Педагогический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Цифры-самоделки"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горшкова Нина Александровна

В данном проекте представлены цели, задачи, ожидаемые результаты по теме "Цифры-самоделки", а в приложении - обобщенные полезные материалы: загадки, стихи, пословицы о цифрах, консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить цифры"и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsifry.docx35.45 КБ
Файл prilozheniya_k_proektu_tsifry_1.docx49.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32

                Педагогический проект

 в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

        

Разработала:

учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 32

Горшкова Нина Александровна

г. Кстово

2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    

учреждение детский сад №32

        ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

                             

                                      Проект «Цифры-самоделки»

Автор проекта: учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития - Горшкова Нина Александровна

Продолжительность проекта: 3 недели

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели

Возраст детей: 5-7 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: несовершенство зрительного и пространственного восприятия затрудняет у детей с ЗПР усвоение и запоминание цифр. Дети не успевают запомнить графический образ цифры, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают цифру или ее элементы в пространстве.

Цель проекта: с помощью специально разработанной системы коррекции помочь старшим дошкольникам с ЗПР прочно усвоить цифры.

Задачи проекта

Для детей: 

  • Помочь детям усвоить слухо-произносительный образ (название) каждой цифры;
  • Помочь детям усвоить зрительно-пространственный образ каждой цифры;
  • Помочь детям усвоить графо-моторный образ каждой цифры;
  • Развивать и включать все каналы восприятия у детей, обеспечивать взаимосвязь всех видов восприятия;
  •   Пробуждать и поддерживать интерес детей к процессу изучения цифр;
  • Поощрять творческие и индивидуальные проявления детей в различных видах деятельности по всем направлениям развития.

Для педагогов:

  • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • Систематизировать и обобщить теоретические, методические и практические материалы по данной теме;
  • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • Формировать  интерес к теме у родителей и педагогов через использование консультаций, стендов, компьютерной презентации в Power Point;
  • Установить доброжелательные взаимоотношения педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

Для родителей:

  • Привлечь внимание родителей к проблеме усвоения и запоминания цифр детьми, используя консультирование, стенды, презентации;
  • Стимулировать творческую активность родителей  через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
  • Установить партнерские отношения между родителями и педагогами в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

выставка семейных работ

Продукты проекта

Для детей:

  • Цифры, выполненные совместно с родителями;

Для педагогов:        

  • Разработка и изготовление дидактических игр и пособий: «Сложи цифру из элементов», «Узор из счётных палочек», «Числовой ряд», «Числовые домики», «Тактильные цифры».
  • Консультация, стенд и презентация для педагогов и родителей на тему  

      «Как помочь детям усвоить цифры»

Для родителей:

  • Выставка выполненных с детьми работ.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей: 

  •     запоминание всех цифр, усвоение их слухо-произносительного, зрительно-оптического и графо-моторного образа.

Для педагогов:

  •     систематизация материала по данной теме;

Для родителей:

  •     осознанный интерес родителей к профилактике нарушений счёта и письма у детей.

Актуальность проекта

     Формирование у детей навыков счёта является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых в школе проявляются трудности в усвоении цифр. Особенно это касается детей со специфическими образовательными возможностями, в частности с задержкой психического развития. Такие дети часто не успевают запомнить графический  образ цифры, при написании неправильно располагают цифру (например, зеркальное написание) или её элементы в пространстве, забывают или путают её название, испытывают трудности при различении понятий «цифра» - «число», при соотнесении числа и количества. Всё это и многое другое обусловлено несовершенством зрительного, пространственного, речевого и тактильно-двигательного восприятия у данной группы детей. Поэтому для предупреждения трудностей школьного обучения нам необходимо помочь таким детям прочно усвоить цифры и, соответственно, создать базу для такого усвоения за счёт развития всех видов восприятия у них.

     

Теоретическое обоснование проекта

     Для того, чтобы ребенок прочно усвоил цифры, он должен пройти следующие этапы ее изучения.

  • Усвоение слухо-произносительного образа цифры: ребенок должен научиться правильно называть цифру;
  • Усвоение зрительно-пространственного образа цифры: ребенок должен запомнить оптический образ цифры, расположение цифры и ее элементов в пространстве;
  • Усвоение графо-моторного образа цифры: ребенок должен тактильно и двигательно запомнить цифру и ее написание.

