Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия «Тактильной книги Сказок» Учитель-дефектолог: Шестакова Ирина Владимировна
тренажёр по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения имеет огромное значение  в формировании целостной картины мира и познавательного интереса к нему особенно в  дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_takt.knigi_.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия

«Тактильной книги Сказок»
                                                                                           
Выполнила: И.В. Шестакова

Учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад № 45»

Слайд 2

Основная цель тактильной  книги - формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающие задачи:

-  развитие осязательного обследования, умения планировать свои действия, навыка последовательного выполнения всех предметных действий и операций;

-развитие  зрительного восприятия;

-развитие  внимания, памяти, мышления;

- развитие познавательного интереса, усидчивости.

Слайд 3

Интеграция

  • Объединяет все разделы коррекционной образовательной деятельности: «Социально-бытовую ориентировку», «Развитие зрительного восприятия», «Ориентировки в пространстве», «Развитие осязания и мелкой моторики».

Форма работы :

  • индивидуальная,
  • подгрупповая(в парах).

Слайд 4

Описание:

Пособие,  представляет собой книгу на обложке, которой  изображен сказочный дворец. Снаружи книга  закрыта  на маленький замочек. Чтобы попасть в сказку нужно найти ключик от замка, достань все ключи, выложи в ряд и определи, какие ключи могут подойти к этому замку. 

Слайд 5 

Внутри книги   съемные планшеты, мягкие и приятные  на ощупь, изготовленные из фетра и  ткани,  размером 23 на 30 см. В ходе игровой ситуации планшеты могут сниматься с петель тактильной книги и располагаться перед ребенком с учетом косоглазия (в вертикальном положении для детей со сходящимся и горизонтально – с расходящимся косоглазием).

Слайд 6

Каждый планшет  отождествляется с лексической темой. «Чудо-дерево»- времена года; «Сад-огород» - фрукты и овощи; «Шкаф» и «Прачечная»  - одежда, обувь, головные уборы и принадлежности для волос, аксессуары, посуда, игрушки и т.д.

Слайд 7

Планшеты: «Мышка и сыр», «Собери бусы» совершенствуют сенсорное  восприятие объектов и предметов по величине, цвету, форме.

Слайд 8

Игровое правило: обследование предметов (элементов тактильной книги) и выполнение предметно-практических действий.

Игровые действия зависят   от задачи   коррекционной  работы,  от  темы  и сказочного персонажа, количества планшетов.

Слайд 9

Рефлексия: Забавные смайлики, с противоположными эмоциями (веселый-сердитый),  помогают ребенку сделать оценку игровой ситуации.

Слайд 10

Вариативность

К каждой странице тактильной книги подобраны дидактические игры, художественное слово (стихи и загадки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дидактические игры, загадки и короткие стихи про овощи, и фрукты представлены в виде картотеки.

Картотека дидактических игр:

Задачи: обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры

- развивать интерес к игровой деятельности с взрослыми и сверстниками

Слайд 11

Планшет «Сад-огород»,

1. «Найди, что назову» (3-5 лет)

Дидактическая задача:  Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

Правила. Искать предмет соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту.

Аналогичное задание выполняется с игровым набором к планшету «Шкаф».

(одежда, обувь, посуда, головные уборы, принадлежности для волос, аксессуары)

2. «Отгадай загадку, найди отгадку на грядке» (5-7 лет)

Дидактическая задача. Найти предмет по приметам в загадке.

Игровое действие. Отгадать загадку, найти овощ (фрукт), назвать его место  расположения на грядках или дереве.

3. Игра «Четвертый лишний»

4. Игра «Из чего – какой?»

Слайд 12

Планшет «Чудо-дерево» (времена года)

 1. Игра «Что перепутано?»         

Дидактическая задача. Уточнить представление детей о приметах времен года, находить «ошибки», объяснять их. Развитие внимания, памяти, речи.

Игровое действие. Поиск примет времен года и исправление «ошибок».

Планшет «Шкаф» Игра «Что где лежит?

Дидактическая задача:

Закреплять навыки ориентировки на плоскости относительно себя, другого предмета.

Слайд 13

Творческие находки

1. Оригинальность идеи - создание мобильных игровых планшетов с разными заданиями по разделам коррекционной образовательной деятельности.

2. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные, коррекционные  задачи: развивать логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, творческое воображение, воспитывать умение играть в парах.

3.  Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.

4. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами.

5. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.

Заключение

Яркая, красивая тактильная книжка, сделанная с душой, будет радовать каждого ребёнка. Ребенок   перемещает предметы:  пуговки, петельки, шнуровки, липучки, молнии, кнопки, крючки, перетяжки и т.д. Играя, он  с интересом  выполняет задания.  И тогда индивидуальные занятия с ребенком превращают в увлекательную  сказочную историю.

Литература:

1. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. Ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3.Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста Л.И.Моурлот, Л.А.Ремезова. Учебно-методическое пособие,, Самара 2007г.

4.Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.

5. Интернет- ресурсы:

 www/maаm.ru ? Doshkolnik.ru   по теме: тактильные книги для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Дидактическое пособие "Тактильная книга" для детей с ТНР "Ванечка и Старичок-лесовичок"

Дидактическое пособие "Тактильная книга" для детей с ТНР "Ванечка и Старичок-лесовичок" предназначено для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Пособие представляе...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы с использованием дидактического пособия «Коврик настроений».

Цель:учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающему миру....

Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»

Почему  так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...