Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Борцова Светлана Николаевна

Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия.

Упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

Упражнение «Назови по порядку».

Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний [ау], [уа].

Описание. Логопед показывает детям картинку, на которой изображены девочки, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопедпросит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой - вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.

Игра «Разноцветные корзинки».

Цель: развивать навыки фонематических представлений дифференциация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, картофеля, глаза, ложки

Описание. На наборном полотне - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [а], [у]. Детямпредлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинка. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Упражнение «Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хворост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хвост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце)

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф]: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].

Упражнение «Разноцветные кружки».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

Приложение 3

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Птицы»

Цели:

Образовательные: уточнять и расширять лексикон по теме «Птицы».

Коррекционные: развивать концентрацию слухового внимания, речеслухового гнозиса, памяти на материале слов; автоматизировать умения воспроизводить звукослоговую структуру слов на материале первых 4-х классов слов; формировать навыки слогового анализа и синтеза слов; развивать навыки общей и мелкой моторики; воспитывать чувство ритма и интонационной выразительности речи.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе и взаимопомощь

Оборудование: иллюстрация скворечника; предметные картинки с изображением птиц (гуся, совы, петуха, дятла, вороны, сороки, синицы, курицы) сюжетная картинка «На заборе».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед - Всё теплее воздух вешний.

Светит солнце сквозь туман,

И скворец в свою скворешню

Прилетел из дальних стран.

2. Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слов.

Логопед - Ребята, а вы знаете кто такой скворец (демонстрация картинки)?

Дети - Птица.

Логопед - Правильно, а каких вы ещё знаете птиц?

Ва-ва-ва - сидит на дереве...

Дети - Сова.

Логопед - Долбит он в лесу сук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Дети -Дятел.

Логопед - С золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом.

Дети - Петух.

Логопед - На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и ...

Дети - Синицы.

Логопед - Немного я его боюсь

Эта птица - важный ...

Дети - Гусь.

3. Обобщающая беседа. Игра «Строим скворечник».

Логопед - Вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются птицы, которые живут с человеком?

Дети - Домашние.

Логопед - Назовите этих птиц.

Дети - Гусь, петух, курица.

Логопед - О домашних птицах заботится человек, а кто позаботится о диких птицах? Ребята, давайте для них построим скворечник.

Хором - Мы - строители (Прижать руки к груди, затем вытянуть их вперёд.)
Тук-тук молотком, (Ударять кулачками друг об друга,постепенно поднимая руки вверх.)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей. (Поднять правую руку вверх, затем

сложить прямые ладони «домиком».)

Дом большой и видный вышел. (Поднять прямые руки вверх.)
Дом скворечником зовём
Мы расселим птичек в нём.
(Помахать кистями, имитируя полет птиц).

4. Развитие слоговых представлений. Игра «Рассели птиц».
Логопед - Скворечник мы построили большой, трёхэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии которых 1 слог, на втором этаже птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже птиц, в названии которых 3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, сорока, синица, курица. (Дети вслух слова не произносят.)

Дети - на первом этаж - гусь, на втором - сова, петух, дятел, на третьем -ворона, сорока, синица, курица.

5. Развитие слухопроизносительного ритма. Чтение стихотворения хором с отхлопыванием ритма.

Хором - Гуси, гуси! 
Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

(Затем дети становятся парами и читают стихотворение и отхлопывают ритм без помощи логопеда.)

6. Составление предложений по сюжетной картине.
Логопед - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети - Забор, петух, курицы.

Логопед - Составьте предложения по картинке.

Дети - На заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняет кур.

Логопед - Сколько слогов в слове «петух»?

Дети - Два слога.

Логопед - Назовите первый, последний слог.

Дети -ПЕ, ТУХ.

7. Развитие слогового анализа. Игра с мячом.

Логопед - я буду бросать мяч, и просить назвать домашнюю или дикую птицу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии этой птицы. (Дети выполняют задание)

8. Подведение итога занятия.

Логопед задаёт детям вопросы по изученной теме.[4, с.26-38]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Домашние задания по развитию фонематического восприятия

Задания по развитию фонематического восприятия для детей 5-6 лет с задержкой психического развития....

Задания на развитие фонематического восприятия

Задания на развитие фонематического восприятия...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...

Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...

Задания по формированию фонематического восприятия

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот...