Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    презентация по коррекционной педагогике

    Давыдова Рамиля Ахмятовна

    Cодержание детского рисования находится почти в прямой зависимости от уровня игры, особенно сюжетно-ролевой. У детей, у которых не сформирован навык играть вместе со сверстниками и воссоздавать в играх ситуации окружающей жизни, которые плохо играют в сюжетные и ролевые игры, обычно нет и сюжетного рисунка. И наоборот, у "играющих" детей раньше возникают сюжетные рисунки, отражающие их жизненный и игровой опыт, у них раньше появляются изобразительно-игровой замысел, который они пытаются реализовать в рисунках. Поэтому при организации работы по изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми надо учитывать имеющийся у них даже небольшой игровой опыт.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_umstvenno_otstalye_deti_i_izo.pptx199.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Изобразительная деятельность и психическое развитие умственно отсталых дошкольников Давыдова Р.А.

    Слайд 2

    Для того чтобы изобразительная стала коррекционно-развивающим средством, она должна быть организована с учетом закономерностей ее развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом (в данном случае олигофренией). Н.П.Сакулина , одна из виднейших исследователей детского изобразительного творчества, особенно подчеркивала необходимость бережного отношения взрослых к игровым тенденциям детского рисования, сохранению их в процессе обучения. Связь игры и рисования оказывается очень прочной на всем протяжении дошкольного возраста. C одержание детского рисования находится почти в прямой зависимости от уровня игры, особенно сюжетно-ролевой. У детей, у которых не сформирован навык играть вместе со сверстниками и воссоздавать в играх ситуации окружающей жизни, которые плохо играют в сюжетные и ролевые игры, обычно нет и сюжетного рисунка. И наоборот, у "играющих" детей раньше возникают сюжетные рисунки, отражающие их жизненный и игровой опыт, у них раньше появляются изобразительно-игровой замысел, который они пытаются реализовать в рисунках. Поэтому при организации работы по изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми надо учитывать имеющийся у них даже небольшой игровой опыт.

    Слайд 3

    Б ольшое значение в развитии изобразительной деятельности имеет речевое сопровождение. Речь в самых разных формах входит в структуру изобразительной деятельности, являясь необходимым ее элементом. Благодаря слову является возможным так называемое " опредмечивание " первых детских каракулей, когда они становятся предметными и понятными окружающим. С этого момента речь выполняет функцию фиксации готового результата (что получилось?), функцию сопровождения и объяснения (что ребенок нарисовал и что еще будет рисовать?), а затем и функцию планирования (от определения изобразительного замысла до словесного определения последовательности работы). Только благодаря речи возможно "удерживание" ребенка в рамках замысла, доведение его (замысла) до конца и пр. Для осуществления изобразительной деятельности необходимы два основных фактора - интеллектуальный и эмоциональный.

    Слайд 4

    Организация занятий по изобразительной деятельности Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию на первых двух годах обучения проводит воспитатель. Всего четыре занятия в неделю (по одному на каждый вид деятельности). Начиная с третьего года обучения занятия по конструированию проводит учитель-дефектолог, а воспитатель обучает детей только изобразительной деятельности (4 занятия в неделю: лепка или аппликация через неделю - 1; рисование - 3 , в том числе предметное - 1, сюжетное - 1, декоративное - 1). Все занятия проводятся в первую половину дня по подгруппам. В группах первого-второго года обучения продолжительность занятий - 15-20 минут, в группах третьего-четвертого годов обучения - до 35 минут.

    Слайд 5

    Для проведения занятия детские столы ставят полукругом перед столом воспитателя, точно таким же, как и те, за которыми сидят дети. Такое расположение позволяет в ходе фронтального занятия осуществлять индивидуальную работу: видеть, как каждый ребенок выполняет задание; располагать натуру на столе воспитателя так, чтобы она была видна всем детям и находилась на уровне глаз ребенка; размещать необходимые игрушки для проведения подготовительных игр и упражнений и пр. Этапы занятия: Подготовительная Основная Заключительная

    Слайд 6

    Требования к занятиям на всех годах обучения являются : развитие заинтересованного отношения умственно отсталых детей к предлагаемым заданиям, создание соответствующего эмоционального состояния , обеспечение должной (чаще всего игровой) мотивации детской деятельности .

    Слайд 7

    В связи с этим очень важно правильно организовать начальную фазу каждого занятия, а именно: пробуждать у детей интерес к самому объекту изображения, к содержанию будущего сюжета (на этапе сюжетного рисования и лепки), формировать потребность в отражении интересного содержания. Процесс формирования изобразительной деятельности у умственно отсталых детей на протяжении четырех лет обучения состоит из следующих этапов: Первый год обучения имеет пропедевтический характер. В течение этого времени детей учат воспринимать различные изображения, знакомят с материалами и средствами изобразительной деятельности, развивают зрительно-двигательную координацию. Второй год обучения можно рассматривать как период освоения умений изображать различные предметы. Предметное рисование, лепка и аппликация проводятся только на натуре (имеются в виду новые предметы, т.е. отсутствовавшие ранее в их изобразительном опыте). Третий и четвертый годы обучения - периоды развития сюжетного рисования и лепки, а также изобразительного замысла детей.

    Слайд 8

    В течение подготовительного периода следует: пробудить у детей желание самим рисовать, лепить, строить; привлечь их внимание к готовым изображениям (иллюстрациям в книгах, рисункам, выполненным воспитателем или старшими детьми); учить узнавать самые простые изображения, обыгрывать предметы, которые потом изображает воспитатель, осуществлять действия с изображениями (подкладывание и соотнесение рисунков и аппликаций с предметами, обыгрывание лепных поделок и конструкций); познакомить с основными свойствами предметов в процессе практических действий и путем проведения специальных игр и упражнений; развивать согласованные движения руки и глаз (зрительно-двигательную координацию); познакомить с карандашами, красками, кистью, глиной, пластилином, строительными наборами. Некоторые виды работ, рекомендуемые в подготовительный период: Наблюдение изобразительной деятельности взрослых. Обыгрывание предметов и их объемных изображений Действия с плоскостными изображениями

    Слайд 9

    Обучение умственно отсталых детей предметному и сюжетному рисованию и лепке Обучение детей умению изображать предметы - одна из наиболее трудных задач всей работы по изобразительной деятельности. Трудность ее объясняется, прежде всего, низкими возможностями детей с нарушением интеллекта . Умственно отсталых детей прежде всего надо научить видеть в предмете как общую форму, так и форму отдельных частей, так как адекватность отражения формы предмета является одним из главных условий узнаваемости изображения. С установлением ребенком сходства рисунка с обликом знакомых предметов связано вообще становление предметности детского рисунка. Целенаправленное восприятие объекта, организованное под руководством воспитателя, называется обследованием. Обследование включает в себя следующие этапы: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения частей; заключается обследование всегда повторным целостным восприятием предмета.

    Слайд 10

    Рисование и лепку по выбору можно вводить во второй половине второго года обучения, если дети уже определяют форму предмета не только зрительно-двигательным способом, но и путем сравнения ее с формой других предметов. Сначала рисование и лепка по выбору проводятся с наглядным подкреплением . На втором этапе рисования по выбору все игрушки, выбранные детьми , стоят на столе воспитателя на протяжении всего занятия. На следующем этапе и рисование, и лепка проводятся без наглядного подкрепления . Только когда дети научатся "удерживать" в ходе выполнения изображений выбранную тему, не изменяя и не "соскальзывая" с нее, можно переходить к тому, чтобы они придумали тему будущего рисунка и лепки В ходе рисования и лепки по выбору детей учат предварительному словесному определению выбора, краткому рассказыванию о предстоящем изображении и о содержании выполненного изображения.

    Слайд 11

    На третьем и четвертом году обучения сюжетное рисование проводится каждую неделю . К этому времени дети имеют достаточный изобразительный опыт. Длительность занятия составляет 30-35 минут. Основное содержание занятий, отведенных на сюжетное рисование, составляет иллюстрирование сказок, рассказов, рисование на темы сюжетно-ролевых игр, праздничных утренников и пр. Сюжетная лепка проводится один раз в месяц. Рисование и лепка по замыслу детей. Этот вид деятельности может стать доступным умственно отсталым детям на третьем и четвертом годах обучения, когда они уже приобрели некоторый изобразительный опыт, овладели способами восприятия свойств предметов, начинают обследовать их не только под руководством воспитателя , но и самостоятельно. Рисование по замыслу детей проводится не реже одного раза в месяц (на занятиях и предметным, и сюжетным рисованием). При оценке работ и поведения детей в ходе их выполнения воспитатель должен обязательно отметить тех, кто старался выполнить рисунок самостоятельно, проявил настойчивость и прилежание. Оцениваются также и изобразительные достоинства рисунков в соответствии с поставленными задачами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

    Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

    Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

    Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

    Проектная деятельность: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

    Проектная деятельность по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 2 Изучение особенностей зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников2.1. Организация и м...

    К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

    В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

    Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр

    В дошкольной педагогике и психологии уделяется большое внимание изучению роли общественного дошкольного воспитания в нравственном развитии детей с первых лет их жизни.Известно, что возраст от 2 до 6 л...

    РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ)

               Привитие культурно-гигиенических навыков является одной из важных задач воспитания дошкольника. Процесс воспитания навыков самообслуживания тесно связан...

    О ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

              Воспитание детской самостоятельности является одной из важных задач дошкольных учреждений. В воспитании же аномальных детей эта задача приобретает особое знач...