Консультация для педагогов: «Особенности работы с детьми с СДВГ»
консультация по коррекционной педагогике

Муллагулова Лариса Шахабджановна

Что такое СДВГ? Особенности развития детей с СДВГ. Рекомендации по работе с гиперактивными детьми. Рекомендации по организации игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sdvg.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Консультация для педагогов:

«Особенности работы с

 детьми с СДВГ»

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                        учитель-логопед

                                                                                                            Муллагулова Л.Ш.

г. Когалым

  2017г.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

        По данным различных источников СДВГ встречается от 2 до 18% детей дошкольного возраста.  Соотношение девочек и мальчиков – 1 : 5.  Эти дети входят в группу риска по развитию наркомании и алкоголизма.

        В основе синдрома двигательной расторможенности лежит функциональная незрелость или нарушение работы подкорковых ядер головного мозга и лобных долей коры головного мозга.  Сбои в адекватной обработке информации ведут к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение.

        Клиническую картину определяют:

  • двигательная активность;
  • дефицит внимания;
  • импульсивность;
  • проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • заниженная самооценка;
  • нарушения поведения;
  • двигательная неловкость.

Дефицит внимания проявляется в следующем:

  • сниженное избирательное внимание;
  • не может сохранить внимание (не может выполнить задание до конца);
  • впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются;
  • не выполняет прямые инструкции или не может их закончить;
  • испытывает трудность с организацией своей деятельности;
  • избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения;
  • легко отвлекается посторонним шумом;
  • забывчивость, часто теряет свои вещи.

Импульсивность проявляется в следующем:

  • действует не подумав;
  • выкрикивает, без разрешения встает, вмешивается;
  • не в состоянии ждать своей очереди в играх;
  • часты необдуманные поступки, из-за которых попадает в опасные ситуации;
  • нетерпеливость, которая часто приводит к конфликтной ситуации.

Избыточная двигательная активность характеризуется:

  • двигательная активность бесцельна;
  • неусидчивость, суетливость, двигательное беспокойство;
  • несформированность мелко-моторного праксиса;
  • трудности с удерживанием равновесия, отсюда излишний травматизм.

Психологические особенности детей с СДВГ:

  • дети не злые, не способны вынашивать планы мести, быстро забывают обиду;
  • все поступки спонтанны, не подлежат обдумыванию;
  • любят шумные игры;
  • не любят, иногда не могут играть в тихие, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами;
  • в запале ссоры могут отказать механизмы торможения;
  • чувства у детей поверхностны, лишены объема и глубины;
  • зачастую ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания близкого человека по причине неспособности проанализировать состояние человека, т.к. понимание, оценка чувств и состояний – это сложный аналитический процесс (таких детей часто называют бесчувственными);
  • практически все окружающие считают, что ребенок может с этим справиться, избавиться от всех проблем. Это ошибочное мнение. Чем чаще ругают этих детей, тем хуже их состояние, нервная система находится в состоянии непрерывного стресса.
  • по этой причине ребенок может «опустить руки» (поэтому таких детей нельзя ругать, сравнивать с другими детьми, необходимо оценивать их поступки).

        Оказание помощи детям с СДВГ носит комплексный характер, а эффективность оказываемой помощи зависит от своевременности (начинать с раннего возраста). Она включает в себя:

  • методы модификации поведения (использование родителями и педагогами специальных приемов в воспитании детей);
  • методы психолого-педагогической коррекции (консультации психолога);
  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение (консультация невролога, психиатра).

Такой ребенок должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей.

Как правило, родители

- не понимают ребенка, его поведение их раздражает;

- их беспокоит, что ребенок беспокойный, навязчивый, недисциплинированный, неаккуратный;

- обвиняют друг друга, что у них такой ребенок.

        Из этого вытекает необходимость проведения просветительской работы с родителями. Задачи просветительской работы с родителями:

  • объяснить, что это обусловлено врожденными особенностями психики ребенка;
  • развеять иллюзии, что это пройдет само по себе;
  • объяснить, как вести себя с ребенком;
  • обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить с методами вознаграждения, психотерапии;
  • объяснить, что некоторые симптомы возникают или усиливаются в результате неправильного воспитания, их должны устранять родители.

Рекомендации по организации игровой деятельности:

  • много с детьми играть, заниматься;
  • подбирать игры, которые будут интересны и полезны детям;
  • игры должны быть направлены на развитие трех функций: внимание, двигательная активность, импульсивность;
  • требуется доброе, спокойное, последовательное отношение к ребенку со стороны родителей;
  • сами родители нуждаются в помощи, так как данный синдром носит генетический характер («мама или папа были в детстве такими же»).

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:

  • избегать, с одной стороны – чрезмерной мягкости, с другой стороны – постановки завышенных требований. Количество запретов должно быть сведено до минимума. В общении с ребенком должны присутствовать пунктуальность, жесткость;
  • рекомендуется формулировать инструкции четко, ясно, кратко, наглядно;
  • нельзя давать сразу несколько заданий, давать их постепенно, по мере выполнения;
  • обязательно выработать систему поощрений за целенаправленную, сосредоточенную деятельность (до конца навел порядок в игровом уголке, до конца собрал портфель…);
  • окружающая обстановка должна быть спокойной и доброжелательной, в сочетании с интерьером (и дома, и в ДОУ) – использовать цвета, которые действуют успокаивающе на нервную систему;
  • жизнь ребенка должна строиться по стереотипному распорядку, который следует соблюдать строго и без отступлений;
  • использовать зрительную стимуляцию при устной инструкции (например, в ванной комнате поместить последовательность выполнения гигиенических процедур);
  • не переутомлять ребенка, т.к. это может привести к усилению гиперактивности;
  • обратить внимание на питание: сахар, как легко усваиваемый углевод, стимулирует неспокойное, гиперактивное поведение (исключить употребление газированных напитков, кукурузных хлопьев), корнеплоды богаты минералами, цинком, магнием (увеличить употребление тыквы, кабачков);
  • расходовать энергию в различных видах спорта: ритмика, теннис, плавание, спортивные и бальные танцы (исключить бокс и борьбу).

Особенности режима дня:

  • ограничить участие в мероприятиях с большим скоплением людей, детей (утренники, приход гостей...);
  • взрослые должны контролировать выбор партнеров для игр, партнер по игре должен быть уравновешенным и спокойным;
  • сократить до минимума время просмотра телепередач, компьютерных игр, вплоть до их полного запрета;
  • не предъявлять к ребенку завышенные требования, реально оценивать его способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности....

Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников".

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и рассказывает об основных компонентах здорового образа жизни дошкольников, о методах повышения здорового образа жизни дошкольников в режимных моментах, о ...

Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».

Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате пост...

Консультация для педагогов "Особенности работы в разновозрастной группе детского сада2

В консультации раскрыты вопросы организации жизни детей в разновозрастной группе, особенности межвозрастных отношений и взаимодействий, формирование личности в условиях разновозрастной группы, организ...

Консультация для педагогов: «Особенности работы по преодолению детского непослушания»

Консультация для педагогов:«Особенности работы по преодолению детского непослушания»...