консультация для педагогов "Особенности работы с одаренными детьми"
консультация

консультация,брошюра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ped-v_sek.bel_.docx579.43 КБ

Предварительный просмотр:

       «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо  холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Тема детской одаренности в настоящее время стала актуальной и значимой в дошкольной педагогике и занимает одно из ведущих мест. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это объясняется  значимостью способностей для развития личности и возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.  Педагоги должны быть особенно внимательны таким к детям, так как, если не будут созданы соответствующие условия, зачатки одаренности могут постепенно угаснуть.

Для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей педагогам необходимо создать:       

- предметно - развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира, где игра - ведущий вид деятельности;

- регулярное проведение мониторинга с использованием современных диагностических методик;

- индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом, занятия в различных кружках, позволяющие развить у ребенка способности;

- оказание помощи родителям в развитии у детей талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, и т.п.;

- взаимодействие с социумом - позволяющим показать достижения, успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности.

Многочисленные проблемы и трудности одарённых детей нуждаются в особом, сбалансированном подходе к процессу оказания им помощи.

Нередко одарённый ребёнок ставит перед собой завышенные цели, не имея возможности их достичь, так как у него ещё не выработалось умение правильно оценивать перспективу, выбирать оптимальные пути решения поставленных задач. Это, как правило, вызывает сильнейшие переживания, потерю уверенности в своих силах, снижение самооценки.

В этой связи одной из основных задач взрослого является задача научить детей не только понимать других, но и лучше разбираться в своих чувствах и переживаниях. Необходимо во всех сферах деятельности всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одарённый ребёнок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от взрослого особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одарёнными детьми.

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одаренные дети, как правило:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Основной акцент в образовательном процессе необходимо делать не на то, что изучать, а на то, как изучать. От педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с высоко - одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более.

        Следует отметить, что предметная развивающая среда для одарённых детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специальным способностям, и должна быть представлена рядом специфических особенностей:

- усложнённость и большое разнообразие игр;

- наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера;

- обеспечение материалами для экспериментирования (глина, ножницы, клей, бумага, природный и бросовый материал) и т.д.

Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме. C:\Users\User\Desktop\Работа\брошюра одаренные дошкольники\80395760.jpg

Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.      

Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми дошкольного возраста - это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» г. Валуйки Белгородской области

C:\Users\User\Desktop\брошюра одаренные дошкольники\0153971e30f54b098b72093a50b4962d.jpg

Консультация  для педагогов

«Особенности работы с одарёнными детьми»

Подготовили:

Секерина Я.Е. (в-ль)

Беличенко Н.А. (в-ль)

Валуйки

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Консультация для педагогов "Работа с одаренными детьми"

Консультация для педагогов "Работа с одаренными детьми"...

Консультация: «Участие в конкурсном движении в рамках работы с одаренными детьми и (или) детьми, проявляющими способности»

Консультация: «Участие в конкурсном движении в рамках работы с одаренными детьми и (или) детьми, проявляющими способности»...