Занятия-игры "Доска выбора".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коваленко Елена Ивановна

Механизм проведения групповых музыкальных игр-занятий с использованием доски выбора универсален. Такая форма проведения музыкального занятия может быть использована в любое время, не зависимо от темы и от образовательных задач, поставленных в той или иной музыкальной деятельности. Главное, для каждой запланированной деятельности на занятии иметь картинку-модель и желание инициировать детский интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doska_vybora_opisanie.docx328.12 КБ
Файл zanyatie_detskiy_albom_2018g.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-занятия с использованием доски выбора.

Механизм проведения групповых музыкальных игр-занятий с использованием доски выбора универсален. Такая форма проведения музыкального занятия может быть использована в любое время, не зависимо от темы и от образовательных задач, поставленных в той или иной музыкальной деятельности. Главное, для каждой запланированной деятельности на занятии иметь картинку-модель и желание инициировать детский интерес.

Цель: Создать условия для развития детской инициативы и ситуации выбора деятельности, мотивировать воспитанников к музыкальной деятельности, создать атмосферу успешности, уважения и психологического комфорта.

Задачи: Задачи определяются в зависимости от стадии разучивания и целей планируемых педагогом в процессе  деятельности с каждым произведением.

Запланированные педагогом игры (деятельность) представляются картинками на доске. С помощью социо-игровой технологии дети выбирают ведущего, который осуществляет порядок, выбор деятельности, которую он сейчас хочет предложить для сверстников.

Таким образом, порядок игр на занятии определяет выбор детей. Дополнительный выбор педагог может предложить из ранее разученных игр, танцев, песен.

 (Пример: При выборе вида деятельности «Сочини», можно выбрать игру «Сочини», или «Песенка по кругу», или «Повторюша»).

https://youtu.be/dCt80XAfEuw 


D:\Видиофильмы\Фото конкурс Воспитатели России\Разучивание песни с кинест.ковриками.JPGD:\Видиофильмы\Фото конкурс Воспитатели России\Музыкальные узоры01.jpgD:\Видиофильмы\Фото конкурс Воспитатели России\Музыкальные узоры24.jpg

D:\Видиофильмы\Фото конкурс Воспитатели России\WP_20160427_15_49_57_Pro.jpg

D:\Видиофильмы\Фото конкурс Воспитатели России\Озвучивание сказки.jpg

Игра Кубик эмоций.JPG

            Проведение игры-занятия с использованием доски выбора по «активному» слушанию, позволяет создать условия для дополнительного экспериментирования и передачи через способы игры на инструментах, пластику рук, элементарных движений тела и рисованию музыки характера и выразительных особенностей произведения в четырех деятельностных зонах: «Танцуй как хочу», «Рисование», «Дирижирование», «Оркестр». Такая форма проведения музыкального занятия позволяет детям еще раз «поиграть» с музыкой, открыть новые штрихи, выразительные особенности, оттенки настроения «изучаемого» произведения.

Цель занятия: Создать ситуацию для дополнительного экспериментирования и передачи характера и выразительных особенностей произведения. (Возможно, сегодня у кого-то произойдет встреча с акцентом в четвертом такте, а кто-то осознает и передаст на инструменте 2-х частность произведения).

Задачи:

  1. Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
  2. Создать ситуацию успешности, уважения и психологического комфорта для каждого ребенка, а также способствовать поднятию статуса у «изолируемых» детей.
  3. Побуждать к поиску: приемов игры на различных музыкальных инструментах; элементарных движений тела, рук; и вариантов отображения музыки в штрихе, цвете, линии.

На доске представлены виды импровизаций в процессе «активного» слушания произведения в виде картинок: инструментальная, танцевальная, пластическая (дирижирование) и рисование. С помощью социо-игровой технологии дети выбирают ведущего, который осуществляет порядок, выбор картинки-игры (импровизации), которую он сейчас хочет предложить для сверстников.

