Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ)
    статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

                 Привитие культурно-гигиенических навыков является одной из важных задач воспитания дошкольника. Процесс воспитания навыков самообслуживания тесно связан с психической деятельностью ребенка. В период воспитания этих навыков ребенок должен научиться целесообразно действовать с предметами и одновременно  управлять своими движениями. Этот вопрос рассматривается  в работах А.В.Запорожца, Я.З.Неверович и других.

                 Процесс обучения состоит не только в том, что педагог ведет дошкольника к овладению умениями и навыками, но и в том, что он в то же время способствует развитие самостоятельности и формированию положительных качеств личности ребенка. Это является важным положением и в обучении навыкам самообслуживания умственно отсталых дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ)».

    Учитель-дефектолог

    Бочтарёва А.Л.

                 Привитие культурно-гигиенических навыков является одной из важных задач воспитания дошкольника. Процесс воспитания навыков самообслуживания тесно связан с психической деятельностью ребенка. В период воспитания этих навыков ребенок должен научиться целесообразно действовать с предметами и одновременно  управлять своими движениями. Этот вопрос рассматривается  в работах А.В.Запорожца, Я.З.Неверович и других.

            Процесс обучения состоит не только в том, что педагог ведет дошкольника к овладению умениями и навыками, но и в том, что он в то же время способствует развитие самостоятельности и формированию положительных качеств личности ребенка. Это является важным положением и в обучении навыкам самообслуживания умственно отсталых дошкольников.

            Произвольные движения у умственно отсталых детей развиваются медленно, формируются поздно и качественно отличаются от того же процесса у детей с нормальным развитием. У детей плохо развита координация движений, поэтому отстает в развитии и функциональное использование руки. Все это препятствует, наряду с другими факторами, овладению предметными и орудийными действиями, в том числе культурно-гигиеническими навыками.

            У нормально развивающихся детей формирование навыков самообслуживания проходит быстрее и полностью осуществляется в процессе проведения  режимных моментов. К концу дошкольного обучения эти дети самостоятельно моют руки и лицо; вытираются полотенцем; пользуются ложкой во время еды; одеваются и раздеваются в определенной последовательности и т.д.

            Усвоение культурно-гигиенических навыков в процессе выполнения режимных моментов проходит у умственно отсталых детей с трудом даже при правильном руководстве. Как правило, дети медленно усваивают порядок действий при умывании и вытирании рук; не пользуются круговыми движениями при мытье рук; неправильно держат ложку, набирают неумеренное количество пищи. Дети с трудом усваивают порядок одевания и раздевания.

            Исходя из этого, можно сделать вывод, что умственно отсталых детей всем этим действиям надо специально обучать, учитывая их сенсорные и моторные трудности. С этой целью предусматривается введение специальных занятий по привитию навыков самообслуживания умственно отсталым дошкольникам. Формирование навыков у этих детей проходит как на этих специальных занятиях, так и в процессе проведения режимных моментов.

            Специальные занятия проводятся 2 раза в неделю со всеми детьми группы. Эти занятия построены с учетом особенностей умственно отсталых дошкольников (отсутствие интереса к занятиям, недостаточно высокий уровень развития восприятия, замедленность восприятия и некоординированность движений).

            В процессе проведения занятий можно выделить несколько задач.

    Одна из которых – вызвать у детей интерес к овладению навыками.

            Важным условием успешного проведения занятий по обучению навыкам самообслуживания является создание игровой ситуации и использование в ней достаточно больших и красочных игрушек, соответственно размеру которых подобраны одежда, посуда и мебель. Создавая разные игровые ситуации с игрушками («умыть куклу», «накормить мишку», «раздеть куклу» и т.д.), воспитатель вызывает у детей интерес к умыванию, одеванию, раздеванию, правильному поведению во время режимных моментов, т.е. к овладению культурно-гигиеническими навыками.

            Кроме больших привлекательных игрушек, воспитатель использует короткие потешки, доступные пониманию детей. Например, при умывании

                    «Водичка, водичка,

                      Умой мое личико,

                           Чтобы глазки блестели,

                           Чтобы щечки розовели и т.д.»

