению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

- учить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

- знакомство с буквами, развитие умения узнавать буквы написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга, формирование умения правильно называть буквы русского алфавита

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак.  

Как проверить, развит ли он у ребенка.

  • Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.  

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

 

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

 

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия  фонематический анализ, мы его называем  звуковой анализ.

   

Вопросы для обсуждения:

  1. Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, знакомство с буквами, обучение первоначальному чтению, печатание букв, подготовка руки к письму) 

  2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей.)

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

        При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие бывают звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог?

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха

- Что такое предложение?

Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Практическая часть №1

Поймай звук Ш

Изолированно, в слогах, в словах.

Договори последний звук Т и скажи что получилось

Вин…, бин…, зон…, кус…, мос…, лис…, сала…, жаке…, паке… .

Измени звук в слове на звук С и назови новое слово

В начале слова:

Мало-сало, Клава-Слава, Тоня-Соня, бок-сок, дом-сом, лук-сук, мода-сода;

В конце слова:

Бак-бас, Рим-рис, лев-лес, нож-нос, труд-трус, голод-голос.

В середине слова:

Лапка-ласка, марка-маска, парта-паста, сопка-соска, качка-каска, дочки-доски.

Проговори слоги, не меняя их местами:

За-зо-зу, зы-зу-за, зо-зы-за и т.д.

Зда-здо, зду-зды, здо-зда и т.т.

Договори последний слог

СА: ли…, ко…, кляк…, ро…, плак…; 

СЫ: о…, у…, бу…, ко…, ве…, ча…; 

СОК: пе…, ку…, но…, ле…, воло…, коло…, голо… .

Потерянные слоги

Игра на развитие сообразительности

Сейчас я хотела бы прочесть вам известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все слоги. Так что мне придется рассказать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась

«Жи.. бы.. дед и ба... И бы.. у них Ку.. Ря.;. Сне.. Ку.. Ря.. яич.., но не прос.., а золо... Дед бил бил не раз… Ба.. би.. би.. не раз... Мыш.. бе.., хвости.. мах.., яич.. упа.. и раз... Пла... дед, пла… ба..., а Ку.. им гово... Не плач, ба..., не плач дед, я вам новое яич… сне…, не золо.., а прос...»

Как называется сказка? («Курочка Ряба».)

Чистоговорки

Ца-ца-ца- вот идет овца

Цу-цу-цу-не боюсь овцу

Цы-цы-цы-нет овцы.

Цо-цо-цо- мы вымыли лицо

Ец-ец-ец – мы ели огурец

Ац-ац-ац – у меня матрац

Назови лишнее слово в ряду:

Зубы, зимний, золото, коза

Зяблик, зефир, магазин, зонт

Санки, цирк, суп, сок

Огурец, молодец, нос, палец

Шуба, шишка, жук, машина

Жаба, кожа, роза, жук

Разгадывание ребусов.

Составь из слогов слова с использованием кубиков.

Посчитай, сколько слов в предложении:

Утка гуляет.

Утка гуляет с утятами.

Папа пилит дрова.

Папа пилит дрова пилой.

Тихо в лесу.

Зимой в лесу тихо.

Составь из слов предложения:

Саня, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на.

Шура, собака, видеть, под, скамейка.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа.

Что такое звуковой анализ слова? (ответы педагогов)

это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

Что такое звуковая схема слова?  

это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Поэтому необходима подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

             При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

     Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

         

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

Практическая часть №2

Звуковой анализ и синтез слов

Танк, сушка, зонт

 

Ш, а, п, к, а

Т, р, а, в, а

З, а, б, а, в, а

Рефлексия

- Что интересного вы узнали сегодня? Что планируете использовать в своей дальнейшей работе?

