Мастер класс для педагогов Тема: "Адаптация детей с ОВЗ в группе детского сада посредством арт-терапии»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Представлен опыт  работы по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья  в посредством использования методов арт-терапии. Участники мастер-класса имеют возможность погрузиться в арт – терапевтическую деятельность,  в ходе которой происходит осмысление вопроса продуктивности и целесообразности использования предложенного метода, его направленности на решение социально- значимых трудностей адаптации детей имеющих особенности развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_master_klass.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

Тема: "Адаптация детей с ОВЗ  в группе детского сада посредством арт-терапии»

Целевая аудитория:

Педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность:

С 1 сентября 2013 года принят Закон «Об образовании в РФ», подтверждающий обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим у родителей появилось право выбора образовательного учреждения. Все чаще в детские сады поступают ребята с ограниченными возможностями здоровья,  поэтому задача педагога-помочь детям с особенностями в развитии адаптироваться в обществе сверстников.

 Арт – терапевтические технологии по своей сути близки к игре – ведущему виду детской деятельности по этому используются нами для включения детей с особыми образовательными потребностями в коллектив массовой группы детей  тем самым способствуя снижению рисков  дезадаптации.  

Цель: ознакомление  педагогов с отдельными арт – терапевтическими приемами, позволяющими снизить риск дезадаптации  детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Обеспечить условия  для продуктивной деятельности по освоению некоторых арт – терапевтических методов.
  2. Создать ситуацию рефлексивной модели общения по обсуждению эффективности использования арт – терапевтического приема для разных категорий детей с ОВЗ.
  3. Содействовать принятию опыта работы по использованию представленных  арт – терапевтических методов в практику работы с детьми

Используемые арт– терапевтические технологии: театрализация, изо -терапия, составление коллажа, сказко -терапия.

Новизна:

Посредством погружения в ситуацию педагоги имеют возможность практически опробовать методы арт – терапии на практике. В рефлексивной беседе обсуждаются особенности адаптации детей с ОВЗ и пути минимализации негативных проявлений.

Время проведения: 1ч.20минут.

Ожидаемые результаты:

1. Актуальность вопроса особенностей адаптации детей с ОВЗ в массовой группе детского сада для педагогов.

2. Принятие опыта работы по использованию представленных  арт – терапевтических методов в практику работы с детьми

Ресурсы:

Педагоги дошкольных учреждений, материал для проведения мастер-класса, опыт работы, представленный  творческой группой психологов

Оборудование:

Листы бумаги А4, фломастеры, восковые мелки,  клей-карандаш, трафареты сказочных героев для составления  коллажа, иголочки, колобки 3 цветов по 7 штук,  «Колобки» – «обратная связь» - (21 шт.), буклеты (21 экз.), лист ватмана, маркер.  

Критерии и способы оценки эффективности:

Активность участников в рефлексивной беседе, положительные отзывы педагогов о представленном мероприятии, желание принять в работу представленные арт – терапевтические технологии.

Ход мероприятия:

Вводная часть:

  1. Регистрация, формирование рабочих групп (по цвету колобков), представление темы. (10 минут)

      С 1 сентября 2013 года принят Закон «Об образовании в РФ», подтверждающий обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим у родителей появилось право выбора образовательного учреждения. Все чаще в детские сады поступают дети с ограниченными возможностями здоровья,  поэтому задача педагога помочь детям с особенностями в развитии адаптироваться в обществе сверстников.

Тема нашего мероприятия "Адаптация детей с ОВЗ в группе детского сада посредством  арт-терапии". В период адаптации дети испытывают различного рода трудности в эмоционально – волевой сфере. С помощью средств изобразительной деятельности  близкой по своей сути к игре они преобретают опыт самовыражения эмоций и чувств. Именно поэтому мы обратились к использованию арт – терапевтических технологий. Арт-терапия это воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка изобразительным творчеством.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые арт – терапевтические методы.

  1. Презентация групп.

      Для работы мы с вами  разделились на 3 группы. Чтобы ближе познакомиться друг с другом,  обсудите внутри групп, что вас объединяет, какие общие интересы. Особенность вашей группы представьте в виде презентации. Время работы 5 минут: 3 минуты  на сбор информации, 2 минуты сама презентация.

Основная часть:

      Непосредственной работой в группах будут руководить кураторы.

      Кураторы объяснят арт – терапевтический метод,  в котором будет работать именно ваша группа. Порядок работы следующий: одна группа представляет свою наработку, остальные наблюдают. Затем идет обсуждение  (участники отвечают на   вопросы кураторов относительно группового «продукта деятельности»).  Наблюдатели дополняют и высказывают свое мнение об увиденном событии.

Итак, приступаем к работе

1 группа

Задание:  У каждого участника лист бумаги А 4. На столе лежат фломастеры и восковые мелки. Каждый участник рисует любимого сказочного героя. По хлопку лист передается в правую сторону по кругу. Следующий участник команды дорисовывает деталь рисунка первого участника и так далее. Рисунок передается по хлопку до тех пор, пока не окажется у хозяина.

Вопросы к продукту деятельности:  Вам нравится ваш рисунок?  Он получился таким, как вы его изначально задумывали?  Может быть,  вы хотите что – то к нему дополнить?

Рефлексия:

  1. На какие категории детей с ОВЗ может быть направлен этот арт - терапевтический  приём? (ДЦП, ТНР, гиперактивные, слабослышащие)
  2. Какие особенности адаптации можно корректировать с его помощью? (Тревожность, замкнутость, невнимательность, расторможенность)

2 группа 

Задание:  Разыгрывание сказки «Курочка ряба» без слов, используя  жесты и пантомимику. Участники распределяют роли, обсуждают ролевые действия.

Вопросы к продукту деятельности - обращение к аудитории: Какую сказку мы разыгрывали?  Какие персонажи особенно узнаваемы, а какие нет?

-обращение к участникам группы: Легко ли было без слов передать содержание сказки? Что удалось в передаче образа? Какие трудности вы испытывали изображая героя? из личного опыта помогли вам справиться с задачей?

Рефлексия:

  1. На какую категорию детей с ОВЗ может быть направлен этот арт - терапевтический  приём? (ТНР, ДЦП, слабослышащие, слабовидящие)
  2. Какие проблемы адаптации можно корректировать с его помощью? (Тревожность, замкнутость, агрессивность)

3 группа 

Задание: Составление коллажа и придумывание сюжета сказки.

Для придумывания сказки необходимо выбрать нужные картинки – героев. Сказки бывают про животных, волшебные. У сказки есть зачин, развитие действия и концовка. В каждой сказке есть мотив. В сказке есть волшебные помощники. Главный герой должен исправлять собственную ошибку. Сказка чему – то учит.

Вопросы к продукту деятельности: Вам нравятся ваша сказка? Что сложнее подбирать  картинки или сочинять сказку? Легко ли было договариваться? Что помогло создать коллективный «продукт»?

Рефлексия:

  1. На какую категорию детей с ОВЗ может быть направлен этот арт - терапевтический  приём? (ТНР, слабовидящие, гиперактивные, аутисты)
  2. Какие проблемы адаптации можно корректировать с его помощью? (Тревожность, замкнутость, расторможенность).

Итог: 

Подводя итог нашего мероприятия, мы можем увидеть некоторые закономерности:

  1. Каждый из методов может быть использован для адаптации детей с любыми возможностями развития.
  2. У детей, независимо от разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, схожие проблемы адаптации.
  3.  Используемые технологии направлены как на детей с ОВЗ, так и на детей с нормой в развитии.  

Заключительная часть (5минут)

Уважаемые коллеги!  По вашим положительным эмоциям можно предположить, что  наше  сотворчество (а арт-терапии без него быть не может) было взаимно полезным и интересным.

И, поскольку использованные в  совместной работе приемы неким образом касались сказки, в рефлексию мы включили сказочный персонаж – колобок.  На «колобках» отразите свое отношение к работе мастер-класса, ответив на вопросы:

- Мне хочется…

-Я здесь, чтобы…

- Любимый мною  арт – терапевтический прием…

- Общее впечатление от события…

Поскольку сегодня были представлены далеко не все арт – терапевтические приемы, то мы предлагаем вам информационные буклеты, которые дополнят содержание разговора.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс родительского собрания на тему:"Единство семьи и детского сада"

Конспект родительского собрания на тему: «Единство семьи и детского сада»- Здравствуйте, уважаемые родители, я очень рада вас всех здесь видеть. Сегодня я вас всех собрала для обсуждения очень важной ...

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Мастер-класс "Коммуникативные игры от яслей до подготовительной группы детского сада"

Мастер класс предлагает варианты игр для коммуникативного развития дошколят. Подобранные игры наиболее просто и качественно помогут  развивать навыки общения и игры у дошколят, также могут способ...

Мастер класс по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе детского сада

Мастер класс по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе детского сада....

Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...

Мастер – класс для воспитателей: «Создание игровых ситуаций в группе детского сада для формирования навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста»

Стандарт дошкольного образования предусматривает, создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в развитии детей дошкольного возраста.  Приоритетным направлением образовате...