Консультация для воспитателей: "Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми"
консультация

Заннятова Резида Вакилевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_rabote_s_detmi_i_vzroslymi.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

     Сказкотерапия – это воспитательная система, сообразная духовной природе человека, набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека.

     Терапевтические свойства сказки не поддаются сомнению. Еще на Востоке способность сказки положительно влиять на психическое состояние человека была отмечена врачами и использовалась сознательно. 

Один из самых известных примеров такого лечения - история Шахерезады из серии арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Излечивающая способность сказки положена в целое направление – сказкотерапию.
     
Сказки – это конденсат житейского опыта, знаний и мудрости, накопленной поколениями. Все без исключения сказки воспитывают, обучают, развивают и обогащают внутренний мир и воображение человека.  Они способствуют совершенствованию вербального языка,  развитию фантазии, способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, умению слушать других, развитию чувства юмора, стимуляции интереса к творчеству в целом.
    Давно психологами доказано, что самым гармоничным является родитель, который, обретая опыт и мудрость взрослого, сохраняет и лелеет  своего внутреннего ребенка и память о собственном детстве. Часто сказки, написанные психологами для детей и их молодых родителей, не только дают знания малышам, но и действуя на подсознание, дают подсказки взрослым о правильном поведении в определенной ситуации. Решаются такие странности как чрезмерная застенчивость, грубость, ревность по отношению к членам семьи.
      Таким образом, сказкотерапия все чаще используется специалистами как инструмент психотерапии, который так же эффективно может помочь в решении детских и взрослых проблем.


 
Сказкотерапия как направление практической психологии

     Сказкотерапия  – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...
    Каким образом, посредством
 сказкотерапии  удается достигать таких целей?
     Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...
     Во-вторых, нацеленность  сказкотерапии  на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
     В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
      Сказкотерапия  как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с  детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

О русских народных сказках
 

     Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.
    И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась.  Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.
    Кроме того, обратите внимание на речь колобка, его самоуверенность — она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.
    Также можно обратить внимание на то, что наш колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается.  Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот - уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты играешь за волка, завтра за поросенка.
    С другой стороны, мы видим, что колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденым.
Ведь бабушка его для этого испекла. И колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.
    Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные - люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.
      Есть и другой вариант. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот.  Оказывается, в сказке про Колобка в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по
кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

                         Репка
    Традиционное толкование сказки: в большом деле важна взаимовыручка и взаимопомощь. Не стоит пренебрегать даже малой помощью мышки - и она может пригодиться. Вместе дружно можно справиться с любой задачей.
Есть вариант, что это еще одна астрологическая сказка о луне, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

Сказка о курочке Рябе


    Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай -  на Пасху  бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: "Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое" , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь

Петушок — Золотой гребешок


     Это сказка о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
    А еще на примере доверчивого петушка можно объяснить ребенку, что не стоит разговаривать с незнакомыми на улице и т.д.

Заюшкиная избушка


     В сказке детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
Вот такие вот смыслы скрыты в русских-народных сказках.? ;)

Возрастные особенности детей

      В возрасте 3-6 лет ребенок учится думать о предметах и сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Это принципиальное отличие мыслительных способностей от предыдущего возраста. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело. Кроме того, мышлению ребенка этого возраста свойственно стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Это как раз и позволяет сказке выступать в роли той знаковой системы, в которой ребенок осваивает окружающую действительность.
Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. К моменту поступления в школу мышление ребенка, однако, становится более реалистическим. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, когда перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому также позволяют сказка и игра.
 Сказкотерапия  в этом возрасте выступает помощником взрослого в преодолении детских трудностей. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:
1.  Потребность в автономности.
В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2.  Потребность в компетентности.
Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3.  Потребность в активности.
Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;
а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами; проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др.
Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.
Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Функции сказок

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
 Ребенок  может сочинять сказку самостоятельно.
Комбинируя различные приемы
 сказкотерапии , можно помочь каждому  ребенку  прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
При этом важно понимать, что сказки — это одно,
 сказкотерапия  - другое.
Те сказки, которые используются в реальной психотерапевтической работе, на бумагу, как правило, не ложатся, и чужому уху непонятны (невнятны). Литературные же сказки могут служить в терапии профилактикой, тренировкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта, но никак не основным средством.
Расшифровка сказок это творческий процесс.
В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они. Попробуем расшифровать некоторые русские народные сказки и понять, какой же смысл народ в них заложил

Значение сказок для взрослых

- Сказка формирует новый взгляд на трудную ситуацию, моделируя более конструктивное отношение к ней и - в идеале - конструктивное поведение.
- Сказка позволяет актуализировать вытесняемые моменты личной истории.
- Сказка и взрослому, как и ребенку, пополняет запас общечеловечески важной информации.

Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии.
Под когнитивным аспектом понимается прежде всего анализ сказок. Анализ конкретной, подобранной психотерапевтом "под человека" или специально написанной им сказки позволит изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации. Творческий аспект сказкотерапии выражается в сочинении сказок, рисовании сказочных героев, изготовлении кукол, драматизации сказок. Все эти формы деятельности позволяют высвободить творческую энергию воображения. Все это - силы, которые помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.

Значение сказок для детей

1.      Сказка вызывает эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

2.         Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Сказка предлагает в виде метафор информацию о том:
      - что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
      - какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
      - как приобретать и ценить дружбу и любовь;
      - как строить отношения с родителями и детьми;
      - как прощать.
 3.  Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо", ведь сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие.

Как читать сказки ребенку

Можно найти в группе фигурки или сделать их самим, нарисовать вместе с ребенком декорации и попробовать поставить мини спектакль по сказке. Например, Вы читаете сказку, а малыш  действует фигурками. Останавливайтесь и спрашивайте ребенка, а почему этот герой так поступил, какое у него настроение, что он чувствует, когда с ним это произошло...
Не нужно ничего  разъяснять ему, особенно скрытый смысл. Вы можете сказать: мне кажется, что этот герой, так себя повел, потому, что..., а как ты думаешь?
В конце сказки спросите ребенка, а хочет ли он что-нибудь изменить в сказке? Предоставьте ему такую возможность.
Расшифровывать сказки полезно предлагать ребенку, мы педагоги, можем для поддержания интереса приводить свои домыслы, но это не значит, что они единственно верные. 
Как придумывать терапевтические сказки
Это только общая схема:
Где, как, когда появился главный герой.
Какой он. (В некотором царстве....,родился прекрасный....., он обладал удивительными качествами...... )
Происшествие. (Все было хорошо, но однажды...., И вот в одну из ночей в королевство явился... и произошло...)
Здесь вы можете представить некоего злодея, который делает некий поступок(очень похожий на неприятный инцидент, случившийся с ребенком)
Герой отправляется на борьбу со злодеем.
(Ребенку в сказке легче абстрагироваться от своего поступка, в жизни он начинает думать, что он плохой, а не его поступки, в этом ему способствуют некоторые взрослые)
На пути он приходит на помощь нуждающимся и обретает друзей помощников.
С помощью друзей герой побеждает злодея. (Это могут быть новые качества или новые модели поведения для ребенка, вера, сила любви, преданность и т.д.). Победа происходит через раскаяние злодея и прощения со стороны героя.
Герой возвращается домой с новыми приобретенными качествами, т.е. с друзьями и вместе все зажили счастливо.
Для девочек сюжет будет отличаться, т.к. женщинам не свойственно сражаться со злом, но свойственна хитрость и благоразумие.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину "плохого” поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если:
Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Бытовая сказкотерапия

Одно из лучших описаний бытовой  сказкотерапии  и ее действенности дано в рассказе Чехова "Дома". Любящий отец долго пытается объяснить семилетнему сыну, как вредно курение: приводит "взрослые" аргументы, рассуждает о здоровье и о стоимости табака, просит сына дать честное слово, что он не будет курить — и чувствует, что мальчик хоть и слушает, и даже, вроде бы, понимает, но тема совершенно не затрагивает его сердца, не кажется ему важной, а доводы не убеждают. И тогда рождается сказка о счастливом королевстве и юном принце, который как раз курил и трагически умер во цвете лет — и сказка производит на ребенка сильное впечатление. А главное, что отец и сын понимают друг друга, становятся ближе.

Психологи, педагоги используют  сказкотерапию  для работы с серьезными проблемами — страхами, ревностью, жестокостью, а родители могут с помощью сказок решить мелкие повседневные разногласия. Когда мы снова и снова пытаемся донести до ребенка, как важно есть за обедом суп, чистить зубы, ложиться спать вовремя или убираться в комнате, мы часто превращаем свою речь в нудный монолог, чтение морали или того хуже — приказания и оскорбления. А ведь те же самые идеи, преподнесенные в форме сказки, гораздо быстрее будут поняты и с гораздо большим интересом восприняты. Не говоря уже о том, что роль строгого командира мама поменяет на роль понимающего друга.

Создаем сказку

Задача взрослого— придумать или подобрать в народных и авторских актуальную сказку. Герой, похожий по характеру, полу, возрасту, интересам и жизни, должен вызвать у ребенка симпатию и ассоциацию с собой. По ходу сюжета герой должен встречаться с ситуациями, проблемами и переживаниями, знакомыми малышу, искать разные способы преодоления препятствий — и в финале, конечно же, побеждать. Впрочем, если ваша цель — научить ребенка ложиться спать без капризов, то пусть героями сказки станут любимые игрушки, которые устали после насыщенного событиями дня.

Писательских талантов  сказкотерапия  не требует. И в фольклоре, и среди книг нашего детства достаточно сюжетов о тех, кто слишком много хвастается, обманывает, боится врачей, не хочет убирать свои вещи, не слушается родителей, жадничает, ленится, не любит есть кашу и так далее.

Юмор и фантазия

Можно не только рассказать ребенку сказку на подходящую тему, но и обсудить сюжет, героев и поступки, нарисовать свои впечатления, рассказать сказку от имени разных героев, предложить ребенку сочинить сказку вместе или продолжить любимую сказку по-другому. Пусть сказка будет простой, смешной, без морали и философских рассуждений — и обязательно не слишком длинной. Герои могут быть мальчиками и девочками, зверюшками, игрушками, персонажами других сказок — это не важно, важно, чтобы они чувствовали то же, что и ваш ребенок, попадали в такие же ситуации и решали те же проблемы. Не забудьте похвалить героя, с которым ассоциирует себя ребенок, упомяните о его достоинствах, положительных чертах. Понравившуюся сказку можно дополнять подробностями — добавляйте новых героев, "вспоминайте" новые истории о полюбившихся персонажах, расспрашивайте ребенка о его симпатиях и вовлекайте в совместное сочинение. Кстати, таким образом рождаются не только понимание и дружба между родителями и детьми, но и многие популярные книги.

Виды сказок

Психологи выделяют такие виды сказок, как
1) художественные сказки:
а) народные;
б) авторские;
2) дидактические сказки.
3) психокоррекционные сказки.
4) психотерапевтические сказки.


В художественных сказках - как народных, относящихся к фольклору, так и авторских, литературных сказках, - собраны воедино все аспекты, присущие сказкам в целом. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Народные сказки.
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая их основа – единство человека и природы. Для наших предков природа была живой, они воспринимали как живые и разумные все явления окружающего мира. Кстати, это свойство мышления очень развито у детей до 4-5 лет.
С точки зрения сказкотерапии мифы важны тем, что с их помощью можно показать: ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
Сюжеты народных сказок также дают пищу для размышления в силу своего многообразия:

 Сказки о животных
Дети до пяти лет легко идентифицируют себя с животными, поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
- волшебные сказки
Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря особенностям волшебных сказок ребенок исподволь воспринимает такие идеи, как:.
1) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для развития стремления к лучшему.
2) Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит ставить цели и упорно добиваться их.
3) Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
- страшные сказки
В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Психологи считают, что здесь действует механизм детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
 Для повышения стрессоустойчивости, и “отыгрывания” напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.

Бытовые сказки
Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Они достаточно сложны для восприятия. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.


Авторские сказки имеют большое количество личностных проекцией, и это является одновременно их плюсом и их минусом.
С одной стороны, они не так прозрачны, как народные сказки, в них не всегда есть четкое деление героев на "плохой-хороший", но, с другой стороны, в силу этого они могут быть более гибким средством воздействия в руках опытного терапевта.

Дидактические сказки создаются педагогами для преподнесения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Обращение к ребенку. Только человек с добрым сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла ситуации, в которой он оказался.
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокоррекционной сказки:
1.Герой: близок ребенку по полу, возрасту, характеру;
2. Описание жизни героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Проблемная ситуация, в которую попадает герой. Эта ситуация должна быть похожа на реальную ситуацию ребенка. Кроме того, рассказчик-взрослый приписывает здесь герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или рассказчик начинает усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр.
Задача взрослого - через сказочные события показать ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Психокорекционная сказка - вид сказки, в сочинении которой может попробовать себя любой взрослый, не обязательно быть для этого ни писателем, ни психотерапевтом. Важно помнить главное: у “плохого” поведения всегда есть причина.
И взрослый сначала должен выяснить, почему же ребенок выбирает именно "плохое" поведение. Варианты здесь такие:
1) Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
2) Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
3) Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
4) Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5) У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.
В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать “сказочный урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки.
Они не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям.
Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Главный вопрос, на который призвана ответить психотерапевтическая сказка, - какой же позитивный опыт может содержаться в конкретной трудной ситуации? Сначала ответ этот должен найти психотерапевт. В этом случае сказка становится посредником между ним и человеком, пришедшим за помощью, защищая психотерапевта от эмоционального “заражения” проблемой. При этом условии он будет в состоянии посмотреть на ситуацию беспристрастно и подсказать человеку, нуждающемуся в психотерапевтической помощи, тот самый ответ, который и сможет помочь.

Основные методы сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми

1. Рассказывание сказки.
2. Рисование сказки.
3. Сочинение сказки.
4. Изготовление кукол.
5. Постановка сказки.

Метод «Рассказывание сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, - во-первых, потому что книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребенка, во-вторых, потому что и сам терапевт будет вынужден отвлекаться на книгу. Рассказывая же, он сможет наблюдать за реакциями слушающего.
Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Метод «Рисование сказки»

Желательно после рассказывания сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Для этих работ можно использовать как традиционные виды техник, - обычные краски или пластилин, - так и современные, например
витражные краски или масса для лепки.


Метод «Изготовление кукол»

Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как процесс этот изменяет личность, задействуя мелкую моторику рук, воображение, способность к концентрации. С научной точки зрения, в процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции (переноса своих эмоций), идентификации (отождествления своей ситуации с ситуацией, в которую попадает герой) или замещения (изменение одних эмоций другими), что и позволяет добиться положительных результатов в решении проблемы.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
С помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

  1. Проведение психодиагностики.
    2.  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
    3.  Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
    4.  Развитие коммуникативных навыков.
    5.  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
     
    Метод «Постановка сказки»

    При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: взрослый должен знать и учитывать такие нюансы, как:
    - звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
    - дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
    - необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Консультация для воспитателей: «Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому развитию

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся кбиблиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древнимпсихологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный о...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия в работе воспитателя"

laquo;Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в другую…»...

Консультация для воспитателей: "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные ...