Тематический образовательный проект «С любовью к Пушкину»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Майданюк Лариса Евгеньевна

Пимерное планирование работы всех педагогов, специалистов и родителей  с детьми подготовительной группы по знакомству с творчеством А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический образовательный проект

«С любовью к  Пушкину» 

Цель проекта:  вызвать у детей  мотивированный интерес  к творчеству  Александра Сергеевича Пушкина.

 Задачи:

  • Обогащать духовный  мир детей. Актуализировать   знания детей о творчестве А.С. Пушкина, некоторых фактах его биографии, исторических местах  Санкт-Петербурга, связанных с поэтом.

  • Воспитывать  на примере   персонажей  произведений лучшие  человеческие качества – доброту, чувство справедливости, чувство юмора, гордость, честность, взаимовыручку.  

  • Формировать интерес к чтению, поэтическому и народному творчеству;  учить использовать знания из прочитанного (услышанного) в других  видах  деятельности.

  • Воспитывать чувство патриотизма через любовь к отечественной литературе  и народному творчеству.  

  • Развивать  связную речь,   общеречевые навыки:    правильное звукопроизношение и лексико - грамматический строй, просодическую сторону речи (речевое дыхание, темп, ритм, тембр, громкость, выразительность). Обогащать словарь.

  • Развивать  пластичность и  выразительность движений, жестов и мимики, чувство ритма,   артистические способности,  смелость публичного самовыражения. Формировать умение выразительно читать стихи и отрывки из др. произведений, умение двигаться по сценическому пространству.

 

  • Развивать основные  психические  процессы и  качества: восприятие, память, внимание,  воображение,  коммуникабельность,  умение контролировать своё эмоциональное состояние.     

  • Раскрывать индивидуальные способности ребенка, формировать эмоционально-образное восприятие окружающего мира.

  • Знакомить с произведениями композиторов. Прививать вкус к классической музыке.
  • Закреплять  правила  безопасного поведения в критической ситуации.

Необходимые условия реализации проекта:

  • - интерес детей,  родителей и педагогов;
  • - интеграция специалистов дошкольного учреждения;
  • - методические разработки;
  • - поэтапность работы, отражённая  в перспективном и  ежедневном  планировании;  
  • - материально - техническое обеспечение;

Продукт детской деятельности:

  • Премьера   театрализованного представления   « С любовью к Пушкину» в дошкольном  учреждении.
  • Выставка творческих работ по изодеятельности, лепке, аппликации на тему «С любовью к Пушкину».

Формы и методы работы.

  • Игровые  музыкальные занятия;   музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры-танцы.
  • Творческие беседы  (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).  
  • Дидактические игры по произведениям А.С.Пушкина.
  • Выразительное чтение стихов и сказок.  
  • Использование мнемотаблиц и коллажей при заучивании стихов.
  • Дидактические, театрализованные, творческие, речевые игры, игры-драматизации  с детьми по произведениям А.С.Пушкина.
  • Словесные тренинги, словотворчество.
  • Авторские методики и этюды, а так же  элементы  методики К.Орфа, позволяющие детям вжиться в образ. Создание совместно с детьми ситуаций – моделей, этюдов.  
  • Метод ассоциаций.
  •  Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование по содержанию стихов и сказок

А.С Пушкина.

Основные правила в ходе подготовки к спектаклю:

1) не  перегружать  детей;

2) учитывать мнения детей;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя  их среди наиболее способных.

Основные этапы проектной деятельности.

 

  • Внесение портрета Пушкина.  Знакомство с  биографией  поэта (адаптированной для данной категории детей).
  • Чтение стихов, беседы по содержанию, заучивание с помощью мнемотаблиц, пересказ.
  • Чтение сказок, беседы  с погружением в содержание.
  • Дидактические игры  на запоминание отрывков из сказок.
  • Игры, этюды, метод ассоциаций и различные приёмы,  позволяющие   сформировать  представление  о  характере  художественного  образа,    Обучение выразительным жестам, позам, мимике, способствующим наиболее точному  отражению  сущности  персонажа.
  • Просмотр мультфильмов и художественных фильмов по сказкам Пушкина.
  •  Работа над просодической, звуковой и лексико-грамматической сторонами речи.  Формирование словаря и связной речи.  
  • Словесные игры, словотворчество, словесные тренинги.
  • Пересказ отрывков с помощью серий картинок, игрушек, различных видов театров.
  • Совместная деятельность педагогов, родителей и детей на темы сказок Пушкина по созданию  костюмов, атрибутов и пригласительных билетов для театрализованного представления.
  • Рисование по сюжетам сказок, создание иллюстрированных  книжек.
  • Лепка персонажей и изготовление макетов, панно по сказкам.
  • Разучивание танцев, песен для театрализации. Знакомство с музыкой Г.В. Свиридова, сопровождающей постановку. Обучение игре на музыкальных инструментах  для включения детского оркестра в сопровождение сказочного персонажа.
  • Игры – драматизации по сказкам с возможностью ребёнка взять на себя любую желаемую роль.
  • Театрализованное костюмированное представление с приглашением зрителей:  детей других групп учреждения, педагогов, родителей.

Ожидаемые   результаты.

                В  процессе  реализации  проекта  предполагаются   следующие

          результаты:  

  • У детей сформирован устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина.
  • У  детей  сформирован  устойчивый интерес к играм – драматизациям,  театрально-игровой  деятельности.
  • Воспитанники  умеют  импровизировать  образы  сказочных героев,  используя   различные  средства  выразительности  (мимику,  жесты,  движения,  интонацию).
  • Дети знают наизусть и выразительно исполняют монологи, диалоги,  стихи,  песни.
  • Значительно обогатился словарь, улучшились звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, просодическая сторона речи.
  • Достигнуты хорошие результаты в формировании  кругозора и познавательного интереса.  
  • Значительно улучшились  творческие  способности  в различных видах  деятельности  (изобразительной,  художественной,  речевой, музыкальной  и игровой).
  •  На высоком уровне  взаимосвязь между педагогами и родителями, между родителями  и детьми. Родители являются активными участниками  работы  над  театрализацией.
  • В группе  пополнена  предметно-развивающая  среда костюмами, декорациями,  атрибутами,  различными  видами театра, персонажами  кукольного  театра.

Совместная    деятельность   с  детьми.

Речевое  развитие.

 1. Упражнения для коррекции просодической стороны речи :

«Разговор с лесом» - упражнения для тренировки плавного выдоха; «Дровосеки» - упражнения для тренировки сильного выдоха;

«Тревога» - упражнение на правильное направление звука;

«Петух», «Эхо» - тренировка правильного звучания на коротких текстах»,  «Мед в лесу медведь нашел», « Поет петух» - скороговорки, работа над  дикцией.

 2.  Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи:  «Повтори фразу», «Эхо», « Скажи как», «Выбери нужную интонацию», упражнения по системе К.Орфа – повторение фразы с разной интонацией, подражая животным, в разном темпе, с меняющейся громкостью, выделение по очереди слов фразы с интонационным ударением, пение и изображение фразы.

 3. Чтение  произведений  А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке…», «Сказка о царе Салтане..», « Сказка о попе и работнике его Балде..», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях …»,  беседа по содержанию сказок.   Задача : вызвать интерес к  произведениям,  желание  инсценировать  их, развивать память, внимание, слуховое  восприятие.

 4. Пересказ отрывков  из сказок  Пушкина с помощью иллюстраций, игрушек, театров.   Задача: развивать монологическую и диалогическую речь, память, внимание, умение продолжать  повествование  за  другим  ребенком.

5. Д/игра «Вспомни  рифму» - возможные пары слов к игре ( на примере  «Сказки о мертвой царевне …» : ночь- дочь; молодица-царица; диво-красиво; девица-сестрица, погулять-пострелять…  Задача: развивать внимание, речевой слух, формировать умение подбирать ( вспоминать) рифмы.

