Конспект открытого занятия Тема: «Интегрированное использование инновационных технологий в виде современной игрушки «Банчемс» в работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогическом процессе всё шире используются конструкторы.

В своей работе я тоже стараюсь применять современные игры и игрушки. Конструктор Банчемс я выбрала потому, что в настоящее время он очень популярен среди современных детей. Мне он понравился и так же очень понравился детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_banchems.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

К.У. ХМАО – Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

Конспект открытого занятия

Тема: «Интегрированное использование инновационных технологий в виде современной игрушки «Банчемс» в работе с детьми с ОВЗ»

Аудитория: воспитанник группы второго раннего возраста

Форма проведения: индивидуальное занятие

                                                                   Составил:

                                                                    учитель-дефектолог Ефимова С.В.

г. Урай  2019г.

Конспект открытого занятия

Тема: Интегрированное использование инновационных технологий в виде современной игрушки Банчемс в работе с детьми с ОВЗ

Аудитория: воспитанник группы второго раннего возраста

Форма проведения: индивидуальноезанятие

Педагог: учитель-дефектолог Ефимова С.В.

         Образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое развитие

  • Коррекционно-образовательные цели

Уточнение и расширение словаря, формирование и закрепление элементарных математических представления

  • Коррекционно-развивающие цели

Активизация речевой деятельности. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Стимуляция речевой активности, замена звукоподражаний полными словами; развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Развитие артикуляционной, мелкой  и общей моторики.

  • Коррекционно-воспитательные цели

Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание общечеловеческих качеств.

  • Коррекционно-оздоровительные цели. Использование здоровьесберегающих технологий

Задачи:

  • стимулирование развития  речи, внимания, память, мышления, восприятия, воображения;
  • дальнейшее развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы); формирование активного словаря: существительные и глаголы по теме «Сказка «Колобок»; обучение детей узнаванию предметов по их словесному описанию; активизация речевого подражания, активизация речи (замена звукоподражаний словами)
  •  развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний;
  • обогащение тактильной, обонятельной и слуховой чувствительности;
  • формирование умения конструировать объёмные фигуры из конструктора Банчемс;
  •  развитие  общей и мелкой моторики, тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
  • расширение коммуникативных способности детей  путем создания игровых ситуаций
  • укрепление артикуляционного аппарата, отрабатывание навыка правильного произношения звуков; закрепление умения дифференцировать звуки, способствовать    формированию интонационной выразительности речи;
  • учить отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;
  • вызывать эмоциональный отклик на встречу с игрушечными персонажами, выражать свои эмоции;
  • обучить группировке предметов по цвету, размеру, форме; подбору и сравнению контрастных по величине предметов;
  • выявить отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один);

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная

Формы организации: индивидуальная

         Оборудование: конструктор «Банчемс»,  геометрические формы-куб, кирпичик, шар, фигура- квадрат; слайды с изображением колобка и дорожки, фигурки бабы, деда, лисы, зайца, медведя; звуковой коврик, фонотека- музыка «Релакс», звуки ветра; логопедическое зеркало

Ход занятия:

I. Организационный момент

Цель:формирование положительной установки ребенка на участие в занятии

Описание: ребенок входит в кабинет и здоровается с гостями

II.  Дидактическая игра «Снежный ком»

Цель: обогащение тактильной чувствительности (колючий, холодный), закрепление ЭМТ ( круглый шар; большой, маленький), обонятельной чувствительности (пахнет, не пахнет), восприятие на слух различных звуков, развитие мелкой моторики, активного подражания взрослым при действиях с предметами, выполнение простейших конструктивных действий, активизация речи (замена звукоподражаний словами)

Описание:

  • Слышны звуки ветра, ребенок отвечает на вопрос «Что за звук слышен?»

