Основы песочной терапии
методическая разработка по коррекционной педагогике
В данной разработке описаны основы работы с песочницей, виды, методы и приемы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы методики песочной терапии.
Материал подготовлен
Бузановой Мариной Александровной
Москва
2019г.
Арт-терапевтические методы в работе психолога.
Песочная терапия.
Психотерапия искусством включает в себя:
- арт-терапию,
- драма-терапию,
- танцевально-двигательную терапию,
- музыкальную терапию.
Песочная терапия входит в категорию арт-терапии. В 1929 году впервые использовала методику песочной терапии Маргарет Ловенфельд, она разработала технику «построения мира», в 1935 году вышла книга «Игра в детстве». Эту технику оценил К.Г.Юнг, обратил внимание своей ученицы Доры Калфф на психотерапевтические возможности игр с песком. В результате изучения методики у самой Маргарет Ловенфельд, Дора Кальф разработала юнгианский подход к песочной терапии и издала книгу «Песочная терапия».
Юнгианский аналитик Вейнриб, в 1983 году предложил схему описаний стадий песочной терапии., которая позволяет отследить и и понять связь создаваемых в сеансах песочных композиций между собой.
Основной концепцией песочной терапии является процесс активизации воображения и проекции бессознательного на песочный лист, в результате чего клиент начинает осознавать, контролировать и проработать эти впечатления, чувства, эмоции. В подносе с песком находят зрительные образы страхи, переживания, внутренние конфликты, надежды клиента. Визуализируя их, появляется возможность управлять ими, контролировать. Плюс песочной терапии в том, что не нужно подбирать слова или стараться прорисовать эти образы. С помощью песка и фигур внутренний неосознанный мир выносится во внешний и осознается.
Оборудование для песочной терапии включает в себя:
1. Ящик (размер 50х70 для индивидуальной работы, для групповой в 2 раза больше, высота борта 8 см), форма –прямоугольная для диагностической работы, квадратная для коррекционной, так как для коррекции в центр ставится главный конфликт, в прямоугольной может быть несколько центров, в круглой можно найти больше гармонии в человеке. Внутренние борта и дно окрашивают в голубой цвет, что ассоциативно означает: линию горизонта с небом, дно –вода. Можно изготовить подставные борта, окрашенные в различные цвета –красный (спровоцировать агрессию, зеленый-самоутверждение).
2. Песок речной, заполняет ящик на ½ высоты.
3. Вода в кувшине. Перед применением песок оросить пульверизатором, при желании клиента. Влажный песок –выбор при тревоге, гиперреактивности, сухой выбирают как правило в спокойном состоянии без видимых проблем.
4. Игрушки –фигурки не больше 8-10 см. Подобрать по группам:
- люди –члены семьи (дети, младенцы, мамы, папы, дедушки, бабушки)
- военные,
- сказочные персонажи (добрые и злые),
- животные (дикие, домашние, птицы, рыбы, доисторические),
- здания, машины, кубики,
- растительный мир
- домашняя утварь и предметы мебели,
- ограждения, мосты, заборы,
- природный материал (камни, ракушки, шишки, листочки, желуди, каштаны),
- бросовый материал –шарики, ниточки, пуговицы, колокольчики, свечи, зеркальце,
- символические предметы (звезда, кольцо, крест, ключ)
Можно приготовить материал для изготовления фигурок недостающих – тесто, бумагу, пластилин. Могут быть несколько сломанных вещей для диагностирования ущерба, утраты, потери.
Песочная терапия может быть педагогической и терапевтической. Педагогическая направлена на развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление), и в основной используется для работы с детьми. Терапевтическая песочница используется у детей и взрослых любого возраста. На ней остановимся подробнее.
Особенности терапевтической песочницы.
Клиенту-взрослому объясняем, что процесс работы открывает бессознательное, выводится на уровень осознания, осмысления, понимания, а все что мы осознаем, мы можем корректировать.
Ребенку даем инструкцию для игры, выбирая одну исходя из 3 типов:
- Диагностическая – «сделай то, что ты хочешь, построй свой мир, ты волшебник, можешь посреди пустыни построить свой мир».
- Тематическая - зная заранее проблему, даем тему. Например – проблема в семье – смоделируй свою семью, кто чем занимается, можно взять животных похожих на членов семьи или предметы.
- Моделирующая – если расстроен, в депрессивном состоянии, находим ресурсное событие, которое улучшит это состояние – самый лучший праздник, как ходили в зоопарк, поездка в цирк, или выложи на песке любовь, дружбу. Верность и т.д.
Важно обращать внимание не выбор игрушек клиентом:
-хаотичность, может длиться несколько сеансов, потом приходит избирательность (это наступает стадия борьбы)
- миролюбивая стадия –проигрывает один и тот же сюжет.
