Значение фонетической ритмики
статья по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Что такое фонетическая ритмика, ее цели и основные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_foneticheskoy_ritmiki.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение фонетической ритмики.

   Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественных движений.

   Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

   В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

   Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмики, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых

к произношению слабослышащих, учитываются также рекомендации по развитию движений у детей.

   Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по

фонетической ритмики направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью голоса;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах и фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме

является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идёт отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произнесения звуков.

   Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний – музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.

   При работе над ритмом в движения включают танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.

   В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперёд, стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад; движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

   Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

   Упражнения, которые применяются в работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

   При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п.

   Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

   Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей ( как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На занятиях фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей  аппаратуры.  Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения детей и хорошее качество звучания.

   Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.

   Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неосвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения.

   Занятия по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен:

  • видеть и уметь исправлять характер движений у детей;
  • стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и детей;
  • cлышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
  • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания,

быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Фонетическая ритмика».

Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с  детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....

Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...