Педагог подходит к окну и достает снежный ком, говорит, что тот залетел в окно.Просит потрогать его. «Это ком, он холодный, круглый, белый, похож на шар», ребенок повторяет. Убирается настоящий ком и заменяется комом из липучек «Банчемс». «Какой ком? Круглый, белый, не холодный»

  • Звучит музыка «Релакс». Ребенку предлагается ощупать шар, помять, покатать в руках, затем отделить снежинки (шарики-липучки). Обратить внимание на «одна- много», сопровождать действия словами - снежинка, еще, вот. Предлагает педагог понюхать снежинку:  

« не пахнет, а вот цветочек (подходит к столу с засушенной лавандой) пахнет, вот какой аромат»

III. Дыхательная гимнастика

Цель: развитие дыхания, учить различать кубик и кирпичик, закреплять названия цветов    

Описание: 

  • Фонетическая ритмика  «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.   «У»: плавное движение обеих рук вперед.
  • Игра  «Забей мяч в ворота»
  • выкладываем ворота (красные, выбор из 2 цветов) из кирпичика и кубика, предлагаем ребенку сделать вдох носом и длительный плавный выдох ртом, чтобы забить мяч( шарик-снежинку) в ворота.

IV. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, яркий эмоциональный отклик, подготовка к речевой активности; дифференциация понятий «большой, маленький»

Описание: массаж пальчиков и ладошек ребенка шариком-липучкой, перекладывание его из одной руки в другую;произносим текст, одновременно проводя деталью конструктора по пальчикам в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Пришли все домой опять

Затем ребенку в одну руку вкладывается один шарик, а в другую большой белый шар из липучек, в целях сенсорной дифференциации «большой-маленький», притом шар отличного цвета- синий

V. Продуктивная деятельность

«Конструирование шара заданного цвета, величины».

Цель: формирование умения конструировать объёмные фигуры из конструктора Банчемс, закрепление умения соотносить предметы по цвету, формирование цветовых представлений, развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Описание:

  • Педагог говорит ребенку, что слышны чьи –то вздохи «Ох, ох, ох!», кто это? Это баба и дед. Как они охают? Ребенок находит их в кабинете, педагог просит поставить фигурки бабы, деда и домика на стол. « Не хватает дерева возле домика, где же оно? Вот оно! (достает из коробочки дерево, сделанное из конструктора, но не хватает нескольких шариков-липучек на вершине). Добавь шарики!(выбор цвета между зеленым и желтым)
  • Предлагает спросить, что с ними случилось. Они отвечают, что баба испекла колобок,  рассказывает, как это делала
  • Артикуляционная гимнастика «Колобок»

Цель: формирование артикуляционного уклада, воздействие худ.слова с расчетом  на подражание и создание эмоционального подъема

Описание: ребенок сидит перед логопедическим зеркалом, педагог за ним

«По амбарам помела» - движения языка влево-вправо по нижней губе
«положила на окошко студиться» -
открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости

  • Изготовление колобка

А теперь колобок убежал. « Спой песенку колобка!» На картинке изображен эталон готового изделия.

Перед ребенком два комка конструктора (желтый и зеленый), выбираем по эталону желтый. Педагог предлагает отделить шарики и слепить их в один шар, покатать между ладонями. «Какой шар по ощущениям? Немного колючий, вот тебе другой шар, потрогай его, он гладкий»

  • Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильных ощущений и общей моторики (мышечное восприятие).

Описание: ребенку предлагается вытащить из мешочка заданный предмет ( Банчемс-шарик , деревянный шарик), затем предлагается пройти по  объемному контуру квадрата, который на полу.

  • Продолжаем изготовление. Ребенок смотрит на эталон и прикрепляет глазки и ротик на шар, проговаривая детали. Колобок готов.

«А каких животных встречает колобок? Зайца, лису, медведя»

На столе появляются фигурки. Педагог предлагает воспроизвести звуки, которые ассоциируются с данными животными, используя звуковой коврик с музыкальными инструментами.

  • «Цветовой диктант»- изготовление дорожки

Цель: развитие восприятия, умения собирать шарики  в определенной последовательности

«Давай поможем колобку попасть домой, сделаем дорожку к домику»

Сопряженно с педагогом ребенок делает дорожку из шариков разных цветов, ориентируясь на эталон.

VI.Рефлексия

«Что мы делали на занятии?

- поймали снежный ком (посмотреть, что он растаял);

- сделали ком из шариков-липучек;

-слепили колобка;

- помогли колобку добраться домой.

Вот ты молодец!