6 . Д/ игра « Доскажи словечко»(« Пропавшие слова») Цель : развивать умение подбирать слова по смыслу стихотворного текста, учитывая  рифмы и содержание текста (зачитываются отрывки из сказок  Пушкина с паузами- пропусками слов. Задача детей- восстановить пропущенные слова).

7. Д/ игра «Что означают  отдельные слова из сказок Пушкина ?» Задача: развивать умение понимать точный смысл слова. (Светлица-светелка- самая светлая (парадная) комната; терем-богатый дом из бревен или камня из 2 и более этажей, палаты – каменный роскошный дом, дворец, ступай -,престол-)

8. Д/ игра « Скажи по- другому»  - подбор синонимов  к словам из сказок Пушкина.  Задача: развивать умение применять в речи образные средства для точного выражения мысли : благодарствую- ; стремглав- ; зарыдал-; милее -; тоска-; вопрошать -; корабельщик -;   изумился -;  молвить -;  диковинка -  .

9.  Словарная работа с использованием  ситуативных задач  (толкование   смысла слов, которые мы можем  встретить в стихах  Пушкина): ветхая- старая, дряхлая; невод –сеть для ловли рыбы; рать – войско, армия ; гонец-посланец со срочным поручением ; лукоморье  - «лука моря, изгиб морского  берега»;  тужить – грустить ( от слов туго, тяжело)  

   

                       Социально-коммуникативное развитие.

   1. Этюды на выражение основных эмоций:

      « Круглые глаза», «Мы удивились»                                - удивление;

      « Встреча с другом» , «Мы победили»                            -  радость;

      «Игрушка потерялась»,  « Поссорились»                        - грусть;

      «Разъяренный медведь»,  «Два сердитых мальчика»     - гнев;

      «Лисенок боится»,  «Момент отчаяния»                          - страх.

  2.    Игры и упражнения  на формирование и развитие основных эмоций:

       «Д/ игра « Театр настроений», « Пойми меня»,  «Наши  чувства и

     эмоции», « Пиктограммы», «Азбука настроений», «Зеркало»,   «Проследи

       настроение», « Подбери  картинки».

  3     Игры и упражнения для развития выразительности движений:

      «Кривое зеркало», « Я съел», « Какое у меня настроение»- мимика;

      «Море  волнуется», «Изобрази, что скажу» - поза;

      «Скажи без слов», « Изобрази  движением рук» - жесты; « Покажи  рассказ», «Изобрази героев сказки», «Угадай, кого покажу»-   выразительность движений.

  4.    Игра «Волшебные превращения в героев.  Задачи: развивать умение с помощью мимики и жестов передавать образы сказочных героев «Сказки о царе Салтане…»,   « Сказки о рыбаке и рыбке…», «Сказки о Попе и его работнике  Балде»,   « Сказки о мертвой царевне…»

  5.   Настольный театр « Сказка о рыбаке и рыбке…». Задачи: учить детей

  запоминать диалоги  пьесы с помощью настольного театра; работать над

  выразительностью речи.

6.    Театр  «Бибабо».  Задача:  закреплять  умение  разыгрывать  сказки

  А.С. Пушкина   с  помощью  театра «Бибабо».

 7.    Театрализованные  игры  по мотивам сказок А.С . Пушкина.  Задачи:

поддерживать активное  участие  детей в театрализованной игре,  развивать  творческие  способности в передаче  художественного  образа.

8.    Игровая  деятельность  « Мы любим сказки».  Задачи:  развивать творчес-кую самостоятельность в создании художественного образа, объединять в единое  целое  эпизоды    сказки  с использованием  декораций, костюмов.

           9.    Сюжетно-ролевая игра  « Мы пришли в театр». Задачи: приобщать к

          коллективной  театральной  деятельности; развивать  артистические

          способности, самостоятельность  в распределении ролей,  умение  идти  на                                                          компромиссы, уступчивость по отношению друг к другу, лояльность.