Решение по итогам пятого дня семинара-практикума:

  1. Принять информацию, полученную в ходе семинара-практикума к сведению.
  2. Воспитателям средних, старших и подготовительных групп включать в совместную деятельность и ООД работу по развитию звукового анализа и синтеза.
  3. Составить и оформить картотеку игр (пособий) по развитию звукового анализа и синтеза, конструктор букв и фишки для звукового анализа слов по своей возрастной группе в срок до 15.11.2021г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида Подготовили и провели: учителя-логопеды Г.А.Галкина Н.А.Журавская г.Шарыпово,2021

Слайд 2

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ЧЕМ БОГАЧЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ РЕЧЬ РЕБЁНКА, ТЕМ ЛЕГЧЕ ЕМУ ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОИ МЫСЛИ, ТЕМ ШИРЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ И ПОЛНОЦЕННЕЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

Слайд 3

КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Слайд 4

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРАММАТИКА? Термин «грамматика » употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка. Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций. в о-вторых – раздел науки, изучающий правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении.

Слайд 5

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАБОТУ ПО ДВУМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Слайд 6

ПРИЧИНЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК ДОШКОЛЬНИКОВ Общие психофизиологические закономерности развития Трудности овладения грамматическим строем языка Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия речи Ограничен запас знаний об окружающем мире и объёмом словаря Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды Недостаточное внимание к детской речи

Слайд 7

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ образцы культурной, грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых обучение на занятиях воспитание грамматических навыков в повседневном общении друг с другом и взрослыми с ледить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе повседневной жизни н е следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. создание благоприятной языковой среды специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок формирование грамматических навыков в практике речевого общения исправление грамматических ошибок

Слайд 8

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ проводятся как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками . Дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласования существительных с прилагательными используется для формирования умения строить простые и сложные предложения ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи дидактические игры, словесные упражнения игры- драматизации рассматривание картин пересказ коротких рассказов и сказок

Слайд 9

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ, ЕЖЕДНЕВНОЙ И СПЛАНИРОВАННОЙ, ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЫ УВИДИТЕ РЕЗУЛЬТАТ ОТ СВОЕЙ РАБОТЫ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Слайд 2

Речь — это важнейше е достижение человека, которое позво ляет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Культура речи — это умен ие правильно, т. е. в соответствии с содерж анием излагаемого, с учетом услови й речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства ми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи явля ется составной частью общей речевой культуры, она ох ватывает все стороны звукового офо рмления слов и звучащей речи в цел ом

Слайд 3

В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ ПЕДАГОГ РЕШАЕТ ЗАДАЧИ формирования у детей правильного звукопроизношения четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз) выработки умеренного темпа речи формирования правильного речевого дыхания ф ормирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.) развитие слухового внимания и речевого слуха

Слайд 4

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ДВУМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ, ЧЕТКОЙ ДИКЦИИ И Т.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Слайд 5

Отдельные разделы ЗКР работы по включаются в музыкальные занятия ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ПРОВОДИТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ Различные разделы ЗКР могут быть включены в содержание других занятий Входит в режимные моменты Интегрированные занятия со специалистами ДОУ На занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по ЗКР Формирование звуковой культуры речи

Слайд 6

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПЕДАГОГАМИ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА(ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ) ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных ), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-3 слов) Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Слухового внимания формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса

Слайд 7

МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ) ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями

Слайд 8

СРЕДНЯЯ ГРУППА (ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ) ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свстящих , шипящих и сонорных (л, р) звуков Развивать артикуляционный аппарат Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук Совершенствовать интонационную выразительность

Слайд 9

СТАРШАЯ ГРУППА (ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ) ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА Продолжать укреплять артикуляционный аппарат; Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков (особенно группы свистящих, шипящих , звуков [л] и [р ]) Учить различать на слух и отчетливо произноситьсходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец ); Отрабатывать интонационную выразительность

Слайд 10

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (ОТ ШЕСТИ ДО СЕМИ ЛЕТ) ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове

Слайд 11

ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ? И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА? Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, которые формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Слайд 12

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Проводить артикуляционную гимнастику регулярно. Заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 мин. Каждое упражнение надо повторять 5-7р. Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.

Слайд 13

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЕЛОГО ЯЗЫЧКА.ЗООПАРК » Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Бегемотики Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, Да пяти считаю я. А потом закроем рот Отдыхает бегемот.

Слайд 14

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква -а-а, ква -а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Лягушки Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.

Слайд 15

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! Змея Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.

Слайд 16

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Лошадка Я – веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал. Расческа С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня… расческа.

Слайд 17

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Часики Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Шарики Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

Слайд 18

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ? РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Упражнения стоит проводить до еды Одежда не должна сковывать движения Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота расслаблены Вдох происходит через нос Выдох должен быть плавным и длинным Первые занятия можно проводить лежа Следить, чтобы при выполнении упражнений, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями. Во время вдоха не поднимал плечи. 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики 5 минут Речевое дыхание – дыхание в процессе речи

Слайд 19

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ? РАЗВИТЫЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ВАЖНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАМОТЫ. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Слайд 20

РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ, ЕЖЕДНЕВНОЙ И СПЛАНИРОВАННОЙ, ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕЗУЛЬТАТ ОТ СВОЕЙ РАБОТЫ ВЫ УВИДИТЕ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида Подготовили и провели: учителя-логопеды Г.А.Галкина Н.А.Журавская г.Шарыпово , 2021

Слайд 2

ЦЕЛЬ: ПОВЫСИТЬ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЗАДАЧИ: СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ; АКТИВИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ О ЗВУКАХ И БУКВАХ; УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ УЧИТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОГЛАСНЫХ ПО ТВЕРДОСТИ — МЯГКОСТИ, ГЛУХОСТИ — ЗВОНКОСТИ; НАУЧИТЬ ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Слайд 3

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ – ЭТО ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЕМ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ ТЕКСТЫ, ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ, ПОНИМАТЬ ПРИ ЧТЕНИИ НЕ ТОЛЬКО ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, НО И СМЫСЛ ТЕКСТА, Т.Е. ОВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ. ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГРАМОТЕ УЧИТСЯ ПЕРЕВОДИТЬ ЗВУКИ РЕЧИ В БУКВЫ, Т.Е. ПИСАТЬ, И ВОССОЗДАВАТЬ ПО БУКВАМ ЗВУКИ, Т.Е. ЧИТАТЬ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НЕ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКОМСТВА С БУКВАМИ. БУКВА – ЗНАК ЗВУКА ИЛИ ЕГО ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗНАКОМИТЬ СО ЗНАКАМИ, НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ С САМИМИ ЗВУКАМИ. ПОЭТОМУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКОМСТВА СО ЗВУКАМИ, Т. Е. БУКВЕННОМУ ПЕРИОДУ ПРЕДШЕСТВУЕТ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

Слайд 4

ЗАДАЧИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ коррекция произносительной стороны речи работа над слоговой структурой слова знакомство детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомство с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомство детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; учить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; учить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов знакомство с буквами, развитие умения узнавать буквы написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга, формирование умения правильно называть буквы русского алфавита

Слайд 6

КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ? ЗВУКИ – это, то что мы слышим и произносим. БУКВЫ мы пишем и читаем. Звуки бывают ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ . Гласные звуки ( А, О, У, И, Э, Ы ) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Г ласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [ jа ], [ jо ], [ jу ], [ jэ ]. Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают МЯГКИМИ и ТВЕРДЫМИ . Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом. ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ: [ Ш ] [ Ж ] [ Ц ]. ВСЕГДА МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ : [ Й ] [ Ч ] [ Щ ].