Таким образом, на протяжении занятия у детей есть возможность с помощью разных видов деятельности экспериментировать, искать новые способы, приемы передачи через инструменты, пластику рук, элементарных движений тела и рисованию музыки характера и выразительных особенностей произведения. Порядок импровизаций определяет выбор детей.

https://www.youtube.com/watch?v=kH5VDZsuhnQ 

D:\Видиофильмы\С камеры сказки шумелки, доска выбора ноябрь 2018г\фото доска выбора тематическое\тематич. выбор 27.jpgтематич. инстр.20.jpgтематич. танцы.jpg

тематич.дириж..jpgтематич. инстр. обсужд.1.jpgтематич. выбор0.jpg

Вариант проведения заключительной тематической игры-занятия по слушанию музыки, способствовал развитию инициативы и возможности сделать собственный независимый выбор. 

Цель занятия: Развитие инициативы и возможности сделать собственный независимый выбор в процессе «активного» слушания музыки.

Задачи:

  1. Обогатить или активизировать словарный запас при подборе определений, подходящих под описание характера или выразительных особенностей произведения.
  2. Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
  3. Развивать логическое мышление с помощью компьютерной игры «Ассоциации», а также активизировать речевую активность и развитие связной речи.

В самом начале занятия детям предлагается по фрагменту определить произведение и «набрать» в Д/и «Музыкальная копилка» нотки-определения.

На доске представлены виды импровизаций в процессе «активного» слушания произведения в виде картинок: инструментальная, танцевальная, пластическая (дирижирование) и рисование.

Каждый ребенок осуществляет свой выбор, с помощью нотки-магнита определяя центр, в котором он сейчас будет музицировать. Дети одновременно, в разных, выбранных каждым ребенком центрах, импровизируют под звучащие для всех сразу произведение. Выбор деятельностной зоны осуществляют два раза. (Ребёнок может выбрать один и тот же понравившийся центр два раза).

В заключении детям предлагается компьютерная игра «Ассоциации». У игры 3 разновидности:  «Цвет и цветы», «Картины и явления природы», «Цвет и животные». Дети, договариваясь или голосуя, выбирают вариант игры.

https://www.youtube.com/watch?v=G8Vd8VY9QHg 
D:\Видиофильмы\С камеры сказки шумелки, доска выбора ноябрь 2018г\201811161014480.jpgD:\Видиофильмы\С камеры сказки шумелки, доска выбора ноябрь 2018г\2018111610144803.jpgимпровиз 200.jpg

Комп. игра ассоциации00.jpgимпров.111.jpgимпровиз 1а00.jpg

Вариант совместного тематического вечера-развлечения с родителями позволил создать неповторимую атмосферу совместного творчества и общения детей, родителей и педагогов.

Цель мероприятия: Создать условия психологического комфорта, ситуации успеха и желания для активного общения и сотворчества детей и их родителей.

Задачи:

1. Формировать у родителей партнерские взаимоотношения с их детьми, «позволить» детям быть наставниками, помощниками для взрослых, показывая как легко «играть» с музыкой.

2. Закрепить знания детей об «изученных» произведениях. Расширить или освежить знания взрослых о композиторе и его произведениях.

DSC00304.JPGDSC00317.JPGDSC00318.JPG

DSC00332.JPG

                        DSC00326.JPGDSC00319.JPG

        



Предварительный просмотр:

Заключительное тематическое игра-занятие по слушанию музыки из «Детского альбома»  П.И.Чайковского

С детьми подготовительной к школе группы с ТНР третий год обучения.

Цель:   Развитие инициативы и возможности сделать собственный независимый выбор в процессе «активного» слушания музыки посредством НОД в форме игры –занятия с использованием доски выбора.

Задачи:

  1. Обогатить или активизировать словарный запас при подборе определений, подходящих под описание характера или выразительных особенностей произведения.
  2. Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
  3. Развивать логическое мышление с помощью компьютерной игры «Ассоциации», а также активизировать речевую активность и развитие связной речи.

Ожидаемый результат:

  • Дети самостоятельно определяют свой выбор без оглядки на выбор сверстников.
  • Через создание различных импровизаций дети почувствовали и смогли передать характер, выразительные особенности произведений.
  • С помощью компьютерной дидактической игры дети смогли выстроить ассоциативный ряд музыки с изображением и попытались его связно объяснить.

Предварительная работа:

- ранее, в старшем возрасте, дети играли с музыкой произведения «Утренняя молитва» П.И.Чайковского из «Детского альбома» и «активно» слушали-смотрели м/ф «Детский альбом».