     Существует достаточно много литературы, в которой перечисляются те или иные приемы запоминания цифр, перечень игр и упражнения.

     Мы в своем проекте предлагаем систему работы над цифрой, которая в себя включает следующие особенности:

- включение родителей в данный процесс, пробуждение и поддержание у них осознанного интереса к обучению детей счёту;

- пробуждение и поддержание интереса детей к процессу изучения цифр;

- развитие и включение всех каналов восприятия у детей.

     На первом этапе развивается слуховое и речевое восприятие, их взаимосвязь. Дети учатся считать, усваивают названия цифр, не имея пока зрительного представления о них.

     На втором этапе происходит связь слухового восприятия со зрительным и пространственным. Дети знакомятся с цифрами, с их зрительным образом, обозначают уже знакомые числа соответствующими цифрами. Педагоги в игровой и занимательной форме помогают детям запомнить цифры, их расположение в пространстве, также для запоминания используют образы, ассоциирующиеся с цифрой (например, 2 – лебедь, 6 – замочек и т.д.)

     На следующем этапе мы развиваем тактильное и двигательное восприятие. Тактильный канал восприятия, как правило, используется редко, а ведь тактильные ощущения хорошо запоминаются. Многие дети с задержкой психического развития, являясь кинестетиками, познающими окружающий мир, прикасаясь ко всему окружающему, сталкиваются с большими трудностями в обучении через только зрительное и слуховое восприятие. Поэтому они часто нуждаются в тактильной стимуляции.

     С этой целью мы предлагаем детям и их родителям самим изготовить макеты цифр из материалов разной фактуры. Дети, обводя цифры пальчиком по тактильному каналу восприятия получают информацию о ней, таким образом, лучше запоминая как зрительно-пространственный, так и графо-моторный образ цифры.

     Завершает проект досуг с родителями и детьми, на котором сначала проводится занимательная викторина со всеми участниками, а потом демонстрируются изготовленные макеты цифр, проводится их выставка, а также каждая семья презентует свою работу, рассказывая о своей цифре.

     Мы считаем, что все это, способствует укреплению отношений в семье, лучшему запоминанию цифр детьми, формированию внимательного отношения родителей к  своему ребенку, к профилактике нарушений счёта у него в дальнейшем, к предупреждению трудностей в школьном обучении.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«ЦИФРЫ-САМОДЕЛКИ»

                                                                        Автор проекта: Горшкова Н.А.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(проблема, планирование,

прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Планирование всего проекта;

Подбор теоретической и методической литературы по данной теме;

Разработка стендов, презентаций для родителей и педагогов;

Подбор и систематизация материалов и игр с числами и цифрами;

Составление сценария

математического досуга, подбор стихов и игр, мультфильмов и др.

Организация и проведение НООД с детьми группы компенсирующей направленности с учетом тематического плана  по ФЭМП.

Привлечение воспитателей, физорга, психолога к участию в проекте, консультация для них с показом презентации.

Непосредственно организованная образовательная деятельность детей по формированию математических представлений. Дети знакомятся с понятиями «число», «количество», «цифра», дифференцируют их, на основе полученной информации делают выводы. Игры: «Определи место цифры», «Соотнеси число и количество», «Соотнеси число и цифру».

Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей с показом презентации «Как помочь ребенку запомнить цифры» (см. Приложение) , стенд «Число и цифра»

Родители выполняют рекомендации учителя-дефектолога в домашних условиях по формированию математических представлений, по развитию тактильных ощущений и пространственных представлений.

Деятельностный

(непосредственная деятельность

по проекту, поэтапная

оценка)

Проведение НООД с детьми (с учетом тематического планирования), знакомство с числами, цифрами, проведение игр на усвоение слухо-произносительного, зрительно-пространственного и графо-моторного образа  цифр.

