Диагностика и развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Данный материал разработан в помощь педагогам и родителям для развития мотиваци познания у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_i_razvitie_poznavatelnoy_motivatsii.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика и развитие познавательной мотивации

 у детей дошкольного возраста

Методическая разработка

               автор Бузанова Марина Александровна

Москва 2018г.

    Познавательная потребность в человеке заложена природой, проявляется с момента рождения - ребенок тянется попробовать предметы на ощупь, на вкус, рассматривает предметы, людей, вслушивается в голоса и звуки.

  Познавательная мотивация — это то, что заставляет действовать, прилагать усилия, узнавать новое. Но когда возникает трудность, и  пропадает сосредоточенность, целенаправленность помогает в этом. У детей это процесс происходит по-разному и зависит от различных факторов – внутриутробное развитие, врожденные способности, физиологические особенности, и самую важную рол играют родители и их влияние на развитие ребенка.

  Изначально роль взрослого состоит в передаче ребенку способов и средств познавательной деятельности, развитии его исследовательских способностей. И исследования показывают, что степень познавательной деятельности ребенка не всегда связана с его познавательными способностями, заложенными природой. На опыте мы знаем – часто дети с заложенными природными высокими умственными возможностями не проявляют свой потенциал, не реализуют свои способности, и наоборот – дети с невысокими исходными данными, владеют высоким уровнем познавательной активности, мотивированы и заинтересованы в обучении, самовыражении и реализации.

  Этот факт объясняется важнейшим законом развития высших психических функций, открытым Л.С.Выготским: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, — сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

В этом законе 2 важных фактора:

  1.  Психические процессы у человека по своей природе – социальны, как по происхождению, так и по своему смыслу.
  2. Интериоризация  - переход внешних, социальных процессов деятельности во внутренние, личностные структуры психики, и этот процесс происходит поэтапно:

- взрослый, используя внешние средства-знаки, обращает внимание ребенка на объекты или побуждает его к действию,

- ребенок, перенимая средства воздействия от взрослого уже сам влияет на взрослого,

- ребенок использует полученные от взрослого средства уже направляя их вглубь, на самого себя.

   Этот закон подтверждает изначальное происхождение и функционирование познавательной мотивации во взаимоотношении ребенка со взрослым (в зоне его ближайшего развития), впоследствии она становиться его личностной функцией.

 Это поясняет значимость для детей общения со взрослыми, их зависимостью к похвале, поощрению, в равной степени, как и к порицанию, критике. Поощряя познавательную активность ребенка в разной деятельности, поддерживая его в желаниях, стремлениях, начинаниях, взрослый дает взращивает в ребенке уверенность и стимулирует дальнейшее проявление такой активности. Такой способ влияния мотивирует потребность в оценке, общении, похвале – это внешняя мотивация.

    Но второй, наиболее важной частью познавательной мотивации является внутренняя потребность, удовольствие от получения новых знаний, их применения, процесса обучения.  Поэтому очень важно взрослому передавать не только способы получения новой информации и давать ребенку поддержку и похвалу, а предавать свой эмоциональный настрой, свои ощущения от процесса, интерес и азарт. Здесь вступают в работу механизмы эмоционального интеллекта – вовлечение, эмоциональное заражение, общее поле интереса. И в этом эмоциональном обмене важна не только активность ребенка в принятии эмоций, а в большей степени отдача от взрослого, его субъективная вовлеченность в процесс общения с ребенком.

 По мнению Леонтьева А.Н. наиболее интенсивно формируется мотивационная сфера в дошкольном возрасте.

Основные положения:

1.Познавательная мотивация в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно проявляется при решении задач с наглядно-действенным способом познания в сравнении с образным.

2. Уровень познавательной мотивации детей дошкольного возраста зависит от условий для коммуникации: более благоприятен процесс совместной деятельности ребенка и взрослого, менее – индивидуальная самостоятельная деятельность.

3. Характер познавательной мотивации определяет напарник совместной деятельности. Влияние взрослого определяет целенаправленность и эмоциональную увлеченность в нее. Сверстники оказывают влияние на эмоциональное состояние.

4. Познавательную мотивацию у дошкольников можно сформировать в случае увлеченности самого взрослого и его поддержки инициативы ребенка.

 Если старших дошкольников условно разделить на две группы, в них по-разному будут выражаться познавательная мотивация по критериям целенаправленности и инициативности.

  1. «Послушные» дети – развита целенаправленность, но не развита инициативность.
  2. «Непослушные» дети – развита инициативность, но не развита целенаправленность. Эти дети творческие.

Элементарная диагностика познавательной мотивации.

При проведении диагностики необходимо учитывать возрастные стадии развития мышления:

 3-4 года развивается наглядно-деятельное мышление

 4-7 лет – наглядно-образное,

 после 7 лет – словесно-образное. Но как показывает практика наибольший интерес, а, следовательно, и более высокий уровень познавательной мотивации во всех возрастных категориях дошкольников, вызывают продуктивные виды деятельности с задействованным наглядно-действенным мышлением.

Задания: открыть коробочку, которую сложно открывать; баночку от витамин, которая открывается нажимом; сложить фигуру способом оригами; запустить волчок классический, волчок Томсона; эксперименты с лентой Мебиуса, головоломкой Змейка; сложить узор из кубиков Никитина (кубики Кооса), упражнение с нейроскакалка; гироскоп; конструирование оригами.

Показателями оценки познавательной мотивации выступают:

 - эмоциональная вовлеченность в процесс деятельности (сосредоточенность, мимические проявления интереса, позитивный эмоциональный настрой, эмоциональные импульсы - мимика, возгласы, жесты);

- целенаправленность и завершенность процесса (умение не отвлекаться на внешние раздражители и завершать задание полностью);

- инициативность (ребенок задает вопросы, проговаривает про себя действия, рассуждает вслух, просит о помощи, вступает в диалог со взрослым по теме задания);

- количество попыток, при первой неудаче, желание продолжать действовать.

Развитие мотивации.

  Совместные занятия взрослого и ребенка - идеальный вариант. При совместном занятии двух детей передается эмоциональность, инициативность, проявляется соперничество, но не передается целенаправленность. Хорошо совмещать детей одного инициативного другого целенаправленного. Дать детям выбор действий. Когда пропадает целенаправленность, теряется концентрация внимания, ставить условие – или окончить задание или выход из игры. Выбор ребенка – также показатель мотивации.

   Зона ближайшего развития – способ развития мотивации: если увлечен взрослый, то и ребенок увлечется.

Этапы развития познавательной мотивации.

  1. Сначала взрослый должен заинтересовать – потом инициатива передается ребенку. Показать ребенку какой-нибудь необычный предмет (из вышеперечисленных), который вызывает вопросы: Что это такое? Что с этим делать? Как это работает?
  2. На второй стадии ребенок рассматривает, изучает предмет, пробует сам проводить манипуляции с ним. Важно задавать вопросы: Что ты делаешь? Что хочешь сделать?
  3. На третьем этапе ребенок, разобравшись с предметом самостоятельно играет с ним.

Основные принципы в подборе игр для развития мотивации:

- наличие предметов, содержащих загадку, способных вызвать интерес, удивление;

- эмоциональная вовлеченность взрослого, когда он сам увлечен, заинтересован и процессом игры, и решением поставленной цели, и взаимодействием с ребенком;

- передача инициативы от взрослого к ребенку, с акцентом на постановку целей самим ребенком и самостоятельным поиском способов их достижения.

- безоценочность действий ребенка – не нужно делать замечания, корректировать действия, давать подсказки и не нужно хвалить! Внешняя мотивация – это цель на результат, а внутренняя мотивация – интерес к самому процессу. Похвалить можно не самого ребенка, а его работу, акцентировать внимание не на личности ребенка, а на деле, которым он занимается. – Какая хорошая идя! Замечательный вопрос!

- поддержка активности ребенка, любопытства и интереса к объекту исследования, помощь в направлении  работы, поиске возможных ошибок и устранении их;

- условие работы: довести дело до конца или закончить занятие вообще.

Литература :

1. Л.С. Выготский «Лекции по психологии»

2. А.Н. Леонтьев. «Деятельность. Сознание. Личность»

3. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»

4. А.Г. Маслоу «Мотивация и личность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Игры для проведения диагностики по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш позна...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной деятельности

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития  в экспериментальной деятельности (планирование)...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены таблицы, для стуктурирования уровня развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста....