Консультация для воспитателей: "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
консультация

Мустаева Фируза Тауфиковна

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_vystuplenie.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

Подготовила: воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна

г. Озёрск

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии:

- формировать представление о внутреннем мире человека;
- развивать умение чувствовать и понимать другого;

- развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

- снижать уровень тревожности и агрессивности;
- развивать умения преодолевать страхи.

Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:

 1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребёнку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия   («Волк и семеро козлят»«Репка»).

2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие). Расширяют знания ребёнка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях («Три медведя», «Муравей и голубка»).

3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребёнка и выявляют его отношение к миру («Сон Колобка», «Сказка о Солнышке»)

4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение (воспитатель придумывает сам, например «Волшебный лес»).

5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребёнок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах («Сказка про храброго зайца»).

Требования к работе со сказкой:

  1. Уместность - психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность).
  2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.
  3. Дозированность. Нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были… Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребёнка.

Из-за этого…Показано, в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация… Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка…Развязка сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Формы работы со сказками:

- Чтение и анализ сказки;

- Рассказывание сказки;

- Сочинение сказки;

- Инсценирование сказки;
- Иллюстрирование сказки;

- Куклотерапия.

Вывод:

 Сказкотерапия в ДОУ:

- это способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.

- в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

-  работа со сказкой направлена непосредственно для помощи ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем). Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подбирать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками. Четвёртый обожает рисовать. То как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия в работе воспитателя"

laquo;Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в другую…»...

Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...