Проект: "Маленькая страна"
проект по коррекционной педагогике

Полякова Анна Георгиевна

Данный проект предполагает организацию пространства таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Интенсивный темп жизни способствует переутомлению и созданию стрессовых ситуаций. Всё  это требует нормализации психоэмоционального состояния и создания комфортных условий для детей.  

Находясь в этом пространстве у ребёнка снимается стресс, улучшается  психофизическое состояние. Данный материал поможет педагогам правильно создать предметно-развивающее пространство в соответствии с новыми ФГОС ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Анна Георгиевна

психолог

Проект: «Маленькая страна» (создание предметно-развивающего пространства для психологической разгрузки)

Аннотация проекта

Данный проект предполагает организацию пространства таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Интенсивный темп жизни способствует переутомлению и созданию стрессовых ситуаций. Всё  это требует нормализации психоэмоционального состояния и создания комфортных условий для детей.  

Находясь в этом пространстве у ребёнка снимается стресс, улучшается  психофизическое состояние. Данный материал поможет педагогам правильно создать предметно-развивающее пространство в соответствии с новыми ФГОС ДОУ.

Введение

          Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и  повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие  всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть,  но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями.   Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность  прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми  словами   для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость».

Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения, этими  качествами  обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие  другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста.  Само принятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать  его у детей.

  Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью разработан проект «Маленькая страна».

 

Для реализации были определены основные направления преобразования образовательной среды.

Основу разработки составили следующие принципы:

- гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства,  все материалы распределены в зависимости от удобства использования в комнате.

- активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Материал для предметно-развивающего пространства подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

для психологической разгрузки воспитанников;

*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

*обучение детей бесконфликтному общению;

*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов и родителей.

Задачи:

1. Активизировать деятельность педагогического коллектива по созданию предметно-развивающего пространства для полноценного психофизического развития дошкольников.

2. Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.

3. Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.

4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Паспорт проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2013 – март 2014г.

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.

Широта охвата: возрастные группы ДОУ.  

Ожидаемый результат:

  1. Будут созданы условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
  2. Будут созданы условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
  3. Будут созданы условия способствующие развитию коммуникативной компетентности детей.
  4. Эффективное сотрудничество с родителями и педагогами.

Предполагаемые риски и пути их минимизации.

Риски

Минимизация

  1. Невостребованность детьми

Создание оборудования  и материалов в необычном, ярком виде; использование сюрпризного момента

  1. Недостаточное финансирование

Партнёрство с воспитателями, родителями (в качестве добровольных спонсоров), изготовление своими руками.

Перспективы распространения результатов проекта:

  1. Обобщение итогов реализации проекта.
  2. Презентация проекта.
  3. Публикация в учебно-методическом пособии.

План реализации проекта.

Этапы

содержание

Задачи

Сроки

  1. Подготовительный

(информационно-аналитический)

Изучение методической литературы по данной теме; сбор информации через СМИ, интернет, составление плана проекта.

Утверждение проекта; разработать план реализации проекта.

Октябрь-ноябрь 2013г.

  1. Основной (практический)

Работа по созданию оригинальной предметно- развивающей среды.

Привлечение родителей для реализации поставленных задач (оказание добровольной спонсорской помощи); необходимо подобрать место расположения уголка, атрибуты,

Декабрь-февраль 2013-2014г.

  1. Заключительный (контрольно-диагностический)

Подготовка к презентации, к научно-практической конференции, публикация материала.

Оценка проделанной работы.

Март 2014г.

Материалы и оборудование для совместной и самостоятельной деятельности.

«Проблема»

Оборудование

  1. Агрессия

Цель: Обучение агрессивных детей способам управления гневом в приемлемой форме, обучение детей бесконфликтному общению.

Боксерская груша, мягкая подушка, стаканчик для крика, коврик злости, коробочка примирения, мешочки настроений, коврик дружбы, корзинка с клубочками разноцветных ниток, дидактическая игра «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.

  1. Тревожность

Цель: Снятие тревожности, скованности, замкнутости, повышение самооценки для тревожных, не уверенных в себе детей.

Подиум, медали, сонные подушки, наличие игрушек, предметов мебели для регуляции двигательной активности детей (подушки, мячи, кресло, обруч, мягкие игрушки и т.д.).

  1. Саморегуляция

Цель: Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, развитие и коррекция эмоционально – волевой и коммуникативной сферы.

Наличие картотеки с упражнениями по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и играми, аудиозаписи различных видов шумов, музыки для отдыха и релаксации, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка)

  1. Разитие анализаторов

Цель: Стимулировать развитие слухового, тактильного, зрительного, обонятельного анализаторов.

«Музыка ветра», различные виды покрытий, песок, вода, фонтанчики, аквариумы, камни, цветы, свечи, ароматы

Реализация данного проекта будет направлена на работу с детьми по программе сказкотерапии.  В каждом занятии представлен комплекс игр и упражнений по определенной проблематике. Структура занятия следующая:

  1. Приветствие и вхождение в занятие.
  2. Прочтение или прослушивание записи сказки.
  3. Обсуждение сказки с детьми.
  4. Проведение 2-3 упражнений или игр по проблеме поднятой в сказке.
  5. Завершение (подведение итогов и прощание).

Проблемы, с которыми работает сказка

Сказка

возраст

1

Возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, капризность.

Сказка о грубом слове «уходи»

4-7

2

Детский негативизм, тревожность, хвастовство, деспотизм

Сказка о первых ягодах

4-7

3

Капризность, негативизм, обида, разочарование.

Сказка про маму

4-7

4

Конфликтное поведение

Сказка о высунутом язычке

4-7

5

Лень, капризы, отказ от самостоятельности

Сказка о ленивых ножках

4-7

6

Лживость

Сказка про честные ушки

4-7

7

Небрежное обращение с вещами

Сказка про башмачки

4-7

8

Негативизм, капризность, вредные привычки, нежелание взрослеть

Сказка про соску

4-7

9

Негативизм, невнимательность, отсутствие воспитания

Сказка о невоспитанном мышонке

4-7

10

Негативизм, тревожность, беспокойство, негативное самопредъявление, хроническая неуспешность

Сказка Маша и Ойка

4-7

11

Обиды, непонимание друг друга

Сказка о часах с кукушкой

4-7

12

Плаксивость, повышенная тревожность, заниженная самооценка

Сказка когда можно плакать

4-7

13

Страх, конфликтное поведение, тревожность, неумение поддерживать контакты с другими детьми, низкая самооценка

Сказка о самом большом друге

4-7

14

Страхи

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка

4-7

15

Экологическое воспитание детей.

Сказка про маленький дубок

4-7

16

Энурез

Сказка о мокрых штанишках

4-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькая страна - это моя семья".

Мы должны помочь детям осознать значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому....

Проект Маленький гражданин великой страны.

«Патриотизм - это не доблесть  и не профессия, это единственное человеческое чувство.  Это  любовь к Родине, к ее народу, ко всему  тому, что впитано с молоком...

Проект "Маленькая страна чудес"

В данном проекте представлен опыт работы детского сада по благоустройству и озеленению территории....

Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....

проект "Маленький гражданин большой страны"

Всероссийский детский конкурс научно – исследовательский и творческих работ «Первые шаги в науки»  Воспитатель:Шипилова Марина Вадимовна  Свердловская областьГород Ниж...