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий). ЗВУКОВАЯ СХЕМА СЛОВА – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Слайд 8

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА: слова из двух гласных ( АУ, УА ) слова из двух звуков: гласного и согласного ( УМ, АХ, УС, ДА ) слова из трех звуков ( ДЫМ, РАК, КИТ, МИР ) слова из двух открытых слогов ( ВАЗА, МАМА, ЧАСЫ ) слова из одного слога со стечением согласных в конце слова ( КУСТ, ЛИСТ, ВОЛК ) слова из одного слога со стечением согласных вначале слова ( СТОЛ, ДВОР, ГРОМ ) слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов ( ГАЛКА, СУМКА ) слова из трех открытых слогов ( ЛАРИСА, СОБАКА, РАБОТА )

Слайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА СЛОВА: Произнеси слово и послушай его. Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). Выдели голосом второй звук в слове, назови его и охарактеризуй. Третий звук и т.д. «Прочитай» слово целиком по фишкам слово. Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных звуков в слове? - сколько согласных твердых (мягких) звуков?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовили и провели: учителя-логопеды Г.А.Галкина Н.А.Журавская Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида г.Шарыпово , 2021

Слайд 2

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – ЭТО СМЫСЛОВОЕ РАЗВЁРНУТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ. ФУНКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – КОММУНИКАТИВНАЯ . ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ, И РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ТЕКСТА (НАЧАЛО, СЕРЕДИНА И КОНЕЦ) ОБУЧЕНИЕ СОЕДИНЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ СВЯЗИ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ И ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ – ОПИСАНИЙ, ПОВЕСТВОВАНИЙ, РАССУЖДЕНИЙ; ПОДВЕДЕНИЕ К ОСОЗНАНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНОГО, В ТОМ ЧИСЛЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА; СОСТАВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ (СКАЗОК, РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ) СОБЛЮДЕНИЕМ ЛОГИКИ ИЗЛОЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ; ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССУЖДЕНИЙ С ПОДБОРОМ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЕСКИХ АРГУМЕНТОВ И ТОЧНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ(СХЕМ), ОТРАЖАЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕКСТ

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЯ К ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника формулировать и задавать вопросы формирование культуры общения РАННИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем? ) вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях

Слайд 8

ВЕДУЩИМИ ФОРМАМИ ВЫСТУПАЮТ: планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня; длится от 3-5 до 10 минут; несколько ситуаций с одним дидактическим средством; могут быть реально-практическими и игровыми ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ СПЕЦИАЛЬ НЫЕ ЗАНЯТИЯ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу. На занятии решается основная речевая задача. Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексно-речевыми. Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач,содержание занятия и возможности детей Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова ( потешки , короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.



Предварительный просмотр:

С З Ц Ч Ш Ж Щ Л Р

С З Ц Ч Ш Ж Щ Л Р

С З Ц Ч Ш Ж Щ Л Р

Что такое звуковая культура речи?

Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. Сегодня мы бы хотели остановиться на трех основных составляющих входящих в понятие ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.

Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР?

•        Группа раннего возраста – развивать органы артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания и слуховое внимание; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров); звукоподражания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

•        Младшая группа – уточняем и закрепляем артикуляцию звуков; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров); вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.

•        Средняя группа – отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; развивать

Фонематический слух

- тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

C:\Users\элмарт\Desktop\slide-46.jpg

фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; знакомство с понятием звук, слово.

•        Старшая группа – дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие), учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения; учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

•        Подготовительная группа - находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложении, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.

C:\Users\элмарт\Desktop\artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej-2.jpg

Работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т.е. вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука), правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.

Рекомендации:

- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;

- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);

- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.

Дыхательная гимнастика

C:\Users\элмарт\Desktop\dyhatel-naya-gimnastika-strel-nikovoy-dlya-detey-video-2.jpg

Рекомендации:

- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты

- д.б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

Семинар-практикум

«Развитие звуковой культуры дошкольников»

Подготовили и провели:

учителя-логопеды

Г.А. Галкина

Н.А. Журавская

Шарыпово 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Данный материал будет полезен родителям, педагогам, воспитателям....

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устн...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....