Содержание коррекционной работы учителя – дефектолога.
статья

Анна Александровна Петрова

Cодержание коррекционной работы учителя – дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_raboty_tiflopedagoga.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) в детском саду с нарушением зрения.

Тифлопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий коррекционную работу по обучению, воспитанию детей c нарушением зрения с учетом своеобразия их познавательной деятельности, коррекции и компенсации нарушенных функций.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу в общем коррекционно – педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога проводятся в непосредственной образовательной деятельности в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями и играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

В соответствии с «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, с «Основной общеобразовательной программой ГБДОУ», тифлопедагог проводит специальные коррекционные игровые занятия.

        Основные направления работы тифлопедагога:

- Тифлопедагогическое обследование детей:

- Изучение медицинских и офтальмологических карт;

- Наблюдение за детьми;

- Исследование зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке.

- Проведение специальных коррекционных занятий:

- Индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и лечению на аппаратах;

- Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;

- Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов;

- Занятия по формированию способов обследования предметов, научение целостному последовательному восприятию предмета с помощью формирования алгоритмов восприятия объектов;

- Занятия по формированию предметных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и предметности восприятия;

Предметные представления и понятия формируются по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные и птицы», «Растения», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «8 Марта», «23 февраля», «Транспорт», «Игрушки», «Времена года».

- Занятия по развитию нестереоскопических способов восприятия глубины пространства;

- Занятия по развитию восприятия сюжетных изображений;

- Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;

- Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию движений;

-        В занятия включаются задания:

- Задания на развитие аналитико – синтетической деятельности (составление целого из частей);

 Задания на воссоздание изображений из геометрических фигур;

- Задания по развитию мелкой моторики; зрительно – моторной координации;

-Задания на развитие таких психических функций, как память, внимание, мышление, речь, творческое воображение, фантазия;

- Проводятся физкультминутки, зрительная гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика; релаксация, а также используются новейшие технологии и элементы этих технологий;

- Индивидуальные занятия с детьми на ПК.

В практике лечебно-восстановительной работы нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы, апробированные в Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) и в НИИ глазных болезней Российской академии медицинских наук (НИИГБ РАМН).

В нашем детском саду в работе с дошкольниками тифлопедагоги используют самостоятельно созданные презентации.

– Участие в методической работе учреждения:

Посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни;

Выступления на педагогических советах;

Организация и проведение семинарских занятий, мастер - классов;

Групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ДОУ;

Показ открытых занятий с детьми.

– Работа с родителями:

Выступления на родительских собраниях;

Анкетирование родителей.

Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;

Консультационные дни для родителей.

Рекомендации родителям по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

Тифлопедагогическое обследование детей.

Педагогические дискуссии.

«Библиотечка для родителей» в папке – передвижке.

Уголок для родителей.

Цели коррекционной работы нашего образовательного учреждения:

  •  Развитие сохранных зрительных функций, обеспечение возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния у детей с амблиопией и косоглазием, со слабовидением;
  • создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе воспитания и обучения с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии, преодоление или устранение недостатков в познавательной, игровой, трудовой деятельности, физическом отклонении детей с нарушением зрения с учетом особенностей психофизического развития.

Основными принципами организации лечебно-восстановительного, коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

  1. учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
  2. комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
  3. дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
  4. система работы по социально-бытовой адаптации.

В ГБДОУ функционирует медико-педагогический консилиум, который проводит анализ развития каждого ребенка в каждой возрастной группе три раза в год.

В состав МПК входят:

  1. заведующая ГБДОУ,
  2. методист,
  3. врач-офтальмолог,
  4. тифлопедагог данной возрастной группы,
  5. логопед,
  6. воспитатель,
  7. сестра – ортоптистка,
  8. музыкальный руководитель,
  9. инструктор по физической культуре,
  10. медсестра.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами на Предварительной Медико - Педагогической Комиссии, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности, тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

В начале учебного года тифлопедагог проводит развернутое обследование детей и по результатам обследования определяет наличный уровень каждого ребенка, планирует коррекционную работу в зависимости от уровня развития ребенка и диагноза, программных требований, прогноза об улучшении зрения и потенциальных возможностей развития каждого ребенка и всей группы.

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности.

С детьми, которые в силу ряда причин не могут участвовать в подгрупповых коррекционных занятиях, тифлопедагог проводит дополнительные индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения.

Кабинет тифлопедагога оснащен дидактическими играми, пособиями для развития зрительного восприятия, зрительных функций; слухового восприятия и слухового внимания; осязания и мелкой моторики; по ориентировке в большом и малом пространстве; по развитию мыслительной деятельности ребенка; по формированию представлений об окружающем мире.

Своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств коррекционно-развивающей среды кабинета дает возможность тифлопедагогу решать задачи коррекционно-компенсаторной работы с детьми с нарушением зрения с учетом зрительного диагноза, индивидуального развития каждого ребенка и личностно – ориентированного подхода.

        Учитель – дефектолог работает в тесном контакте со всеми специалистами ГБДОУ. Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей

В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе.   Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...

Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ

Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...