Дети обозначают числа цифрами, заучивают стишки про цифры, которые помогают связать цифру с ее зрительным образом, обозначают цифру картинкой, которая похожа на зрительный образ буквы. Дидактические игры: «На что похожа цифра»,«Превращение цифры», «Недописанные/зашумленные цифры» и др

Конструирование и выкладывание цифр из разного материала, обведение цифр по трафарету, контуру;

Запись цифр в воздухе, на спине, на ладошке, в тетрадях, «Чудесный мешочек»

Узнавание объемных цифр на ощупь, Вырезание, лепка, рисование.

Совместное с детьми изготовление цифр-самоделок из различного материала Проведение в домашних условиях

игр и упражнений по рекомендации учителя-дефектолога на запоминание образа цифры.

Завершающий

(презентация продуктов проекта

и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Организация выставки «Цифры-самоделки» Подведение итогов реализации

проекта в виде выставки работ «Цифры-самоделки»

Участие в выставке работ «Цифры-самоделки» . Подготовка выступлений, заучивание стихов.

Оформление своих работ, участие в математическом досуге с презентацией своих работ о цифрах

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

«Цифры-самоделки»

Автор проекта:  Горшкова Н.А.

Направления развития

Содержание работы

Социально-коммуникативное развитие

Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Школа» и др.

Работа над социально-коммуникативным значением пословиц и поговорок («Один в поле не воин», Одна голова хорошо, а две лучше и т.д.) (см. Приложение).

Познавательное развитие

Закрепление знаний о числах и цифрах на занятиях по ФЭМП, соотнесение числа, количества и цифры, установление их  последовательности, определение соседей «справа, слева, перед, после», отношений «больше-меньше» (Приложение)

Игры на развитие психических процессов «Куда смотрит цифра» (на расположение цифры в пространстве), «Недописанные/зашумленные цифры», «Превращение и преобразование цифр», «Зачеркни неправильные цифры», «Чудесный мешочек» (см. Приложение)

Отгадывание загадок о цифрах (см. Приложение)

Выкладывание цифр из шнурочков, палочек, фигур, мозаики и т.д.

Математические игры: «Математика на кубиках», «Математическое домино, лото», «Учимся считать», «Геовизор», «Геоконт», «Эврика», «Весёлый счёт», «Числовые домики», «Сложи узор», «Математический планшет», «Палочки Кюизенера», счёты, числовая лесенка, кубики с цифрами, с точками, магнитные, деревянные цифры, цифры из флексики

Речевое развитие

Речевые игры «Отгадай/назови цифру по описанию», «На что похожа цифра», «Опиши цифру, её элементы», «Сосчитай» (на согласование числительных с существительными) (см. Приложение)

Заучивание стихов о цифрах (см. Приложение)

Художественно-эстетическое развитие

Лепка цифр

Рисование – превращение цифр в предметы

Аппликация – вырезание и наклеивание цифр

Чтение художественной литературы по числа, цифры и счет (см. Приложение)

Физическое развитие

Подвижные игры и упражнения с использованием числительных (см. Приложение)

Пальчиковые упражнения  – покажи на пальцах цифры, «Пальчики считаем» (см. Приложение)

Рисование цифр пальчиков в воздухе, на спине, на ладошке, обводка, штриховка, дописывание, пропись цифр.

Литература

  1. Волина В.В. Весёлая арифметика. – Екатеринбург: Изд-во «АРД ЛТД», 1999. – 128 с.
  2. Генис А.Л., Зимнухова И.А., Шитов А.М. Считалочка. Учебное пособие по математике для дошкольников. – М. – 1998.
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 216 с.
  4. Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 6-7 лет с трудностями в обучении. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
  5. Федин С.Н., Федина О.В. Как научить ребенка считать. – М. – 2004.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32

Педагогический проект

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Разработала:

учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 32

Горшкова Нина Александровна

г. Кстово

2019

Приложения к проекту «Цифры-самоделки»

Пословицы и поговорки с числами и цифрами

Один в поле не воин.

Один за всех, все за одного.

Один ум хорошо, а два – лучше.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Семь дел в одни руки не берут.

Семь бед – один ответ.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Из одной печи, да разные калачи.

Два сапога – пара.

В одиночку не одолеешь и кочку.

В гору-то семеро тащат, а с гора и один столкнёт.

