Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Карина Елена Леонидовна

Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы ДОУ, а также выявляет причины возникновения трудностей. На основе полученных диагностических данных составляется индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения на каждого ребёнка группы всеми специалистами ДОУ. Учитель-дефектолог организует взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка.   Пишет рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ, проводит консультации для родителей.

Динамика развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования отслеживается на промежуточном срезе (по результатам мониторинга в  середине учебного года) и  по результатам итоговой диагностики в конце учебного года. Именно об этом моя статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ

Я, Карина Елена Леонидовна, работаю учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду компенсирующего вида № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области, в котором реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с косоглазием и амблиопией).

Создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении – одна из главных задач современной педагогики. Чем раньше удастся обнаружить нарушение нормального развития и осуществить адекватную и своевременную коррекцию, тем больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.                    

Однако, чаще всего, эта возможность не реализуется, так как не разработаны до конца методологические подходы к организации дифференцированной диагностической и коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в овладении познавательной деятельностью.

В 2009-2011гг наш детский сад работал в рамках сетевого проекта «Сопровождение ребёнка с трудностями в обучении в условиях образовательного учреждения» Кировского института развития образования, руководители: Крестинина И.А. к.п.н., зав.кафедрой начального общего и специального (коррекционного) образования, методист городского методического кабинета Соснина Т.П.

В условиях творческой лаборатории специалистами нашего города было разработано методическое пособие «Содержание и организация коррекционной работы в ДОУ». Старший воспитатель детского сада Овечкина О.Ю. на педагогическом совете ознакомила нас с содержанием  данного пособия, и мы решили опробовать его на практике.

В нашем дошкольном учреждении проводится диагностика Ясюковой Л.А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

В 2012-2013 учебном году я работаю в подготовительной к школе группе. С детьми данной группы я работаю первый год, поэтому знакомство с каждым ребёнком начала с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребёнка в наш детский сад, общей медицинской и офтальмологической карты). Из этих документов мною были получены сведения о психическом развитии детей, об их соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволило мне составить предварительное представление о каждом  ребёнке, подготовиться к общению с ним и его родителями.  

Входная диагностика (мониторинг) включила изучение уровня развития зрительного восприятия и методику Ясюковой Л.А.

   По результатам входной диагностики я составила карту метапредметных трудностей, которые включают в себя: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные; а также карту предметных трудностей, куда относятся трудности, возникающие у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы ДОУ. С помощью банка диагностических методик мною были определены причины возникновения трудностей.

Проделанная работа позволила:

  1. Наметить индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка всеми специалистами при освоении основной общеобразовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
  2. Организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

На основе пособия «Содержание и организация коррекционной работы в ДОУ» я составила индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения на каждого ребёнка группы, определила необходимые игры и упражнения, которые включаю в подгрупповые коррекционные занятия и индивидуальную работу с детьми, а так же составила рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ.  

Провела индивидуальные консультации с родителями: «Игры и упражнения для детей, способствующие успешной подготовке к школе».

Динамика развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования будет  отслеживаться мною на промежуточном срезе (по результатам мониторинга) в  январе 2013г.и по результатам итоговой диагностики в апреле 2013г.

Успешное продвижение по индивидуальным образовательным маршрутам психолого-педагогического сопровождения детей будет свидетельствовать о снижении количества трудностей у них при освоении основной общеобразовательной программы.

   Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ представляет собой систему комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса. Под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе процесса сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. Основная цель сопровождения  оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в освоении основной общеобразовательной программы; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ:

  • даёт представление о видах трудностей, возникающих у старших дошкольников при освоении основной общеобразовательной программы;
  • даёт представление о причинах трудностей;
  • содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка,  реализуют следующие профессиональные позиции:

  • диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью психологической диагностики);
  • проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
  • аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум МКДОУ № 6  (ПМПк).

Его главные задачи:

  • защита прав и интересов ребёнка;
  • диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
  • консультирование всех участников образовательного процесса.

ПМПк функционирует в соответствии с разработанным планом деятельности. Программа коррекционной работы, создающая условия для успешной реализации основной общеобразовательной программы утверждается на ПМПк. ПМПк обеспечивает обсуждение хода и промежуточных результатов реализации программы коррекционной работы, анализирует динамику развития детей, корректирует содержание коррекционно-развивающих занятий, их формы, используемые технологии, разрабатывает рекомендации для дальнейшей работы. Под «консилиумом» мы понимаем не только общие обсуждения специалистов при анализе особенностей развития ребёнка и ситуации вокруг него (в образовательном учреждении или семье), а постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка. Основным требованием к работе консилиума является необходимость истинного понимания задач и стратегии коррекционно-развивающей работы каждого специалиста, а также чёткая согласованность в действиях коллективного субъекта. Подобный комплексный подход к изучению развития ребёнка позволяет наметить пути коррекции, составить индивидуальные образовательные маршруты психолого-педагогического сопровождения.

Участники программы коррекционной работы

Специалисты

Ведущие функции

А

Д

А

П

Т

И

В

Н

О

Е

П

Р

О

С

Т

Р

А

Н

С

Т

В

О

Д

О

У

Р

Е

Б

Е

Н

О

К

Учитель- дефектолог

Решение коррекционно-развивающих задач на основе динамического наблюдения за продвижением каждого ребёнка и диагностических данных. Осуществление преемственности  в  работе с воспитателями, логопедом, психологом и другими субъектами сопровождения ребёнка. Взаимосвязь с родителями. Осуществление преемственности в работе со школой.

Психолог

Углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребёнка; оказание методической помощи дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребёнка.

Воспитатель

Проведение занятий в соответствии с программой дошкольного воспитания, осуществление коррекционной направленности педагогического процесса и дифференцированного воспитания детей с учётом их физических, психических и возрастных особенностей.

Учитель-логопед

Всестороннее изучение речевого развития детей, проведение фронтальных и индивидуально-групповых занятий с детьми, имеющими речевые нарушения. Оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей.

Музыкальный руководитель

Организация работы по музыкальному воспитанию детей с учётом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с воспитателями, логопедами (занятия по логоритмике). Создание положительной эмоциональной атмосферы в детском учреждении.

Инструктор по физической культуре

Коррекция физического развития, пространственной ориентации.

Медицинская

сестра

Профилактика и коррекция соматического состояния, осуществление контроля над соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм. Коррекция физических и психических нагрузок.

Врач психоневролог медицинского учреждения, обслуживающий дошкольное учреждение

Индивидуальное изучение ребёнка, назначение лечения по показаниям, систематический контроль проведения лечения; разработка плана лечебно-профилактических мероприятий, консультирование дефектологов и воспитателей по вопросам   индивидуального похода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения.

Методист

Обеспечение программного и учебно-методического оснащения образовательного учреждения с учётом дифференцированного подхода к детям; оказание методической помощи воспитателям, дефектологам и обеспечение общего руководства коррекционно-педагогической работой коллектива; осуществление преемственности в работе педагогов-дефектологов, воспитателей, логопеда, психолога, семьи и школы; организация проверки и систематического обсуждения эффективности работы.

Заведующий дошкольным образовательным учреждением

Руководство всей деятельностью ДОУ, координация усилий субъектов по созданию коррекционно-развивающих условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей

В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе.   Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...

Содержание коррекционной работы учителя – дефектолога.

Cодержание коррекционной работы учителя – дефектолога....

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...