Моделирование сюжета сказки в коррекционной работе учителя-дефектолога
методическая разработка (средняя группа) по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование
сюжета сказки в коррекционной
работе учителя-дефектолога

(из опыта работы)

Ведущая деятельность дошкольника - игровая. У моих детей с
сочетанной диагностикой в развитии она часто носит
процессуальный характер, игровые действия сопровождаются
примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Это
вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным
жизненным опытом, низкой познавательной активностью,
отсутствием творческого воображения, нарушениями речи и
эмоционально-волевой сферы.

При наблюдении за детьми в группе я увидела, что очень часто в
игре они отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры
носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел
игры оказывается нестойким, и она быстро распадается.
Возможности общения между собой в силу речевого дефекта
ограничены. Недоступными оказываются и творческие задания -
создать обстановку для игры, воспроизвести сюжет сказки или
события из личного опыта.

В нашем дошкольном образовательном учреждении в течение
года планируется два больших театрализованных представления-
спектакля по мотивам известных сказок. Постановку спектаклей
осуществляет руководитель театральной студии, а педагоги
специального учреждения проводят предварительную работу для
того, чтобы дети понимали смысловое содержание сказки,
научились творчески мыслить, и наконец осознанно подошли к
воплощению образа того или иного героя сказки. А самое главное -
могли в непосредственно организованной образовательной
деятельности «играть». Ведь это так естественно для детей
дошкольного возраста.

Поэтому  передо мной встала задача - разработать

многофункциональные игры и пособия к сказкам с целью
предварительной работы к спектаклям таким образом, чтобы
заодно решать и свои коррекционные задачи.


Организация этой работы была определена в следующих направлениях:

1.        Развитие воображения и обогащение эмоционально-волевой
сферы в сюжете знакомой сказки.

(дети создают воображаемую ситуацию с помощью реальных
предметов или их «заместителей»).

2.        Использование специальных заданий, в процессе выполнения
которых решаются коррекционно-развивающие и
воспитательные задачи.

Предлагаю вашему вниманию одну из авторских разработок
многофункциональной игры « В гостях у Мухи-Цокотухи»

Перед началом игры дети с педагогом вспоминают сюжет
сказки. Последовательно и логично излагают содержание
сюжета, рассматривают иллюстрации разных художников,
характеризуют героев сказки, реализуют свои представления в
рисунках, лепке, аппликации. Затем предлагается придумать
игру «В гостях у Мухи-Цокотухи».

Варианты:   «Как  гости   собирались   на  день  рождение?»;
«Какие приготовили подарки?»; «Чем Муха угощала гостей?»;
«Как насекомые вернулись домой?» и т.д.

В данном случае дети совместно с педагогом могут
придумывать свой сюжет игры, и создавать воображаемую
ситуацию из предложенных материалов или их заменителей, т.е.
моделируют сюжеты сказки по-другому, по-новому.

Ребенку, отстающему в развитии трудно создавать и
воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальном
этапе педагог должен стать активным участником игры и взяв на
себя главную роль, исподволь направлять активность детей.
Важна увлеченность взрослого игрой, искренность и
непосредственность.

Игра «В гости к Мухе-Цокотухе»

Программное содержание;

-развитие речевых навыков, формирование умения называть
предметы чайной посуды, уточнить назначение посуды,
обобщающее понятие «чайная посуда»

  1. развитие социальных навыков, закрепление навыков
    сервировки стола;
  2. развитие внимания, памяти, воображения;

  1. развитие координации зрительного, слухового и моторного
    анализаторов;
  2. развитие умения ориентироваться на плоскости;
  3. различать и называть цвета;
  4. активизация тактильного восприятия;
  5. развитие мелкой моторики пальцев рук;

  1. закрепление навыков счета до 5;
  2. формирование представления о соответствии количества
    предметов и числа;
  3. формирование умения сравнивать количество предметов,
    используя слова «больше», «меньше»;
  4. развивать умения детей создавать изображения предметов
    простой и сложной формы, пользуясь комбинированием
    геометрических элементов из природного и бросового
    материала (разноцветных крышек, камешек, ракушек, пуговиц,
    бобов и т.д.)

Материал:

  1. Большой лист бумаги для вырезания силуэта дерева методом
    оригами
  2. Силуэты насекомых - героев сказки
  3. Цветные крышки
  4. Цифры до 5
  5. Образцы, чертежи для изготовления «подарков» для Мухи-
    Цокотухи
  6. Бросовый и природный материал (пуговицы, бобы, ракушки,
    камешки и т.д.)
  7. Кукольная чайная посуда, самовар.
  8. Мешочки с наполнителями, соответствующие наполнителям в
    «листьях» на дереве

«Наряжаем гостей на праздник»

Педагог предлагает подумать: « Где можно увидеть насекомых в
природе?» (на земле, на дереве, в воздухе и т.д.) Предложить
изготовить «сказочное дерево» методом оригами. Дети
совместно с педагогом изготовляют дерево, украшают его
листьями с наполнителями, помещают на листья насекомых-
персонажей сказки (плоскостные силуэты можно раскрасить
самостоятельно).

Педагог уточняет , что у Мухи день рождения. Поэтому гости
должны прийти на праздник нарядными. Для этого предлагает


украсить костюмы у насекомых. Дети подбирают бусинки
(цветные крышки) по заданному цвету или выбирают по
желанию, рассказывают у кого какое украшение (у Мухи -
красные «бусинки»).

Затем предлагается сосчитать количество «цветных крышек»
у каждого; сравнить, у кого больше, а у кого меньше; подобрать
цифру к количеству «цветных крышек».

«Приготовим подарки для Мухи-Цокотухи»

Педагог напоминает, что на день рождение необходимо
приготовить подарки. Дети создают изображение подарков,
пользуясь комбинированием элементов из бросового и
природного материала (крышек, шишек, камней, ракушек,
мозаики, пуговиц и т.д.) по подражанию, по образцу, по
чертежу.

«Приглашение гостей к праздничному столу»

Педагог предлагает помочь Мухе накрыть стол к чаю и
вежливо пригласить гостей к праздничному столу. Остальным
героям сказки придумать поздравления и подарить подарки так,
чтобы Мухе было приятно их принимать.

Пока гости пьют чай, дети называют предметы посуды,
рассматривают самовар, уточняют назначение посуды и
закрепляют понятия «чайная посуда», «чайный сервиз».

«Каждому свой домик»

После дня рождения все возвращаются домой. Педагог
предлагает каждому насекомому найти его «домик».

Детям раздаются мешочки с разными наполнителями
соответствующие наполнителям «листьев» на дереве. На
мешочках - силуэт насекомого-героя сказки. Предлагается на
ощупь найти подходящий листик на дереве и посадить героя
сказки на свой «домик»

Таким образом, творческая деятельность воображения
находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта ребенка. Наши дети этот опыт приобретают в
творческих играх и театрализованных представлениях.


Результаты совместной практической коррекционно-
развивающей работы показывают, что в процессе предварительной
работы к спектаклю, в процессе его постановки и показа можно
наблюдать существенное продвижение детей в развитии
познавательной деятельности, всех психических процессов и
развитии личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей

В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе.   Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...

Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ

Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...

Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на ноябрь

Пример подробного планирования коррекционной работы на месяц.  Включает в себя разделы ФЭМП, развитие речи, конструирование, сенсорное развитие, окружающий мир, сказка. Темы занятий расписаны на ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...