Закрой глазки, я положу тебе в ротик что –то вкусное, а ты отгадаешь (долька апельсина). Попрощайся с гостями!»

Пояснительная записка к занятию учителя-дефектолога

«Интегрированное использование инновационных технологий в виде современной игрушки «Банчемс» в работе с детьми с ОВЗ»

С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков. Всемирная энциклопедия дает нам следующее определение мелкой моторики – «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений пальцами рук»

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Исследования, проведенные доктором медицинских наук, профессором-физиологом М. М. Кольцовой (1979г., обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики.) Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости.

У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук.

Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ.

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогическом процессе всё шире используются конструкторы.

В своей работе я тоже стараюсь применять современные игры и игрушки. Конструктор Банчемс я выбрала потому, что в настоящее время он очень популярен среди современных детей. Мне он понравился и так же очень понравился детям.

Мягкий конструктор Банчемс – инновационная развивающая игра для детей от 3-х лет.

Банчемс представляет собой мягкие шарики-липучки, которые сцепляются друг с другом по типу колючек репейника. Красивые, притягивают детей потрогать, что-то сделать. Вся прелесть конструктора в том, что собирать его очень легко и под силу даже самым маленьким детям.  Из липучек Банчемс можно создать всё, что пожелаете: машинки, башни, животных, любимых персонажей. И его можно использовать в детском учреждении, потому что можно помыть и высушить.

Актуальность работы заключается в том, что применение конструктора Банчемс на дефектологических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и бучения, так как способствует:

• развитию мелкой моторики,

• обогащению сенсорного опыта,

• развитию тактильных ощущений,

• формированию пространственной ориентации,

• развитию памяти, внимания, мышления,

• развитию фантазии и воображения,

• развитию мотивации к дефектологическим занятиям.

Конструктор Банчемс не вызывает у детей негативного отношения, и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра. Работа с Банчемс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, способствует разрешению его психологических затруднений, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации.

Цель: повышение эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ раннего возраста на дефектологических занятиях посредством игрового конструктора «Банчемс».

Задачи:

• создать условия для реализации коррекционно-развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

• формировать сенсорные эталоны;

• развивать у детей мелкую моторику, тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;

• развивать тактильные ощущения;

• расширять коммуникативные способности детей, путем создания игровых ситуаций;

• развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь;

• развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы;

• формировать элементарные математические представления.

Контингент:

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями младшего дошкольного возраста

Ожидаемые результаты: в процессе занятия с применением конструктора Банчемс дети воспринимают занятие, как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме. Детали конструктора благодаря своей структуре развивают мелкую моторику, активизируют работу коры головного мозга, развивают речь. Таким образом, применение конструктора Банчемс в работе дефектолога повышает результативность занятий и делает коррекционный процесс более эффективным.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Область «Физическое развитие»

развитию мелкой моторики рук;

- становление ценностей здорового образа жизни.

Область «Речевое развитие»

-обогащение активного словаря;

-владение речью как средством общения и культуры.

Область «Художественно-эстетическое»

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;

-становление эстетического отношения к окружающему миру.

Область «Социально - коммуникативное развитие»

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Особенности ребенка, с которым проводится занятие:

Денис, 2 года

В результате проведенной диагностики К.Л. Печоры выявилось отставание нервно-психического развития ребенка на три эпикризных срока (в том числе сенсорика), что соответствует четвертой  группе развития.

Индивидульная особенность: тремор рук, синдром навязчивых движений.

В связи с этой особенностью ребенок испытывает трудности при выполнении заданий мелкой моторики. Например, мозаика - это очень сложное занятие именно для него,оно физически и энергетически затратно, естественно, что не получается, и понятны переживания ребенка. Нужно постараться  подобрать задания, которые он может с успехом выполнить, ему нужно побывать и в ситуации успеха. Например, если он будет заниматься с шариками банчемс, движения будут те же, что и в мозаике, но намного проще для выполнения.

Хочу добавить, что данное занятие ориентировано на активизацию всех пяти  органов чувств ребенка, которые определяют восприятие всего учебного материала, делая возможной коррекционно-развивающую работу дефектолога.