Сеанс с песком длится 30минут с ребенком и 1 час со взрослым, продолжительность может быть до нескольких месяцев (2-3).
Также важно какой предмет первым выбран и в какое место размещен. В протоколе фиксировать это, присваивая номер фигурки по очередности выбора и место размещения.
Визуально песочница делится на части в соответствии со схемой в протоколе
верх
низ
левая центр правая
сторона сторона
После размещения всех фигур и отсутствия желания что-либо добавить, расспросить что в ней, о чем, не внося никаких интерпретаций!
К протоколу добавляется песочный лист №2 – это изменения, корректировки, дополнения. Рекомендуется делать фото фиксацию изменений и шкалу Люшера для отслеживания изменений в эмоциональном состоянии.
Можно дать подсказку - найти помощника или защитника – включить защитные механизмы. Всегда уточнять, что значит тот или иной предмет, символ.
В конце сеанса клиент обязательно САМ убирает фигурки!!!
Особенности педагогической песочницы.
Цели:
-развитие познавательных способностей,
- мотивация к экспериментированию,
-развитие мыслительных функций,
- развитие моторики.
Категории детей:
- период адаптации (от 2х лет).
- дети, требующие коррекции в познавательных процессах.
- тревога, агрессия, гиперреактивность (дать знания о эмоциональном интеллекте, способах саморегуляции и контроля)
Программы работы:
-развивающая,
- коррекционная,
-адаптационная.
Пример адаптационной программы. (Возможны подгрупповые сеансы в количестве до 5 человек)
У адаптационной программы целью является установить доверительные отношения с педагогом, снижение уровня напряжения, усвоение правил поведения, проигрывание ситуаций – расставание с родными, режимные моменты в детском саду, праздники, самообслуживание.
«Песочная фея приглашает в свое царство. В этом царстве живет много песчинок, есть голубое небо и вода. Когда прозвенит колокольчик, мы отправимся в песочную страну.
При проведении первых занятий не придерживаться строгой структуры. При работе с тревожными детьми давать тему, чтобы еще больше не развить тревожность, задавать сюжет, направление. Только в конце по уже сложенному сценарию давать свободу, но контролировать.
В этой стране есть солнышко (дети держаться за его лучики, произносят слова приветствия).
Песочная фея очень любит детей. Она всем вам улыбается, но может и загрустить, если дети выбрасывают песок из ее песочной страны, бросают песком друг в друга или берут его в рот».
Дети знакомятся с песком, здороваются с ним пальчиками, ладошкой, тыльной стороной ладони, набирают песок и высыпают его струйкой, приговаривая приговорки. Должен быть сигнал –свисток или колокольчик, по которому начинается и оканчивается занятие.
Следующие занятия моделируют детский сад и режимные моменты в нем.
Ставится имитирующий детский сад макет –домик или кубики. Фея приготовила сюрприз – с помощью кисточек дети откапывают фигурки проигрывают сказку или ситуации.
Развивающая программа.
Используется для детей от 3 лет.
Моделируются занятия по познавательным темам («В лесу», «В деревне», «Улицы города» и т.д.)
Используются приемы раскапывания песка лопаточками, сметание песка кисточками, рисование палочками, сдувание трубочками, штамповка различными предметами.
После освоения работы с сухим песком, знакомим с мокрым-
рисование на мокром песке, создание ручейков, штамповка, создание фигур из песка с помощью формочек.
Литература:
- Ленор Штейнхард «Юнгианская песочная терапия».
- Барбара Тернер «Руководство сэндплей-терапии».
- Евгения Трошихина «Сосуд и зеркало».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Песочная терапия как основа развития мелкой моторики.
Что такое песочная терапия, почему именно песок, чем полезны игры с песком. ...

Педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей раннего возраста с ОВЗ, на основе разных видов арт-терапевтических техник: песочная терапия, акватерапия, камнетерапия»
Педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей раннего возраста с ОВЗ, на основе разных видов арт-терапевтических техник: песочная терапия, акватерапия, камнетерапия»...

Развивающее занятие на основе песочной терапии: «В гости к сказке»
Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного ...

Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....
Мастер –класс для педагогов «Песочная терапия» Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию
Мастер –класс( для педагогов)«Песочная терапия»Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию...

Проект «Необыкновенные сказки на песке»на основе современных технологий:сказкотерапии и песочной терапии.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:1. Мягко повлиять на поведение ребенка (раскрепощая, уменьшить тревожность, лучше понять его внутренний мир.2. Развивать связную речь ребенка с помощью современных технологий (сказкотер...