Консультация для педагогов "Арт-терапевтическая методика "Волшебная сказка цветных фей""
консультация по коррекционной педагогике

Новикова Елена Анатольевна

Методическая разработка для педагогов по проведению мастер-класса для родителей вместе с детьми или для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапевтическая методика «Волшебная сказка цветных фей»

Сегодня мы с Вами познакомимся с арт-терапевтической методикой «Волшебная сказка цветных фей». Как мы знаем, арт-терапия – это такой метод, который является одновременно и безопасным, и глубинным. Глубинность его состоит в том, что человек может проникнуть в свою проблему в символической форме и проникнуть может в нее настолько, насколько он готов ее решить. В этом состоит безопасность арт-терапевтического метода. Еще мы не раз отмечалось, что очень важной чертой арт-терапии является удовольствие от участия в этом процессе, и очень важна та радость, которую испытывает человек в общении с художественными материалами, в создании продукта творчества и в общении с этим продуктом творчества.

Эта методика включает в себя элементы сказкотерапии и изотерапии, сочетающихся с пассивной музыкальной терапией, т.е. сначала прослушивание сказки, затем изобразительная часть будет проходить под музыку, которая будет создавать определенное состояние и настроение.

Основной задачей любого арт-терапевтического упражнения конечно является решение какой-то терапевтической проблемы, тогда упражнение будет эффективным, полезным, произойдет решение какого-то вопроса. Поэтому прежде чем приступить к выполнению упражнения, внутри себя нужно обозначить какой-то вопрос, какую-то проблему, с которыми хотелось бы сегодня соприкоснуться и возможно найти ее решение. Это совсем необязательно должна быть какая-то глубинная проблема, это может быть какой-то вопрос, который на сегодняшний день хотелось бы решить. Необходимо обозначить его внутри себя, необязательно его озвучивать. Поэтому на этапе настройки дается некоторое время, чтобы заглянуть внутрь себя, спросить себя, что бы хотелось решить, о чем хотелось бы повзаимодействовать с собой в процессе нашего упражнения.

Затем необходимо подготовить руки и тело для дальнейших действий, выполнив релаксационные упражнения на напряжение и расслабление своего тела, которые состоят из трех этапов: упражнения для рук и тела, для глаз и настройка дыхания:

  • Волнообразные движения руками ладошками вниз; упражнение «Коготки тигра» (сгибание и напряжение кончиков пальцев); упражнение «Замораживание» (сгибание и напряжение кончиков пальцев переходит в кисти, локти, плечи, затем сводятся лопатки и напрягаются мышцы спины);
  • Трем ладошки и горячими ладошками прогреваем закрытые глаза;
  • Медленный глубокий вдох носом и при этом надувается живот, как шарик. И спокойный выдох. Всего три глубоких вдоха и выдоха.

После того как произведена внутренняя настройка и физическая подготовка переходим непосредственно к прослушиванию сказки. При прослушивании сказки, желательно обратить внимание на те ощущения, которые будут возникать, и на те образы, которые мысленным взором будут рисоваться.

«Волшебная сказка цветных фей»

«Когда-то давным-давно на Земле все было только черным и белым. Не было никаких красок, никаких цветов. А все это было от того, что всем на Земле управляли только две феи – белая и черная. Белая Фея была феей света. Она взмахивала своим волшебным лучиком, и все на Земле становилось белым, светлым, сверкающим. Особенно Белая Фея радовалась зимой, потому что все кругом покрывалось белым снежным покрывалом, которое сверкало в лучах ее волшебных палочек. А когда наступала ночь, главной становилась Черная Фея – Фея Тьмы. Она взмахивала своим большим пушистым тяжелым теплым бархатным черным одеялом и укрывала всю землю, всех людей. И люди засыпали под этим одеялом и отдыхали всю ночь. Ночью они видели сны. И что само интересное, сны эти были цветными. В своих снах люди видели раскрашенные в яркие краски предметы, растения, животных, явления природы. Весь мир сверкал яркими красками. Когда же они просыпались утром, то они видели только белый цвет. И так продолжалось много-много лет. Наконец, людям надоела такая черно-белая гамма в их жизни. Они пришли к Белой Фее и сказали: «Мы хотим, чтобы Земля была цветной.» «Ну что ж, – сказала Белая Фея – раз Вы этого захотели, то так и будет». Она взмахнула своим волшебным белым лучом, он сверкнул и озарил всю Землю белым светом. А Фея громко-громко сказала: «А ну-ка цветные феи, прилетайте сюда!» Из всех концов космоса, из всех уголков мироздания стали слетаться разноцветные феи. Они были очень красивые и нарядные, они были все сотканы из сверкающих звездочек разного цвета. И они принесли на Землю краски. «А теперь, – сказала Белая Фея – принимайтесь за работу! Раскрашивайте Землю в яркие цвета!» И цветные феи стали раскрашивать Землю. И все на Земле засверкало и заискрилось разными красками. И Земля стала радостной, разноцветной, разнообразной и веселой.»

После прослушивания сказки предлагается представить себя на месте этих цветных фей, выбрать для себя цвет и в соответствии с образами, возникавшими во время прослушивания сказки, определить что раскрасит та или иная фея.

Настроившись на взаимодействие с цветом, переходим к изотерапевтической части.

На столах стоят баночки с основными цветами: красным, синим и желтым. Из этих основных цветов создается вся радуга. В манную крупу добавляется вода до нужной консистенции, готовится кашица. После этого добавляются краски трех основных цветов в каждую баночку. Путем смешивания основных цветов создаются необходимые дополнительные цвета. На листе бумаги предлагается воплотить образы, их лучше попробовать создавать с помощью рук, пальцев, так будут совсем другие тактильные ощущения. Каждый создает свой образ, фоном звучит музыка, создающая определенный настрой.

Подводя итог, обозначим еще раз структуру данной методики.

  1. Настройка, определение проблемы, погружение в свои вопросы;
  2. Физическая подготовка тела для дальнейших действий;
  3. Создание образа в процессе прослушивания сказки;
  4. Воплощение образа.

Методика направлена на погружение в себя, потому что когда идут свободные ассоциации, мы красим, мы выбираем естественно то, что важно для нас. Само взаимодействие с манкой, это тактильное взаимодействие с манной кашицей – символом детства – это безусловно возрастная регрессия.

Что касается элемента волшебства, конечно это, когда мы смешиваем цвета и получаем новые, то разве это не чудо. Когда создаются новые цвета из основных, мы экспериментируем, становимся немного волшебниками. И это тоже конечно элемент возрастной регрессии, обращение к внутреннему ребенку, который верит в волшебство.

«Волшебная сказка цветных фей»

«Когда-то давным-давно на Земле все было только черным и белым. Не было никаких красок, никаких цветов. А все это было от того, что всем на Земле управляли только две феи – белая и черная. Белая Фея была феей света. Она взмахивала своим волшебным лучиком, и все на Земле становилось белым, светлым, сверкающим. Особенно Белая Фея радовалась зимой, потому что все кругом покрывалось белым снежным покрывалом, которое сверкало в лучах ее волшебных палочек. А когда наступала ночь, главной становилась Черная Фея – Фея Тьмы. Она взмахивала своим большим пушистым тяжелым теплым бархатным черным одеялом и укрывала всю землю, всех людей. И люди засыпали под этим одеялом и отдыхали всю ночь. Ночью они видели сны. И что само интересное, сны эти были цветными. В своих снах люди видели раскрашенные в яркие краски предметы, растения, животных, явления природы. Весь мир сверкал яркими красками. Когда же они просыпались утром, то они видели только белый цвет. И так продолжалось много-много лет. Наконец, людям надоела такая черно-белая гамма в их жизни. Они пришли к Белой Фее и сказали: «Мы хотим, чтобы Земля была цветной.» «Ну что ж, – сказала Белая Фея – раз Вы этого захотели, то так и будет». Она взмахнула своим волшебным белым лучом, он сверкнул и озарил всю Землю белым светом. А Фея громко-громко сказала: «А ну-ка цветные феи, прилетайте сюда!» Из всех концов космоса, из всех уголков мироздания стали слетаться разноцветные феи. Они были очень красивые и нарядные, они были все сотканы из сверкающих звездочек разного цвета. И они принесли на Землю краски. «А теперь, – сказала Белая Фея – принимайтесь за работу! Раскрашивайте Землю в яркие цвета!» И цветные феи стали раскрашивать Землю. И все на Земле засверкало и заискрилось разными красками. И Земля стала радостной, разноцветной, разнообразной и веселой.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры с цветными прищепками и скрепками как технология развития дошкольника"

Опыт работы по использованию дидактических игр с предметами (цветными прищепками и скрепками), побуждающих ребёнка к активной познавательной, игровой и творческой деятельности....

Занятие с палочками Кюизенера на тему «Путешествие в сказку цветных чисел».

Привлечение интереса к использованию палочек Кюизенера в развитии познавательных способностей детей....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому развитию «Волшебная сказка цветных фей»

Конспект совместной организованной образовательной деятельностидетей и родителей по художественно-эстетическому развитию«Волшебная сказка цветных фей»(с элементами арттерапии)...

Мастер-класс для родителей и детей "Волшебная сказка цветных фей" (арт-терапия)

Совместный мастер-класс для родителей и детей по арт-терапевтической методике "Волшебная сказка цветных фей"...

Сказка "Цветные звуки весны, или Искусство цвести"

Конкурсная работа в номинации "Свой почерк, свой стиль"...

Проект для детей разновозрастной группы раннего возраста №1 "Сказка" «Цветная неделя»

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти...