Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике

Кищукова Валентина Владимировна

Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность всей речевой системы.  У таких детей, даже в старшем дошкольном возрасте, сохраняется наглядно-действенный образ мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее - ФГОС) для детей с умственной отсталостью, дает возможность, проявить свою индивидуальность.

Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность всей речевой системы.  У таких детей, даже в старшем дошкольном возрасте, сохраняется наглядно-действенный образ мышления.

Для того чтобы ребенок с умственной отсталостью смог успешно развиваться и постепенно вливаться с социум педагогам необходимо  организовать учебную деятельность так, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка.

Поэтому в нашей совместной коррекционно-развивающей работе, особое место занимает специальная техника – песочная терапия. Нами была поставлена цель и из неё мы выделили следующие задачи.

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно – образовательных задач детьми, посредствам технологии песочная терапия.

Задачи:

  1. развивать познавательные способности детей;
  2. развивать сенсорное восприятие;
  3. развивать мелкую моторику рук и тактильно-кинетическую чувствительность;
  4. развивать графо моторные функции;
  5. развивать навыки ориентировки в малом пространстве;
  6. развивать речь, фонематический слух;
  7. развивать коммуникативные навыки.

Ребенок с УУО нуждается в специальных методах, приемах и средствах воспитания и обучения, которые учитывают особенности его развития. Воспитание и обучение таких детей осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, а также степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонении в развитии. Наиболее эффективными в работе с умственно отсталыми детьми являются игровые, наглядные и практические методы обучения.

И поэтому мы хотим поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с умеренной умственной отсталостью через песочную терапию.

Каковы же общие формы нашего взаимодействия?

В начале учебного года, совместно мы проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Затем обсуждаем и планируем работу на год.

Составляется совместный план индивидуальных занятий, в зависимости от  степени нарушений. Для подготовки данных занятий учитель – логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую.

На начальных этапах коррекционно-развивающего воздействия важно вести работу по развитию сенсорного восприятия. Одним из направлений работы является развитие тактильно-двигательного восприятия: дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам (форма, величина, текстура).

А учитель – логопед, в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.

Все игры и задания проводятся с помощью песка.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке.

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры- экскурсии по городу.

Проективные игры:  проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется  психологическая  диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х  человек, и более,  в зависимости от размера песочницы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается мышление, память, внимание, восприятие;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- развиваются коммуникативные навыки;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом, игры с песком считаем очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной совместной работе учителя логопеда и дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»

laquo;Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»...

Технологическая карта музыкального занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью

Не всегда педагог сориентируется как построить музыкальное занятие с детьми с ОВЗ, аутистами. Я попробовала и получилось....

«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»

Специфика деятельности специалистов  и воспитателей предполагает оказание помощи разным категориям дошкольников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познаватель...

Сказкотерапия в работе с детьми с глубокой умственной отсталостью

Применение сказки в коррекционной работе с детьми с глубокими умственными нарушениями интелекта...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения

Аннотация: в статье освещены вопросы организации педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ (умственная отсталость) навыков здоровьесбережения....

Презентация "Нетрадиционные техники рисования, используемые в педагогической деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью, ТМНР"

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей с умеренной умственной отсталостью, ТМНР о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, ...