Примерный план-конспект занятия

по знакомству с числом и цифрой

  1. Работа с числом: счёт предметов, определение количества предметов.
  2. Демонстрация цифры.

Предлагается цифра, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте.

  1. Подбор зрительного образа к цифре – «На что похожа цифра» (вариант ребенка).

Дети сравнивают цифру с реальными предметами, фигурками, животными и т.п. инициатива у детей. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ цифры. Причем у каждого ребенка будет свой зрительный образ.

  1. Соотнесение  числа и цифры.
  2. Предлагается стихотворное описание графического образа цифры.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ цифры.

Дети определяют следующее:

- из каких элементов состоит;

- из скольких элементов состоит;

- как расположены эти элементы в пространстве.

  1. Конструирование и реконструирование цифры.

Оборудование: палочки (счетные), спички, полоски бумаги, веревки или шнурки, элементы цифр, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.

Выкладывание цифр из палочек, спичек и т.д.

  1. Знакомство с объемным вариантом цифры.

Например, магнитные объемные цифры, цифры из пенопласта и другого материала. При ощупывании цифры развиваются операции стереогноза.

  1.  Развитие тактильного восприятия цифры.

Дети обводят контуры цифр, изготовленной, например, из наждачной (бархатной) бумаги, из семян, камушков и других материалов.

  1.  Знакомство с траекторией движений при написании цифры.

- обведение пальцем по гладкой поверхности;

- обведение по трафарету;

- обведение по контуру;

- запись в воздухе;

- запись мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

- письмо на ладони, на спине (дермолексия).

  1.  Определение места числа и цифры в числовом ряду, на числовой лесенке

- изобрази цифру с помощью пальцев рук;

- нахождение цифры по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;

- нахождение цифры без опоры на образец: «Найди такую же цифру, которую я назову!»;

- называние цифры: «Какая это цифра? Назови!»;

- определение места цифры в ряду, называние соседей: перед, после между какими.

12. Самостоятельное написание цифры в тетрадях и прописях.

ИГРЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР

    Дети знают еще не все цифры, а называют или «узнают» лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.
«Назови имя цифры»
Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.
«Узнай цифру на ощупь»
Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.
«Сделай цифру»
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.
«Раскрась цифру»
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.
«Рисуем и угадываем»
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.
«Преврати цифру в смешную фигурку»
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.
«Найди свою цифру»
На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти «свою».
«Нарисуй столько же»
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.
«Выполни движение»
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.
«Цифры на кубиках»
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.
«Подбери пары»
К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.
«Правильно ли это?»
Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.
«Найди такую же»
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.
«Пронумеруй предметы»
Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. «Выпадать» из нумерации могут сначала 1 – 2 цифры, а потом больше.
«Определи соседнюю»
Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать «соседей».
«Наклей цифры»
Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.
«Какая цифра убежала?»
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какаялибо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.
«Что перепуталось?»
На столе карточки с цифрами перевернуты «вверх ногами» или «вниз головой», или даны в «зеркальном» отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.
«Назови и выложи»
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.
«Опиши цифру»
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

«Напиши цифры»
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.
«Укрась цифрами»
Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.
«Обозначь порядок цифрами»
Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинноследственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).
«Догадайся и напиши цифру»
Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши – на единицу, крючок от вешалки – на двойку, бублик – на ноль и т.д.

 «Обведи цифру»

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать цифру, которая написана пунктиром, дописать ее.

«Найди цифру»

Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую цифру среди других, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди цифру»

Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой цифры, которые написаны разными шрифтами, среди других цифр.

«Найди цифру»

Взрослый предлагает ребенку найти названную им цифру в ряду графически сходных цифр, например, 3, 6, 8, 9.

«Назови цифру»

Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо цифру среди цифр, перечерканных различными способами.

«Допиши цифру»

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную цифру, назвать ее и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же цирфы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение цифры.

«Узнай цифру»

Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему цифру. Ребенок называет, какую цифру «написал» взрослый на руке.

«Чудесный мешочек»

Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные цифры, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми достает из мешочка цифру, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи цифру»

Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать цифра, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку цифра, разрезана на несколько частей).

«Выложи цифру»

Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему цифру из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек, толстых ниток и др. (При этом взрослый должен наблюдать за ребенком, чтобы он не взял мелкие части в рот).

«Смастери цифру»

Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему цифру из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш»

Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую цифру по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Волшебник»

Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему цифру, а затем «превратить» ее в другую, графически сходную цифру. Например: согнуть из проволоки 3, а затем «превратить» ее в 8; выложить из палочек 1, а потом «превратить» ее в 4 и т.д.

 «Необычный конструктор»

на магнитной доске дети выкладывают из деталей цифры: из длинных и коротких палочек, кругов, полуовалов и завитков.

«Кто внимательнее?»

«Перепечатать»  с полотна цифры, которые смотрят:

Прямо (0, 8));

Вправо (5, 6);

Влево (1, 2, 3, 4, 7, 9):

«открыты» (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9) или  «закрыты» (0, 8).
«Узор из цифр»
Увлекательным занятием могут стать "пространственные загадки" из цифр. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги или картона. Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа напишите цифру так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте цифру, не разворачивая листа, разверните.
Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой цифры получился узор. На глазах ребенка сложите лист вчетверо - покажите отгадку.
Можно и самому ребенку поручить проверку отгадки. Так у ребенка появляется возможность выбрать правильное расположение цифры  в пространстве. Это будет способствовать профилактике пространственных ошибок в написании цифр в дальнейшем (зеркальное написание). Игра развивает пространственное и образное мышление.
«Какая цифра выглянула в окошко?»
Можно использовать любые крупные цифры. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом цифру. Попросите ребенка узнать цифру  "в окошке" (по ее фрагменту).
Одну и ту же цифру можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке". Игра развивает пространственное мышление и внимание.
«От какой цифры деталь?»
Напишите на листе бумаги только элементы цифр. Попросите ребенка угадать, какие цифры вы хотели написать. Вы можете просить ребенка назвать все цифры, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько. Также можно предложить ему дописать незаконченные цифры. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании цифр.
«Какие цифры спрятались?»
Предложите ребенку угадать, какие цифры спрятались в картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше цифр. Если ребенок не может узнать какую-либо цифру, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить её на общем фоне. Задание развивает зрительное восприятие.
Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.

«Полуциферка»

Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки цифр.          Описание игры: педагог прячет карточку с цифрой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина цифры (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют её.

«Выбирай правильно»

На доске парами размещены цифры: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ребенок стирает с доски неправильно написанную цифру и называет ту, что осталась.

Загадки, стишки о цифрах

Загадки про цифру 0

Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.

***

Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…

***

Я оранжевый овал
На листе нарисовал.
У него большая роль,
Так как это цифра…

***

Встали цифры, как отряд,
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра…

***

Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется..

***

Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Он похож на букву “О”.

***

Он похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.

***

Мячик скачет по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца –
Без начала и конца.

 

Загадки про цифру 1

Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и гордится собой,
Цифра-столбик… (единица).

***

На стебелёк она похожа,
Стоит почтенно, как вельможа.
Прямая, ровная всегда,
После нуля идёт она.

***

Стоит она среди листа
Одна, когда тетрадь пуста.
Задрав свой нос до потолка,
Она бранит ученика.
И словно цапля средь болот
Его за лень его клюет.
Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.

***

Ни журавль то, ни синица.
А всего лишь…(единица)

***

С хитрым носиком сестрица
Счет откроет …(единица)

***

Десять лун бы появилось –
И тогда бы осветилась
Ночь как день! Но, жаль, луна
Светит нам всегда …(одна)

Загадки про цифру 2

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У полюсов планеты,
Сколько в целом половинок,
В паре – новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра… (два)
Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва —
Оказалась цифра …

***

Людям всем дано от Бога
По одной лишь голове!
Ну, а что руки, а ноги?
Их у каждого по …(две)

***

Что скользит по светлой глади
Ученической тетради
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным
За бездельника, плутишку
Непослушного мальчишку?
То, за что его ругают
И конфет в обед лишают.

***

С легким росчерком пера
Появилась цифра…

***

Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Эту цифру получай-ка.

Про цифру 3

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…

***
У меня есть две конфетки,
Дам одну сестренке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала!

***

Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,
Ты получше посмотри –
Это вроде бы и буква,
Но еще и цифра …

***

Эту цифру угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру …(три)

* * *
Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец.

Про цифру 4

Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И сторон всего на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка… (четыре)

***

К трем лягушкам у болота
Прибежали два енота,
Прискакала тетя жаба
И пришла наседка Ряба.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных?

***

Я у бабушки была, –
У нее во всей квартире
Три огромные стола,
Ног у каждого – …

***

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою …

***
Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трех кукол,
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек
У моей сестренки Ксюши?

***

То ли цифра, то ли вилка,
То ли развилка двух дорог.
В ученической тетради
Знаю точно – все ей рады.

 

Загадки про цифру 5

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…

***

Циферка на крюк похожа,
Что на автокране.
И на двоечку похожа,
Если вверх ногами.

***
На руке малышка Лена
Любит считать пальчики!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит …

***

Смотрит мама с нетерпеньем
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четверки.
Нет красавицы…(пятерки)

***

Если два перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру …

***

За окном сидели птички,
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
«Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?»

 

Про цифру 6

Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра…

***

Циферка, как бегемотик,
Круглый у неё животик,
Шейку ловко изгибает,
За пятёркою ступает.

***
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.

***

А моей подруге Тоне
Довелось на пони сесть,
И у Тони вместе с пони
Стало ножек сразу …(шесть)

***

Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала.
Но только одного свойства
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на нее.
Да только вниз косица. (шесть и девять)

***

Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру …

***

У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?

 

Про цифру 7

Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…

***
Сестры – белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?

***

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра …

***

Едут с ярмарки купцы –
Удалые молодцы:
Фрол, Степан, Панкрат, Тимошка,
Ванька, Сенька и Антошка.
Мы пожмем им руки всем,
Превратив их в цифру…

***

Есть пословица у нас
И она известна всем –
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо …

***

Я – цифра, меньше десяти.
Меня легко найти.
Но если букве «я» прикажешь встать рядом,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать…

***

Вьется по ветру коса,
А по спинке полоса.

Загадки про цифру 8

Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра…

***
Два кружочка рядом встали —
Что за дивные очки?
Поверни хоть вверх ногами,
Одинаковы они!

***

Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?

***

– Сколько ты имеешь ножек? –
Осьминога тихо спросим.
Тот ответить нам не сможет,
Но и так мы знаем – …

***

Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру…

***

Пять мальчишек было в классе,
В класс вошел еще и Вася,
А потом Илья и Миша.
Сколько же теперь мальчишек?

***

Цифра с виду как игрушка –
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно – это…

Загадки про цифру 9

Сколько в дюжине пиратов,
Если три ушли куда-то,
Месяцев в году без лета,
Исполнителей нонета,
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде, ведь
Есть ответ у цифры…

***

Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала.
Но только свойства одного
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на нее.
Да только вниз косица.

***
Вот так циферка, взгляни,
У нее и тайна есть –
Ты ее переверни,
И получишь цифру шесть!

***

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.

***

Эта цифра чуть больше восьмерки
Но пока ещё не десятка
Это сумма шестерки и тройки
Кто способен решить загадку?

 

Загадки про число 10

Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут …

***

Вот единица, а рядом ноль,
Стоит важный как король.
Если к единице ноль прислонится,
В какое число он превратится?

***

Палочка-тростинка,
А сзади колесо.
Попробуй угадай-ка,
Как назвать число?

***

Учит брат меня считать
-Сколько будет 5 и 5
Я подумала немножко
И сказала:
– Две ладошки!
А сколько будет 5 и 5
Надо пальцы посчитать.

***

Повело опять Егорке,
У реки сидел не зря
6 карасиков в ведерке
И 4 пескаря.
Сколько же всего, друзья?

***

3 синички летят,
2 синички сидят,
5 синичек пели песни,
И всегда бывали вместе.
Сколько птичек сосчитай
И ответ скорее дай.

 

Речевые игры

на закрепление навыков счета и знания цифр

«На что похожа цифра»

Глядя на цифру, ребенок должен пофантазировать и ответить на что она похожа: на какую-то другую цифру, на букву или предмет, и рассказать подробно об этом:

Например, цифра 0 похожа на букву О или

Цифра 0 похожа на овал, на бублик

Цифра 2 похожа на лебедя с вытянутой шеей и т.д.

«Отгадай цифру по описанию»

Педагог загадывает цифру и описывает её и всё, что с ней связано, например, эта цифра похожа на косу, которой косят траву, а ещё эта цифра обозначает количество дней недели и т.д.

«Опиши цифру или придумай про цифру загадку»
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа на лебедя и т.д.

«Сосчитай-ка»

Ребенку предлагается сосчитать какие-то предметы, полностью проговаривая словосочетания числительного с существительным, правильно их согласуя: один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т.д. Также можно проговаривать порядковые числительные с существительными: первый стул, второй стул, третий стул, четвёртый стул, пятый стул и т.д.

«Назови, сколько чего»

Ребенку предлагается вспомнить и назвать то, чего бывает по одному, по два, по три и т.д.:

Одно солнце, одна луна, один нос у человека, один хвост у животного

Две ноги, две руки, два глаза, два крыла, два колеса у велосипеда и т.д.

Три поросенка, три медведя, три богатыря, три месяца летом и т.д.

Четыре колеса у машины, четыре ножки у стола и у стула, четыре лапы, четыре времени года и т.д.

Пять пальцев на руке, шесть ножек у насекомых;

Семь гномов, семь нот, семь дней недели, семь цветов радуги

Восемь лап у паука,  восемь щупальцев у осьминога, восьмое марта, девятое мая, десять пальцев на руках и т.д.

Художественная литература по ФЭМП

Усачев А. «Веселый считарь»

Прёйсен Альф «Про козленка, который уме считать до 10»

Погореловский С. «В стране – математике»

Катаев В. «Цветик-семицветик»

С. Маршак «От 1 до 10. Веселый счет»

Михалков С. «Три поросенка»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три медведя»

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Физминутки и пальчиковые гимнастики с числами и цифрами

Три медведя шли домой:

(ходьба вперевалочку)

Папа был большой-большой

(поднять руки над головой, потянуться)

Мама с ним, поменьше ростом

(руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто.

(присесть, руки на пояс)

Очень маленький он был

(присев, покачиваться вперевалочку)

С погремушками ходил:

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

(имитация игры с погремушками)

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день!

Солнце глянуло в кроватку,

1,2,3,4,5.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

1,2,3;4,5.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия ( ходьба).

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее ( поднимание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота:

- Красота! Красота! ( хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину заложим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руками шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

1,2,3,4,5 ( хлопки на счет)

Вышел пальчик погулять.

( указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки)

Только вышел из ворот-

Глядь, другой к нему идет.

(К указательному присоединяется средний пальчик).

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий выходи.

(Затем присоединяется безымянный пальчик)

Вместе станем в хоровод – Вот.

(Хлопок. Затем руки меняются местами).

1, 2, 3, 4, 5 –

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Жили-были три пингвина. (Хлопки в ладоши)

Пик, пак, пок. (Удары по столу)

Хорошо и дружно жили (Ладошка «моет» ладошку)

Пик, пак, пок. (Удары по столу)

Как то утром на рыбалку (Хлопки)

Пик, пак, пок. (Удары по столу)

Зашагали вперевалку (Ладошки «шлепают по столу)

Пик, пак, пок. (Удары по столу)

Наловили много рыбы (Вращение кистей рук к себе)

Пик, пак, пок. (Удары по столу)

И еще поймать могли бы (Вращение кистей рук от себя)

Пик, пак, пок. (Удары по столу)

1,2,3,45

Будем пальчики считать!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

1,2,3,4,5

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые!

На первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На шестую строчку загибать поочередно пальцы на левой руке. На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два. Три, четрые, пять,

Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мезинца.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.

Цифры из пальчиков

     Усвоение цифр пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. Предлагаем систему изображений цифр с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ цифр, способствует развитию психических функций:

- внимания, памяти, мышления;

- зрительно-пространственного восприятия и представления;

- мелкой моторики;

- речи;

- конструктивного праксиса.

     Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты цифр. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить цифру радует ребенка, оживляет его.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Закрепите название пальцев рук с ребенком.

2. Внимательно рассмотрите рисунок (образ цифры, составленный из пальцев).

3. Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построении цифры.

4. Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.

5. Прочитайте ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию.

6. Предложите ребенку построить цифру по стихотворному описанию самостоятельно.

7. Проверьте правильность построения цифры по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.

8. Предложите ребенку построить свой вариант цифры.

Внимание!

• Ребенок должен строить цифру перед собой.

• Познакомьте ребенка с правилами зеркала.

Для того чтобы показать построенную цифру другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы цифры направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы цифры направлены вправо, нужно отвести ее влево. Цифру развернуть на 90°.

                                        Консультация для родителей на тему:

«Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр»

Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс. И без помощи взрослых здесь не обойтись.

Часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 3 и 8, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Детям нужно помочь разобраться в таких сложных для его восприятия графических образах. Ребёнку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2 - лебедь, 8 - очки.

Если педагог в детском саду или мама смогут подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет ещё более лёгким. Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывает всё "на лету". Это для вас, взрослых, всё легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счётом, всё очень сложно. Любой педагог или детский психолог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.

Поэтому были подобраны интересные стихи и игры про цифры и счёт.

Цифры живут на различных предметах:

В календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов, на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне.

Цифры повсюду, цифры кругом.

Мы их поищем и сразу найдём.

Цифра 0

Цифра вроде буквы О —

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Цифра 1

А похожа единица на крючок,

На гвоздь, на спицу.

А ещё немного, может,

На свечу она похожа.

Цифра 2

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Цифра 3

А вот это - посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков -

Состоит из двух крючков.

Цифра 4

Смотри - 4 это стул,

Который я перевернул.

Цифра 5

А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять.

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра 6

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху - крюк, внизу кружочек

Цифра 7

Семь — точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

На крыше флаг, смотрите все,

Ведь он похож на цифру семь.

Цифра 8

Цифра 8 так вкусна

Из двух бубликов она.

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки.

Цифра 9

Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

Цифра 10

Ноль катился по дорожке

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав 10 из него.

Учимся считать до 10

Научится считать в пределах 10 очень легко и просто если вы будете использовать ряд способов которые существуют:

  • Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления ребёнка считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.
  • Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например, научился спускаться, можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.
  • Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.
  • Используем "считалки", в которых есть счёт до пяти - десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.
  • Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженого купил папа и т. д.

     Если Вы внимательно присмотритесь к Вашим ежедневным делам, то найдёте массу возможностей дать ребёнку новые знания, используя обычные бытовые моменты.

     Обращайте внимание ребёнка на цифры везде, где это можно сделать как бы между прочим: позволяйте ему набирать код домофона, переключать каналы телевизора, пусть поможет Вам определить автобус с нужным номером, на котором Вы поедете в гости к бабушке, нажмёт нужную кнопку этажа в лифте и т. д.

     Попросите малыша принести Вам определённое количество ложек, когда Вы накрываете на стол. Перед походом в магазин договоритесь с ребёнком, что сегодня Вы купите ему 3 пачки сока, пусть самостоятельно возьмёт с полки нужное количество и т. д.

                                      Главное проявлять свою фантазию!

Математическая игра «Найди цифру»

Для этой игры потребуется:

• нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9

• рисунки, похожих на цифры, предметов.

Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.

Математическая игра «Картонные цифры»

Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.

Математическая игра «Потерянные цифры»

На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.

Игра «Что там на спинке»

Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.

Игра «На что похожа цифра» 

Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.

Математическая игра «Угадай, что за цифра?»

 Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

Лепите цифры из пластилина, составляйте из счетных палочек, шнурков и фасоли, рисуйте пальчиком цифры в воздухе, на ладони. Каждую цифру учите сначала отдельно, а только потом смешивайте с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дорога без опасности" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Краткосрочный социально-информационный прект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Проект "Космос" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект для детей с ЗПР...

Проект «Эти славные грибочки» в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

                               Проект «Эти славные грибочки»  Краткая аннотация проекта:Проект н...

Методическая разработка. Экологический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...