Здоровьесозидающая образовательная среда как необходимое условие развития личности ребенка.
статья по коррекционной педагогике

Елена Сванидзе

В статье заведующего ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Афанасьевой Д.Л. раскрывается понятие "образовательная среда ДОУ" и дается характеристика образовательной среды с точки зрения здоровьесбережения. Рассматриваются условия создания здоровьесозидающей образовательной среды в ДОУ с компенсирующей направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesozidayushchaya_sreda_statya_afanasevoy.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесозидающая образовательная среда как необходимое условие развития здоровой личности ребенка

Афанасьева Далила Леонидовна,

заведующий ГБДОУ,

ГБДОУ детский сад № 101 компенсирующего вида г. Санкт-Петербурга

Здоровьесбережение ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольной.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего процесса.

Успешность этого процесса во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

В каждой группе нашего детского сада созданы «Уголки здоровья», в которых находится оборудование для самостоятельных занятий:

самодельные тренажеры опорно-двигательного аппарата, развития дыхания, «дорожки здоровья», игры на закрепление знаний о строении человеческого тела и ОБЖ, музыкальный центр, различные виды театров, картотека подвижных игр и упражнений, физминуток, которые использует воспитатель в течение дня.

Для оздоровления воздушной среды используются лампы для кварцевания, аэрофитоионизатор, в группах нашего детского сада и вестибюлях созданы фитоинтерьеры - подобраны растения, выполняющие роль живого фильтра.

В детском саду создаются комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды.

Одним из направлений оздоровительной работы является использование простейших тренажеров, тренажерных устройств. Кроме использования тренажеров в оздоровлении детей в качестве оздоровительных средств используются: водные процедуры в гидромассажных ваннах - соляно-хвойные ванны, джакузи, водные дорожки, прием гомеопатических средств.

Необходимо отметить важную роль педагога-психолога в оздоровлении воспитанников с проблемами в психическом развитии.

Психологическая помощь заключается в проведении

•        Психодиагностики (обследовании с помощью психологических методик и тестов для уточнения особенностей уровня развития, черт характера)

•        Психокорреции (сочетание психологических средств и приемов, используемых психологом для изменения нежелательного поведения, улучшения памяти, внимания)

•        Психологического консультирования (метод психологического взаимодействия психолога и родителей, педагогов).

Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми.

В нашем детском саду создан кабинет психологической разгрузки со светильниками, цветомузыкальной приставкой, мягкими, удобными креслами, и большим ковром. В этом кабинете проходят занятия, здесь дети могут послушать сказку, музыку, посмотреть мультипликационные фильмы.

Психолог проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, используя сказкотерапию,  песочную терапию, двигательный коррекционный тренинг. На занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций.

В психогимнастике большое значение уделяется общению со сверстниками, что очень важно для психоэмоционального развития ребенка.

Занятия с психологом помогают детям изжить невротические проявления (неуверенность, различного рода страхи) и способствуют выработке положительных черт характера (уверенности, доброжелательности, честности, смелости, доброты и т.п.)

Одной из форм работы является  театротерапия. Ценность детского театрального творчества заключается не в результате, а в самом процессе работы. В нашем детском саду уже несколько лет работает театр «Радуга» из педагогов, детей и родителей. Каждый месяц артисты нашего театра показывают представления для детей и взрослых, ставя авторские сказки.

Таким образом, проектирование и осуществление системы работы по формированию здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении в совместных усилиях логопедов, психологов, дефектологов, медицинского персонала, педагогов и родителей позволяет повысить качество образовательного процесса по формированию здоровья и здорового образа жизни дошкольников на основе индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка -  необходимое условие развития личности"...

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности"...

"Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника"

Презентация "Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника" содержит выдержки из ФГОС ДО, методы, позволяющие создавать ситуацию выбора, условия успешного фо...

«Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребенка»

Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализац...

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка.

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка. Для разностороннего развития ребенка очень важен тот момент, как ребенок приобретает знания. Он не должен получать их готов...