  10.    Семейная экскурсия по Пушкинским местам  Санкт- Петербурга           (Царскосельский лицей,  Музей-квартира  А.С.Пушкина, место дуэли на Черной речке,  памятники А.С.Пушкину на площади Искусств  и в метро на станции Пушкинская); Задачи: формировать представление у детей о том, что А.С.Пушкин  не вымышленный персонаж, а ,живший очень давно,  талантливый,  любивший  Родину, свою семью, человек. Закреплять желание родителей и детей проводить время с пользой и вместе.  

11.    Театрализованное  представление  « С любовью к Пушкину». Задачи: воспитывать  интерес к театрально - игровой  деятельности,  желание   использовать  бутафорские    предметы,  поддерживать  стремление детей проявлять творческие   способности  в передаче  сказочных  образов   персонажей,   поощрять  желание  принимать  активное   участие  в  спектакле.

                                        Познавательное развитие

1.   Беседа « Волшебство театра».  Цель: вызвать интерес к театрально-

       игровой  деятельности; раскрыть основные понятия , связанные  с

       театром.

 2.   Беседа  « Мои любимые сказки Пушкина». Цель: прививать  любовь  к 

      творчеству А.С Пушкина, учить детей на примерах героев сказок  умению

      быть  добрыми, трудолюбивыми, честными, скромными, дружными.

3.  Знакомство с пословицами и поговорками, выделение их из текста.

      Цель: учить детей находить скрытый смысл, развивать логическое

      и абстрактное мышление.  К каким  сказкам  Пушкина больше всего

      подходят  пословицы: « Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет»,

     «Доброму  везде добро»,  « Как  аукнется, так  и  откликнется»?

4.   Д/игры « Картинки-сказки», « Кубики». Цель: развивать умение

      складывать целую картинку из частей, внимание, мышление, зрительное

      восприятие.

5.    Совместная образовательная деятельность « Мороз и солнце; День

       чудесный!» Тема зимы в стихах А.С. Пушкина.  Цель: закрепить знания

       примет зимы.

6.    Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды».

       Цель:  закрепить  знания  свойств  воды, проверить  их с  помощью

       экспериментов

Художественно - эстетическое развитие.

 Совместная  работа над проектом  способствовала развитию самостоятельности, умению находить новые решения возникающих проблем, проявлению творческих способностей в продуктивной деятельности.

1. Рисование  « Буря мглою небо кроет…»

 Задачи: развивать  эстетическое восприятие, учить передавать образ зимней      бури с применением различных средств- гуаши, акварели, восковых мелков; отрабатывать приемы тонирования  бумаги, отпечатывания ( в процессе рисования может звучать фонограмма музыки Г. Свиридова  к повести А.С. Пушкина « Метель».

 2. Иллюстрируем « Сказку о царе Салтане… », «Сказку о рыбаке и рыбке».

 Задачи: учить рисовать русские терема и белокаменные палаты (использовать фотоиллюстрации Кремлевских  дворцов (теремов); иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина  Н. Конашевича  И. Билибина,             Т. Мавриной) , совершенствовать технику рисования большой кистью- концом кисти и всем ворсом; учить тонировать бумагу с помощью пастели или восковых мелков.

3.  Аппликация « Белочка при всех золотой грызет орех».

 Задачи: изготовление открытки-аппликации по мотивам «Сказки о царе Салтане …»  А.С. Пушкина; закреплять умение вырезать элементы фигурок животных ( белочки) – овал- туловище, головку  – круг, пышный хвост , лапки -соблюдая правила техники безопасности при пользовании режущими предметами,  учить  аккуратному  умению  пользоваться клеем.

4.  Конструирование « Сюжетная коллективная композиция

« У Лукоморья дуб зеленый»   Задачи: закреплять умение создавать коллективную композицию (на материале произведений А.С. Пушкина); закреплять навыки работы с пластилином, учить детей планировать и распределять работу между собой, развивать у детей мышление, воображение, речь, мелкую моторику, прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Физическое развитие.