- в подготовительном к школе возрасте дети на предыдущих занятиях играли-музицировали произведение «Мама», играли с ним в игру-занятие с использованием доски выбора разными вариантами , и просматривая в этом году еще раз м/ф «Детский альбом», выяснилось, что дети запомнили и узнают ещё 5 произведений: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Грёзы», «Вальс», «Баба Яга».

-в игру-занятие с использованием доски выбора в разных её вариантах  дети играют уже третий год с разными произведениями.

Дети заходят в зал, встают в круг.

1. Приветствие «Здравствуйте!» по жесту педагога-дирижера отрывисто или протяжно.

 Педагог обращает внимание на «Доску выбора» и прежде чем начать играть, предлагает узнать по фрагменту произведение, с которым дети будут играть-импровизировать.

Педагог исполняет фрагмент произведения П.И.Чайковского «Мама».

2. Дети узнают по фрагменту произведение, которое ранее на предыдущих занятиях музицировали (изучали) и в  «Музыкальную копилку»  «кладут» слово-монетку, подходящее под описание характера или выразительных особенностей произведения  (повторяют положенные в копилку слова, для запоминания, а акцент на том кто из детей положил слово-монетку дает возможность создать ситуацию успешности или подъема статуса ребенка в глазах сверстников).

3. Педагог предлагает детям сделать выбор центра, в которой они хотят с этим произведением играть-музицировать (дети с помощью магнитов-ноток осуществляют свой выбор, расходятся по центрам: рисование, танцевальные импровизации, инструментальные импровизации, дирижирование и выбирают предметы или инструменты для игры с музыкой).

4. «Музицирование» - под звучание произведения «Мама» П.И. Чайковского единовременное создание импровизаций в разных центрах. (По окончании музицирования творческий акт детей обязательно должен поощряться аплодисментами, создавая ситуацию успеха, психологического комфорта и важности творческого проявления детей).

5. Для повторной импровизации педагог предлагает детям сделать выбор из ранее «сыгранных» (изученных) произведений «Детского альбома» П.И.Чайковского.

6. Дети второй раз осуществляют выбор центра, в которой они хотят играть с музыкой и «Музицируют»  с произведением, которое выбрали сами. (Апплодисменты)

7. Педагог предлагает поиграть в компьютерную игру «Ассоциации», а в какую дети выбирают сами. За каждой из игр («Цвет и цветы», «Животные, насекомые и цвет», «Картины и явления природы») заранее закреплено в презентации произведение из «Детского альбома» П.И.Чайковского, которое ранее на предыдущих занятиях дети музицировали. Дети сами выбирают ассоциацию и объясняют свой выбор, сравнивая характер или выразительные особенности произведения со своим выбором (главное создать и поддерживать в этот момент атмосферу важности выбора каждого ребенка, уважения к высказываниям и возможности обратиться за помощью к сверстникам).

8. По окончании игры педагог дает возможность высказаться детям, как (в каком центре или в какую игру) им сегодня понравилось играть с музыкой больше всего.

Прощание «До свидания!» по жесту педагога-дирижера отрывисто или протяжно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доска выбора деятельности.

Для оформления предметно-развивающей среды в группе я сделала доску выбора деятельности. На крючки, которые есть в каждой из частей паззла, дети вешают бирки со своими именами или фотографиями (в зави...

Открытое мероприятие «Организация совместной деятельности педагога с детьми. Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника (работа с «Доской выбора», «Лесенкой успеха».

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Космическое путешествие»Образовательные задачи:- Продолжать знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью космонавтов, побуждать ...

паспорт методического пособия "Доска выбора"

Доска выбора- средство для развития детской инициативы и самостоятельности, необходимый элемент для работы по методике Свирской....

паспорт методического пособия "Доска выбора"

quot;Доска выбора"- средство развития детской инициативы и самостоятельности; неотъемлемая часть методики Свирской....

Использование доски выбора с детьми среднего дошкольного возраста при реализации программы региональной направленности «Кубанский край – земля родная!»

При реализации данной программы используется технология Л.В. Свирской "Детский совет" и "Модель трех вопросов".  Используется она при проведении Казачьего схода....

«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.

Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети ...