Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми
статья по коррекционной педагогике

Петрова Ольга Владимировна

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_s_detmi_i_vzroslymi.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми

Введение

В настоящее  время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии  «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано  с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками  и взрослыми. При этом этот метод  подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование  терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В кратчайшие сроки возможно проработать с  клиентом стрессовые или конфликтные  ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

Глава 1. Сказкотерапия как  метод психологической  работы с детьми и  взрослыми

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для  детей, которые испытывают страхи  темноты, страх пред медицинским  кабинетом и другие страхи.

2. Сказки  для гиперактивных детей.

3. Сказки  для агрессивных детей.

4.Сказки для  детей, страдающие расстройством  поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки  для детей, которые столкнулись  с проблемами семейных отношений.  В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки  для детей в случае потерь  значимых людей или любимых  животных.

 

1.1. Жанры, используемые  в сказкотерапии

По определению  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Как пишет  Вачков И.В. [1], главным средством  психологического воздействия в  сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

Остановимся на нескольких приемах, которые очень  хорошо зарекомендовали в психологическом  консультировании. Это работа с притчей  и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок.

 

1.1.1.  Функция притч

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной  философии. Жизненный урок в притчах  не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.

При семейном и индивидуальном консультировании также  достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры, сказки и анекдоты.

По мнению Н. Пезешкиана [11]: «Истории могут оказывать  самое различное воздействие  на человека. Они имеют воспитательное  и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

Если истории  и притчи при психологическом  консультировании  подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

Истории предлагают различные варианты действий.

После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

Одна  из важных функций  истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

1.1.2. Функции сказок

Выделяют  несколько основных функциональных особенностей сказок [6].

1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.  

2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

о жизненно важных явлениях;  

о жизненных ценностях;  

о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

    3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:    

как устроен этот мир, кто его создал;    

что происходит с человеком в разные периоды его жизни;    

какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;    

какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;    

какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;  

 как приобретать и ценить дружбу и любовь;    

какими ценностями руководствоваться в жизни;    

как строить отношения с родителями и детьми;    

как прощать.

   1.2.Типологии   сказок

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные  сказки

К ним  относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

2.Народные  сказки

Наиболее  древние народные сказки в литературоведении  называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь  несколько слов надо отдельно сказать  о сюжетах сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.  

  Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.  

 Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"  

  Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.  

  Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

    Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские  художественные сказки

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

 

4.Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.  

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные  сказки

Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала  помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

    Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких  человечков и животных;

Начиная с 5 лет  – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно  с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные  сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.  

   И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей  с проблемой ребенка.

    Из-за этого…

Показано  в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.  

   Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.  

   Развязка.

Развязка  терапевтической сказки должна быть позитивной.  

   Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.  [5] психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу  можно использовать следующий алгоритм.  

     1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.  

      2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить  героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.  

 4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.  

5. Осознание  героем сказки своего неправильного  поведения и становление на  путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Обычно их пять [5].

Пять  причин плохого поведения  ребенка

1. Желание привлечь к себе внимание.

2. Желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.

3.Желание за что-то отомстить взрослому.

4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.  

5. У ребенка не сформировано чувство меры.

Зарубежные  психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную  сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторга по поводу сказки, она все равно запала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6.Психотерапевтические  сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

 

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.  

Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов  «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро,

«Госпожа Метелица» братьев Гримм  и другие [3].

Есть  мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь,  

но главным героем является мужчина).

К детским  сказкам условно можно отнести:

«Красная Шапочка» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и ряд других сказок как русских так и зарубежных авторов.

 

 

1.3. Особенности сказкотерапии с детьми

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др. [7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога  требуется выполнение следующих  условий:

При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;  

Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

   Однако, как  пишет Чех Е.В. [10], сказки должны подходить  ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

Между  двумя и пятью годами мозг ребенка стремительно развивается.

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

 

Глава 2. Сказкотерапевтические  методы

2.1. Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. [10] можно выделить несколько  методов сказкотерапии.  

Рассказывание сказки.  

Рисование сказки.  

Сказкотерапевтическая диагностика.  

Сочинение сказки.  

Изготовление кукол.  

Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает новые возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы [9].

2.1.1. Метод «Рассказывание  и сочинение сказки»

Любое рассказывание  сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом [10].

Терапевт  и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок  может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно  Л. Дюсс (Цитат. по [7]), если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно  невротического состояния.

 

2.1.2. Метод «Рисование  сказки»

Желательно  после этого сказку нарисовать, слепить  или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество  изображения не имеет значения. При  сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования  лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает  Чех Е.В. абсолютно все, что нас  окружает, может быть описано языком сказки.

 

2.1.3. Метод «Изготовление  кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г. [2], любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у  детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции  психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

По мнению З.Фрейда (цитат. по [2]), все поведение  людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление  куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление  куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению  над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное  напряжение.

Как считают  ряд психологов [7], при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;  

дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;  

необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;  

все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

МБОУ «Лицей № 9»

Консультация для педагогов: «Ресурсы сказки в работе с детьми и взрослыми».

        Составил: педагог-психолог

        Петрова О.В.        

        Воронеж 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...

Сказкотерапия в работе с детьми

Работа музыкально-театральной студии "Экият"...

Печатное издание Польши - материал по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми»

Печатное издание Польши - материал по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми»...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...