1. Речевая подвижная игра «Шмель» (к «Сказке о царе Салтане …»)

А.С  Пушкина.

2. Превращения  князя  Гвидона.

3. Игра-фантазия « Если бы я поймал золотую рыбку».

4. Речевая подвижная игра  « Море волнуется»-развитие внимания, ловкости, координации.

5. Речевая подвижная игра « В темном лесе есть избушка» -развитие памяти, ориентация в     пространстве, ловкость, бег.

6. Подвижная  игра « Ручеек» - умение играть парами, в коллективе

7.  Подвижная  игра «Белки»- ловкость, быстрота, координация

Работа с родителями.

  • Подготовка информационного листа для родителей с рекомендациями по домашнему чтению произведений, совместному просмотру мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С.Пушкина.  
  • Консультации -  рекомендации  «Поиграем в сказку».
  • Консультации - рекомендации для родителей по обучению детей выразительному чтению стихов.
  • Семейное словотворчество «Сказки вместе сочиняем».
  • Организация с помощью родителей выставки-библиотеки «Любимые сказки Пушкина».
  • Родительская мастерская «Мастерим для театра».
  • Семейные экскурсии по Пушкинским местам  г. Санкт- Петербурга.        
  • Консультация-практикум «Сказка из подручного материала».
  • Конкурс поделок на тему «Мой любимый персонаж»,  

выполненных совместно детьми и родителями.  

  • Просмотр театрализованного представления « С любовью к Пушкину».
  • Отзывы родителей на премьеру «Как в театре побывали…»

 

     

                                       

Литература, используемая в процессе работы над образовательным проектом

«С любовью к Пушкину».

 

1.  В.М. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.  Москва. Аркти,  2003 г.

2. З.И. Курцева. Ты - словечко,  я – словечко. Москва. Баласс,  2000 г.

3.  Л.В. Артёмова Театрализованные игры дошкольников. Москва. Просвещение, 1991 г.

4.  Е.Л. Трусова. Игры – драматизации в детском саду. Киев. РМК дошкольного воспитания, 1991 г.

5.  Л.Б. Баряева,  И.Г. Вечканова,  Е.В. Загребаева,  А.П. Зарин. В мире сказки.  РГПУ им. Герцена, 2000 г.

6. Л.Б. Баряева,  А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. Обучение сюжетно - ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.

РГПУ им. Герцена, 1996 г.

7.  О.Л. Гнедова,  Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. Детство – пресс, 2007 г.

8.  Е.Д. Сафонова. Методическое пособие по курсу «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга» Санкт- Петербург. 1996 г.

9.  М.И. Чистякова. Психогимнастика. Москва. Просвещение, ВЛАДОС, 1995г.

10.  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва. Мозаика – синтез, 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический образовательный проект по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Проект "Один дома" поможет ребенку заботиться о личной безопасности и действовать самостоятельно в экстремальных ситуациях...

Тематический образовательный проект "У леса на опушке жила зима в избушке..." в старшей группе

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме, живой и неживой природы в зимний период, деятельности и безопасности в это ...

Тематический образовательный проект "Загадочный космос" в старшей группе

Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» по произведениям С.Я Маршака ко дню 130-тилетия писателя в старшей группе

Все дети любят сказки, и современные дети не исключение. Очень любят дети сказки в стихах, а сказки рифмованные, да еще и с юмором, просто обожают. Такова их психологическая особенность. Самуил Яковле...

Фотоотчет о проведении тематической недели «Ценности будущего в традициях народной культуры» в рамках тематического образовательного проекта «Бабушкины сказки»

Фотоотчет опроведении тематической недели«Ценности будущего в традициях народной культуры» в рамках тематического образовательного проекта «Бабушкины сказки»...


 

Комментарии

Майданюк Лариса Евгеньевна

Разработано совместно с педагогами Гнедовой О.Л. и Айжановой Р.А.