               Или:  «Мишка, чище мойся,

                           Воды не бойся»

    Во время еды можно использовать потешку:

                         «Сядем правильно за стол,

                            В руку ложечку возьмем,

                            Не накрошим, не нальем, -

                            Чисто будет все кругом».

    Эмоциональность игровых ситуаций, потешек, стихов, ровный ласковый тон воспитателя привлекает внимание детей и вызывает у них положительное отношение к воспитываемым навыкам самообслуживания. Чтобы возникшее во время игр-занятий положительное отношение к занятиям по формированию навыков было перенесено детьми в бытовую ситуацию, воспитатель использует уже знакомые детям потешки и четверостишия, вводит персонажей этих игровых ситуаций (кукол, мишек), которые присутствуют при проведении  режимных моментов (при умывании, одевании и т.д.). Воспитатель от имени этих игрушек поощряет или порицает действия детей (например, при одевании детей на прогулку приходит кукла, которая отмечает, что все дети правильно и аккуратно оделись). При  таком построении занятий изменяется отношение умственно отсталых дошкольников к навыкам: они с интересом подражают не только действиям воспитателя с игрушками, но и выполняют его требования.

            Следующая задача обучения навыкам самообслуживания состоит в том, чтобы научить детей действовать с предметам ( мыло, полотенце, ложка), и выполнять ряд последовательных действий с ними (непосредственному и отсроченному подражанию и самостоятельно) сначала в игровой, а затем – в бытовой ситуации. При этом каждое действие показывается воспитателем расчленено, поэтапно и словесно обозначается. Так, например, при вытирании рук: «Подойди к шкафу», «сними полотенце», «разверни полотенце», «вытри одну руку», «вытри другую руку», «повесь полотенце». Словесное обозначение этапов действия на первых порах сопровождаются показом. При одевании куклы на прогулку воспитатель говорит: « Подведи куклу Таню к шкафчику», «возьми рейтузы для куклы», «надень рейтузы кукле», « возьми сапоги», «надень сапоги кукле», «возьми шапку», «надень шапку кукле», «возьми пальто», « надень пальто кукле». Процесс умывания и пользования ложкой также показывается поэтапно и расчленено.

            Таким образом, при обучении самообслуживанию используется расчлененный показ, который проводится в медленном темпе. На первом году обучения воспитатели и педагоги используют не просто подражание, а подражание в таких условиях, когда взрослый показывает отдельно каждый этап действия, а ребенок тут же повторяет его с другим предметом. Рассмотрим одно из таких занятий.

            Тема – Кормление куклы,

            Цель – учить детей кормить куклу по непосредственному подражанию действиям взрослого; вызвать интерес у детей к данному навыку; учить держать ложку в руке; показать детям последовательность действий при еде ложкой.

            Оборудование: две куклы (одна из них новая), кукольная мебель и посуда.

              В игровом уголке перед детьми стоят стол и стулья. Воспитатель приводит новую куклу, которая «здоровается» и «знакомится» с детьми. Педагог-воспитатель спрашивает куклу: «Как тебя зовут?» Кукла отвечает: «Таня». Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид куклы, вызывая у детей положительное отношение к ней. Затем воспитатель говорит детям о том, что куклы (Таня и Маша) хотят есть и их надо покормить. Воспитатель берет куклу Машу, а вызванному ребенку предлагает взять куклу Таню. Говорит детям : «Будем кормить наших дочек». Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукол-дочек они будут кормить ложкой. Взрослый и вызванный ребенок действуют одновременно (сажают кукол и кормят их). Воспитатель показывает и словесно обозначает каждое действие с куклой Машей : «Возьми ложку в руку», « Опусти ложку в тарелку», «Набери кашу», «Поднеси ложку ко рту». Обращается внимание на то, что кукла ест ложкой, и ложку подносит только ко рту (а не к носу или глазам). Воспитатель подробно обсуждает с детьми значение каждого этапа, но делает это в игровой форме. Например, подносит ложку ко рту куклы, не набрав еды из тарелки. Кукла начинает плакать. Воспитатель говорит: «Ох, я забыла набрать кашу». Затем дети по очереди кормят своих дочек. Воспитатель отмечает то, что все дети покормили дочек, дочки рады.

            В случае моторных затруднений у детей воспитатель пользуется совмещенными действиями – взрослый берет рукою ребенка ложку, вместе с ним набирает пищу и доносит ее до рта куклы-дочки. В тот же день, когда сами дети садятся есть, к ним приходит кукла Таня, которая наблюдает за тем, как дети пользуются ложкой. Хвалит детей, которые правильно едят и «помогает» тем, кто ест неправильно.

            После того, как дети научились действовать с ложкой по непосредственному подражанию действиям взрослого; упражнение в этих действиях проводится по отсроченному подражанию.

            Как же проводится это занятие по отсроченному подражанию.

            Тема – Кормление Куклы.

            Цель – учить детей кормить куклу по отсроченному подражанию действиям взрослого; вызвать интерес у детей к данному занятию; учить детей держать ложку в  руке; учить выполнять все этапы действий при еде ложкой.

            Оборудование: куклы, кукольная мебель и посуда.

            В игровом уголке перед детьми, которые сидят полукругом, стоит стол и стулья. Воспитатель приводит куклу Нину, которая «здоровается» с детьми. Затем взрослый вызывает у детей положительное отношение к ней (говорит, что она пришла в гости к детям и ее надо покормить). Воспитатель от имени куклы Нины говорит детям: «Нина хочет есть». Взрослый подводит куклу-Нину  к столу и сажает ее на стул. Спрашивает у детей: «Что надо взять в руку? Правильно, надо взять ложку». Воспитатель демонстрирует все действия с куклой Ниной и словесно обозначает их: «Возьму ложку в руку», «опущу ложку в тарелку», «наберу немного каши», «поднесу ложку ко рту куклы Нины», «дочка, ешь кашу». Кукла Нина поела. А теперь дети будут кормить своих дочек. Вызываются дети, которые берут из игрового уголка кукол-дочек и кормят их. В случае моторных затруднений у детей воспитатель также использует совмещенные движения.

            В процессе проведения режимного момента воспитатель обращает внимание не только на этапы действия с ложкой, но и на характер самих действий как раздвинуть пальцы, чтобы взять ложку; как поднести ложку ко рту и т.д.

            И самой главной задачей в обучении умственно отсталых дошкольников самообслуживанию является овладение всеми видами  навыков (самостоятельно одеваться, умываться, пользоваться ложкой).

             После проведения специальных занятий овладение навыками переносится на режимные моменты. К этому времени существенно меняется отношение детей к самостоятельной еде, появляется желание есть самим, самостоятельно одеваться, умываться и делать все это правильно и аккуратно. Эти стремления детей необходимо поддерживать, помочь им при затруднениях, похвалить даже тех, у кого не все сразу получается. Взрослые всегда должны помнить, что овладение навыками самообслуживания  - первые трудовые действия детей, которые уменьшают их зависимость от взрослого, дают им переживание успеха, способствуют их активному включению в общую жизнь, т.е. вносят большой вклад в формирование личности аномального ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ "Поможем кукле Кате застелить кровать"

    Занятие для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) по формированию навыков самообслуживания...

    Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Каждой вещи свое место» в подготовительной группе.

    Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Каждой вещи свое место» в подготовительной группе.Программное содержание:- учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевал...

    Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания с развитием мелкой моторики у детей.

    Конспектзанятия по формированию навыков самообслуживания с развитием мелкой моторики у детей....

    Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания на тему: "Научим Катю умываться" в группе для детей с умственной отсталостью.

    В конспекте воспитатель закрепляет умения и навыки  умывания и мытья рук , последовательность действий (алгоритм умывания) детей с ОВЗ в игровой форме....

    Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания в младшей группе.

    Конспект  занятия по формированию навыков самообслуживания в младшей группе....

    Конспект комплексного занятия по «Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»

    Конспект комплексного занятия по«Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»...

    Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

    Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников....