Организация коррекционной работы учителя-дефектолога Инашевской К.И. в ДОУ для детей с ФРЗ (функциональные расстройства зрения)
проект по коррекционной педагогике

Организация коррекционной работы учителя-дефектолога Инашевской К.И. в ДОУ для детей с ФРЗ (функциональные расстройства зрения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы учителя-дефектолога Инашевской К.И. в ДОУ для детей с ФРЗ (функциональные расстройства зрения)

Важнейший аспект деятельности образовательных учреждений – охрана и укрепление здоровья ребенка. Профилактика появления зрительных расстройств у нормально видящих детей, коррекция зрительного восприятия у детей с ФРЗ являются одними из основных задач охраны и укрепления здоровья ребенка. Это связано, с одной стороны, с первостепенной ролью зрения, его востребованностью в познавательной, продуктивной и особенно в учебной деятельности детей в разные возрастные периоды их жизни. С другой стороны, охрана и укрепление функционирования зрительной системы ребенка, подростка, юноши актуализируется в связи с тем, что на деятельность этой тонко организованной системы влияет множество факторов: эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) в их диалектическом единстве.

Знание факторов, влияющих на  зрительную работоспособность, физическое и функциональное состояние анализатора, способствующих ухудшению или улучшению зрения, понимание сущности их связей позволяет шире рассматривать офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей, чем только с позиции определения и исполнения санитарно-гигиенических требований к процессу зрительной работы ребенка.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания, приемов, методов, средств коррекции, организации обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного сопровождения детей с нарушением зрения.

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процесса являются:

  • учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
  • комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к обследованию и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
  • адаптация учебных планов и программ;
  • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми;
  • система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения.

Адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Такая модель позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

Дети с нарушением зрительной системы нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога, который координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми.

Целью работы тифлопедагога является – формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

 Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми с ФРЗ являются:

  1. Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.
  2. Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.
  3. Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Реализация обозначенных задач.

1. Тифлопедагогическое обследование детей начинается с изучения документации (рекомендации областного ПМПк, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психологическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности определяется в процессе обследования зрительного восприятия. Большое значение при этом имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов. На каждого ребенка тифлопедагогами заводится карта индивидуального сопровождения, которая ведется на протяжении всего времени сопровождения ребенка в ДОУ.

Обследование (первичное, промежуточное, итоговое, а также для прохождения повторного областного ПМПк) детей проводится всеми специалистами и воспитателями ДОУ, результаты которого обсуждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Результаты обследования всеми специалистами и воспитателями детей с ФРЗ отражены в картах динамических наблюдений (на каждого ребенка, частота в соответствии с рекомендациями областного ПМПк.)

2. Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий и индивидуальная работа.

Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия. Раздел по развитию зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины предметов и формирование действий с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.

Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию ориентировки в пространстве. Нарушение зрения отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность, значительно хуже, по сравнению с нормально видящими сверстниками, развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций предопределяет ошибки правильного выделения формы, величины, пространственного расположения предметов (удаленность).

Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию социально-бытовой ориентировки. Данный раздел состоит из четырех составляющих: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдение на улице», «Ребенку о нем самом». В процессе коррекционной работы по социально-бытовой ориентировке дети с нарушением зрения получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения.

«Ребенку о нем самом». Важным в этом разделе является обучение детей пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями, о возможностях замены зрительной информации слуховой, тактильной при ориентировке в большом пространстве, когда дети не могут видеть движущиеся объекты, но могут услышать, как они двигаются. Проводится работа по воспитанию у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения (гигиеническое уход за глазами, очками; соблюдение назначений по ношению окклюзий, побуждение желания вылечиться).

3. Соблюдение назначений врача-офтальмолога.

Экраны зрения. Назначение врача-офтальмолога.

Соблюдение всеми педагогами и родителями назначений и рекомендаций врача-офтальмолога: ношение окклюзий, очков, график 1:1, 2:1. Проведение зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию, активизацию зрительных функций у детей с  ФРЗ. Зрительные нагрузки распределены по остроте, характеру зрения, ориентации, виду косоглазия и характеру зрения. Проводятся ежедневно индивидуально с каждым ребенком. При планировании коррекционно-восстановительной работы учитывается функциональная мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности – в утренние и вечерние часы).

4. Применение специальных приемов и методов.

  • Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. Освещение не менее 500 люк.
  • Посадка детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу. Детей с миопией посадить ближе к демонстрационному материалу, с дальнозоркостью – дальше.
  • Использование адаптированного наглядного материала: яркий, красочный, насыщенный по цвету;  реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону; матовая (без бликов), не отражающая поверхность; не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий – пересечение контуров); плоскостной и объемный; силуэтные и контурные изображения предметов. Размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.; размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения
  • Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно (статично), чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  • Использование указки, оптических средств коррекции (лупы, бинокли).
  • Использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза.
  • Формирование приемов восприятия на полисенсорной основе (зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Использование здоровьесберегающих технологий: зрительные, пальчиковые, дыхательные и артикуляционные гимнастики, динамические паузы, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация, закаливание и др.

5. Организация  развивающей предметно-пространственной среды.  

 Предметно-пространственная среда обеспечивает  ребенку с ФРЗ активность зрения и  зрительного восприятия, общую и сенсорно-перцептивную активность, самостоятельность, безопасность, обогащение опыта зрительного отражения с развитием ориентировочно-поисковой,  информационно-познавательной роли зрения в жизнедеятельности.

Подбор материалов и оборудования способствует решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач в образовательной деятельности в пяти образовательных областях и в коррекционной деятельности специалиста.

Материалы и оборудование  отвечают  коррекционно–развивающим требованиям,  безопасные для зрения ребенка,  включают  для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (индивидуально фоновые плоскости для усиления контраста, снижения зрительной утомляемости, расширения поля взора),  оптические средства;  орудийные предметы (детские указки), помогающие ребенку с нарушением зрения в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости; зрительную локализацию; материалы для развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки); сенсорно-моторный тренаж – мотивирует ребенка к познанию мира, создавая поисковую ситуацию, активизирует зрительные функции глаз; офтальмотренажеры.

6. Работа с родителями.

Коррекционная работа осуществляется в тесном взаимодействии с семьей. Эффективная коррекционная работа по коррекции нарушений зрения возможна только при включении родителей в совместную деятельность. Формы работы: групповые собрания, подгрупповые семинары-практикумы, открытые занятия, индивидуальные беседы, консультации, наглядно-печатная информация и др.

Все это позволяет родителям стать субъектами и полноправными участниками педагогического процесса, благодаря чему и достигаются положительные результаты в коррекции нарушений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Консультация для родителей Психологические особенности детей с ФРЗ (функциональными расстройствами зрения)

Как подготовить ребенка-дошкольника с ФРЗ к успешному обучению в школе? Более всего, конечно, эта тема волнует родителей наших выпускников, будущих первоклассников. Главная тревога для них - готов ли ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

­Электронная газета для детей, родителей и педагогов в рамках организации коррекционной работы учителя-дефектолога

А вы издаете газеты силами родителей для своих детей? Мы издаем газету уже очень давно. С 2014 года мы выпускали газету "Капельки" для детей, родителей и педагогов нашей коррекционной группы...