Методическая рекомендация "Изотерапия для дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мальцева Марианна Сергеевна

Изотерапия является универсальной технологией, её можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Изотерапия направлена на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно лежат в основе умения писать. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16._metodicheskaya_reko_izoterapiya.docx169.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Методическая рекомендация по теме:

«Изотерапия

для дошкольников»

C:\Users\Рябинушка\Pictures\111.jpg

Подготовила

 педагог-организатор

 Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи, 2018

Аннотация

В данной разработке «Изотерапия для дошкольников» раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.

Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

Данный материал предназначен для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей.

 

Педагог-организатор, Мальцева М.С., МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Введение

Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. Важное место отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса, творческих способностей. Все эти качества взаимосвязаны и формируются на основе восприятия предметов и явлений окружающего мира. Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Поэтому изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Маленькие дети любят рисовать, можно сказать, что в детстве рисуют все.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвет управляет эмоциональным состоянием, яркие тона вызывают у детей положительные эмоции. Цвет всегда привлекал и привлекает внимание учёных. Одним из первых был И.Гёте. В своих трудах «К учению о цвете» он изложил анализ основных цветовых оттенков, их воздействие на человека. Другие исследователи, такие как Ш.Фере, В.М.Бехтерев, И.Н.Спиртов подтверждают психофизическое действие цвета. Цвет является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев.

Хорошо развитое цветовое восприятие помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте научить детей выражать свои чувства, эмоции. Для того чтобы дети, понимая значение цвета, могли ориентироваться в цветовом богатстве и использовать его в своём изобразительном творчестве, необходимо постоянно обращать внимание на цвет предметов и явлений, формировать умение самостоятельно создавать нужные оттенки. Конечно, сформировать у детей это чувство в полной мере в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы необходимо и можно.

Актуальность: 

Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работе с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.

В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

 Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Рисование развивает чувственно - двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. 

Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:

-эмпатическое принятия ребёнка;

-создание психологической атмосферы и психологической безопасности;

-эмоциональная поддержка ребенка;

Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией и обязательно присутствует в программе по игровой коррекции и обогащая развивающие возможности игры.

На занятиях по изотерапии педагог непосредственно осуществляет лечебное воздействие на психику, коррекцию посредствам изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет определенную психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, и рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношение к миру. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке является для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

   Цель: Получить новые знания о методе изотерапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей.  

   Задачи:

  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • развивать у ребенка осознания себя и существование в своем мире. 
  • совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, восковыми мелками. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
  • обогащение индивидуального художественно - эстетического опыта. организовывать вместе с детьми выставки детских работ. 

Особенности и эффективность метода изотерапии.

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Согласно международной классификации, терапия искусством представлена 4 модальностями: арт-терапией, драма терапией, танцевально-двигательной терапией, музыкальной терапией.

В системе различных направлений терапии искусством арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арт-терапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством.

Слово «арт-терапия» впервые стало использоваться в 1940 гг. в Англии, для обозначения разных форм клинической практики.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Её основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредствам изобразительной деятельностью.

Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим. Это определяет практическую значимость и актуальность опытно-экспериментальной работы «Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся» так, как человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельность.

Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны окружающих. Занятия изотерапией, как пассивные, так и активные, помогают человеку выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.

Благотворительное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться.

Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства известно со времён Древней Греции. Под понятием «катарсис» древнегреческие философы подразумевали психологическое очищение, которое обычно испытывает человек после общения с искусством. Функция катарсиса состоит в разрядке чувств.

Изотерапия используется как средство общения учителя с учащимися на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд в своей работе с пациентами не пользовался изотерапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение: мы переживаем сновидения по большей части как зрительные образы. В сновидениях могут присутствовать чувства или ощущения, в них могут вплетаться мысли, но тем не менее сновидения – это в первую очередь зрительные образы. И от части затруднения при описании сновидений возникают именно в связи с тем, что для этого приходится пользоваться словами.

Психоаналитические теории оказали большое влияние на представление арттерапевтов М.Намбург, Э.Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическому обоснованию положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу.

Согласно М.Намбург, в результате художественных занятий постепенно преодолеваются сомнения в своей способности свободно выражать страхи, потребности, фантазии в рисунках. Э.Крамер акцентирует другие факторы воздействия изотерапии. Основным в достижении положительных эффектов изотерапии она считает неограниченные возможности самого процесса художественного творчества, дающего возможность выражать и повторно переживать внутренние конфликты: «В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь, осознаются и, в конечном счёте, разрешаются».

Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие человека с особыми потребностями и ограниченными возможностями жизнедеятельности. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, и других психологических проблем.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной, групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа и интерпретации детьми;

- пробуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности;

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия, как указывает в своей работе О.А. Кабанова, рассматривается в первую очередь, как проекция личности ребёнка, как символическое выражение его отношения к миру.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О.А. Карабанова определяет три принципиальных отличия от учебных уроков рисования.

Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия- это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования – овладение средствами и техниками изображения.

Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельности качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребёнка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребёнком системой образовательных средств.

Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании.

На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребёнку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребёнком. В изотерапии учитель помогает детям осознать и разрешить проблему, внешне выразить её в рисунке, лепке и определить выход их проблемы.

Совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности совместная изобразительная игровая деятельность сопровождаемая общением. 

С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. 

Изотерапия для дошкольников – часто является первой попыткой самореализации и самовыражения детей. Ребенок обычно с удовольствием рисует, тем самым бессознательно выплескивая и выражая свои эмоции.  

Особенности изотерапии с детьми

  • Эмпатическое принятие ребенка;
  • Создание атмосферы психологической безопасности;
  • Эмоциональную поддержку ребенка;
  • Постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;
  • Тематическое структурирование задачи;
  • Помощь в поиске формы выражения темы;
  • Отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества. 

Модель изотерапевтического сопровождения

  • Типы занятий:
  • Предметно-тематический.
  • Образно-символический.
  • Упражнение на развитие образного восприятия и символической функции.
  • Игры-упражнения с изобразительными материалами.
  • Задания на совместную работу.

     Средства изотерапии

  • Изотерапевтические занятия.
  • Самостоятельная художественно-творческая деятельность ребенка.
  • Игры с изобразительным материалом.
  • Игры на снятие психо-эмоционального напряжения.
  • Игры на развитие взаимодействия партнера.
  • Сказкотерапия.
  • Цветотерапия.
  • Коммуникативная терапия.
  • Объекты воздействия
  • Речевые нарушения.
  • Мелкая моторика.
  • Психические процессы.
  • Личностные.

    Структура изотерапевтического занятия

-Этапы работы

-Приемы

-Направленность

-Изобразительные средства

Основные этапы изотерапии

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании. Свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание.

2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Выбор темы рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.

3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения. Поиск адекватной формы выражения.

4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. 

При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка. 

    Приемы

  • Игры и упражнения с разными изобразительными материалами.
  • Работа в парах.
  • Совместное групповое рисование.
  • Групповые изобразительные игры.

Упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами самовыражения.

Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами самовыражения.

Направленность

  • Активация мышления и речи.
  • Развитие дыхательного аппарата, саморегуляции, контроль дыхания.
  • Развитие мелкой моторки.
  • Снятие нервно-психического напряжения.
  • Моделирование положительного психоэмоционального состояния.
  • Формирование адекватного межличностоного поведения.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Изобразительные средства
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Аппликация.
  • Тестопластика.
  • Аппликационная лепка.
  • Цветотерапия.
  • Ручной труд.
  • Сказкотерапия.

В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
  • создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

В процессе занятий мы получаем продукты детской деятельности:

Живописные картины.

Образные скульптуры        

Предметы декоративно - прикладного искусства.

Свободный выбор ребенком материалов, инструментов и типа активности поддержка интереса ребенка к изотерапевтической активности диалог с ребенком в процессе сеанса изотерапии ориентация на процесс, а не на результат поддержка инициативы ребенка избегание необоснованного прерывания активности ребенка избегание оценок активности ребенка адекватный подбор материалов и инструментов для творчества обеспечение удобства для занятий изотерапией (обеспечение необходимым оборудованием) совместное творчество, санкционированное ребенком 

    Условие

1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. 

Использование техник:

  • Пальцевая живопись;
  • Рисование листьями;
  • Штампы и печати;
  • Поролоновые рисунки;
  • Метод монотипии;
  • Рисование кремом;
  • Точечный рисунок;
  • Рисование маркером;
  • Рисуем по очереди;

Рисунок+аппликация;

Рисуем с натуры и др.

Материал для художественного творчества

  • Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
  • Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки;
  • Природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
  • Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;
  • Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
  • Кисти разных размеров, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, клей, скотч. 

 На что необходимо обращать внимание педагогу:

Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; Что выглядит странным; Чего не хватает у данного объекта; Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали; Что находится в центре; Есть ли растушевка; Где расположено изображение по отношению к краю листа; Соответствует ли изображение текущему времени года; 

Есть ли на рисунке инкапсуляция, т.е. создание оболочки вокруг персонажей рисунка; Есть ли подчеркивание; Было ли исправление изображения стирательной резинкой; Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей; Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты; Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором.

 Особое внимание следует обратить на подписи работ; Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора. 

Методики проектного рисования

1. Свободное рисование (каждый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор. 

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, пара общается с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу. 

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. 

4. Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д. 

Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический  рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный  рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Безусловно, у каждого направления есть свои особенности и используемые материалы.

Техники изотерапии:

Техника медитативного рисунка - мандала. 

Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций - мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой.

Техника направленной визуализации.

В арт-терапии совместно с изотерапией используется также техника направленной визуализации - направление потока воображения клиента в определенное русло

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Наиболее распространенные приемы изотерапии (работа с красками, каранлашами и природным материалом).

Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний.

Марания эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.

Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);

рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия);

изображение объектов и символов в ритмической манере, например, рисование под музыку.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Рисунок на стекле

Живопись на стекле (изотерапия) – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, декоративно-прикладным искусством.

Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»:

-Коррекция зрения, зрительного восприятия;

-Развитие цветовосприятия и сенсорное развитие;

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

-Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных личностной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пальцами

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению - сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами - в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс арт-терапией и инструментом расслабления. При рисовании происходит:

Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.

Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше - отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.

Наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту. Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные изменения на протяжении длительного времени - уже повод для деликатного разговора.

Очень эффективен в использовании в период адаптации и в конфликтной ситуации между детьми.

Заключение

Рассмотрев тему по изотерапии, мы пришли к выводам, что на сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Ряд авторов показали возможность применения изотерапии для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (Копытин А.И., Киселева М.В., Мамайчук И.И., Сучкова Н.О.). наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, «которая применяется и при наличии психосоматических расстройств (Бурковский Г.В., Хайкин Р.Б.) и личностных нарушений (Захаров А.И., Карабанова О.А.)». Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность изотерапии.

Изобразительная деятельность детей, имеющих нарушения в развитии, служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами. На мой взгляд, особенно эффективно сочетание занятий изотерапией с прослушиванием музыкальных произведений П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Й.Гайдна, Ф.Шопена. Это позволяет моделировать положительное эмоциональное состояние, способствует снятию подавленности и расслаблению. Для активизации зрительных образов на занятиях звучит медитативная музыка, передающая картины природы в аудиозаписи «Морской прибой», «Звуки леса» и т.д.

В целом, изотерапия направлена на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно лежат в основе умения писать. Таким образом, использование изотерапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.

Приложение 1

Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

 «Разноцветные листы»

Цель:

совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.  

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

 «Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться.

 «Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

 «Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

«Дополнительное рисование»

Цель: выявить склонность  к неуверенности.

Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: Развитие эмпатии.

Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное.

Упражнение «Счастье»

Цели: Ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.

Инструкция: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?

Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...

А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.

Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...».

Игра «Волшебные зеркала»

Цель: закрепление позитивного отношения к себе.

Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.

Обсуждение:

На кого ты был похож?

На кого ты сейчас похож?

Какой человек симпатичнее?

В какое зеркало ты чаще смотришься?

Упражнение «Рисование страха»

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

«Нарисуй свою мандалу» C:\Users\ПлатонВеликий\Desktop\2.jpg

Цель: снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое, когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу.

Упражнение «Рисуем вместе»

Для состязания необходимы два листа бумаги и фломастеры. Две группы ребят садятся напротив друг друга и помогают рисовать рисунок-фантазию. Представитель команды на листе соперников рисует или чертит любую закорючку. Члены команды должны продолжить эту закорючку, линию своей деталью, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок. Вот так по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок. Команда должна в любом случае закончить свой необычный рисунок и дать ему название.

 «Рисование под музыку»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.

Лето – красные мазки (ягоды)

Осень – желтые,оранжевые (листья)

Зима – голубые (снег)

Весна – зеленые (листья)

«Силуэты»

Пользуясь белым листом бумаги и лампой, обведите силуэты друг друга. Варианты:        нарисуйте силуэты друг друга, подбирая различные ракурсы и положения, просто обведите и закрасьте силуэт партнера черным цветом, обведите силуэт партнера, а затем дорисуйте его, внося элементы внешнего облика партнера.

Упражнение «Моя эмблема»

Цели: формирование представлений о себе; осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей. «Эмблема -  это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы. А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы? Попробуй создать свою собственную эмблему»

Упражнение «Рисунок любви»

Возьмите альбомный лист, краски, фломастеры и нарисуйте Любовь, дайте волю воображению, не сдерживайте себя. Какой она Вам представляется? Какие цвета ей подходят? На что похожа Ваша любовь? Теперь посмотрите на свой рисунок, ответьте на вопросы и запишите ответы:

Насколько это похоже на Ваши отношения в жизни?

Какие цвета преобладают в Вашем рисунке?

Что нового Вы узнали о себе?

Что Вам нравится и что не нравится в вашем рисунке?

Технология изотерапии «Говорящие кружочки».

 Данную технологию, можно использовать сразу с группой детей не только в качестве психотерапии, но и как средство получения диагностирующей информации об индивидуальных особенностях детей и их взаимоотношений друг с другом. В итоге данной работы получается психологический портрет группы, её наглядной графической социометрии, общего настроения группы детей.

1. Общие принципы работы:

Это психотерапия, так как рисунок – символ сути.

Цель работы: создать в коллективе эмоциональную атмосферу внимания к другим, помочь лучше узнать друг друга.

В этой деятельности нет неуспеха, лидеры все.

По размеру кружка можно судить о собственной значимости.

Заземление означает, что кружок рядом, он не улетел.

Соединение может показать показатели социометрии.

Обратить внимание, кто обходит кружки, а кто идет через чужие.

По цвету (темному, мрачному) можно судить о настроении.

При разрисовке межкружкового пространства можно увидеть лидеров, как дети взаимодействуют или кого-то отталкивают от этого круга.

После каждого этапа работы отступают от стола и смотрят, что получилось.

Беседа по кругу может много рассказать о каждом. Нельзя перебивать и комментировать. Это поможет высказать свою проблему, кого-то принять в коллектив.

2. Порядок работы:

Требуется большой лист бумаги, можно кусок обоев, кисти, краски.

2.1. Нарисовать кружок величиной с ладонь. Заземлить свой круг с краем бумаги.

2.2. Соединить свой круг с двумя другими.

2.3. Разделить детей на подгруппы, выделить каждой кусок полотна, разрисовать межкружковое пространство кто, чем хочет.

2.4. Нарисовать в своих кружках символ, выразить себя, своё настроение.

2.5. Рассказ по кругу, кто как себя обозначил и почему.

При проведении данной работы психологу будут показательны дети, которые нуждаются в помощи психолога. Важно обратить внимание при рисовании и на социометрию, так как здесь она проявляется очень четко. Обратите внимание на цвета, которые выбирают дети – каждый ребенок и преобладающий цвет, который выбрала группа, ведь каждый цвет имеет свое значение:

Синий – погружение в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, иногда – депрессивность.

Коричневый – пассивность, дискомфорт, медлительность, повышенная чувствительность.

Черный – подавленность, разрушение, потребность в переменах.

Фиолетовый, розовый – эмоциональная незрелость, эгоизм, погружение в себя.

Красный – агрессия, сила воли, повышенная активность, энергия.

Зеленый – комфорт, уравновешенность, благоприятный эмоциональный фон, независимость, стремление к совершенству.

Желтый – непосредственность, оптимизм, положительные эмоции.

Серый, белый – безразличие, «уход» в себя, отстраненность от проблем.

Заповедь изотерапии

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа:

«Я не художник».

Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится.         

Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Правила изотерапии

Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:

мечтаешь или сомневаешься – рисуй;

расслабленный или напряженный – рисуй;

скучно или занят – рисуй;

весело или грустно – рисуй;

страшно или смело – рисуй;

радостно или печально – рисуй;

тяжело или слишком легко – рисуй;

устал ли отдыхаешь – рисуй;

одиноко или со всем миром сразу – рисуй. 

Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:

   Изотерапия позволяет детям самовыразиться через изобразительное творчество. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

 

Приложение 2

Примерное содержание программы по изотерапии

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.

Я дома

Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.

2.

Автопортрет

Каждый ребенок рисует себя, свой портрет, а затем на очередном родительском собрании, педагог готовит выставку автопортретов, и предлагает родителям найти своего ребенка, а затем проанализировать его рисунок, основываясь на самоощущениях от работы.

3.

Мои родители

Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем педагог анализирует, как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и т.д. Данный рисунок - показатель внутрисемейных отношений.

4.

Моё любимое занятие

Свободное рисование. Каждый ребенок рисует свое любимое занятие: или как он играет, или как ему читают книгу и т.д. Педагог  подсказывает индивидуально ребенку, если он затрудняется выбрать себе тему. Если ребенок затрудняется выбрать себе тему, то вероятнее всего у него есть некоторые проблемы в данной области.

5.

Я в будущем

Свободное рисование рисунка себя, когда вырастишь, кем ребёнок хочет стать, кем работать, какой он будет большим. После того, как рисунки готовы, всем вместе поговорить о том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.

6.

Изотворчество

(опыт 1)

Каждый ребенок рисует на одном листе один, под спокойную музыку. Установка: Послушайте своё дыхание, свою душу, тихо, тихо скажите сами себе: «Своё имя, я тебя люблю». Сейчас вы будете рисовать под музыку, все, что вам хочется, что вы увидели, можете нарисовать своё дыхание, свою душу, свою любовь к себе. Рисуйте, разговаривать не надо, слушайте музыку и ищите краски, которые вам очень нравятся.

7.

Что я люблю

Совместное рисование. Рисуют дети в группах (по усмотрению педагога) на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т.д.). Затем педагог  говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам).

8.

Кактус

Ребятам дается установка (рисовать можно любыми средствами): Нарисуй кактус, какой ты его себе представляешь. Затем педагог может проанализировать этот рисунок по методике, которая прилагается в методических рекомендациях.

9.

Чего я боюсь

Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребёнок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным (дорисовывает глаза, улыбающийся рот), пока то, что он нарисовал, не начнет ему нравиться.

Вариант этого занятие – рисунок по кляксам (приготовленным заранее воспитателем) – ребёнок дорисовывает эту кляксу до чего конкретного, а затем делает её весёлой, радостной.

10.

Изотворчество

(опыт 2)

Каждый ребёнок ищет себе пару, с кем он будет рисовать или педагог сам помогает найти партнёра. Дети берутся за руки и закрывают глаза. Молча они стараются почувствовать друг друга, услышать дыхание другого человека. Затем открывают глаза и рисуют красками молча вместе на одном рисунке. Когда работы готовы устраивается выставка и анализ работ.

11.

Любовь

Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Педагог помогает детям вопросами: какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.

После окончания работы каждый ребёнок дарит свой рисунок, кому он хочет (в группе или дома).

12.

Я в детском саду

Коммуникативное рисование. Ребята в парах рисуют на одном листе свою группу, как они занимаются или как играют – это они определяют сами (если надо – педагог им помогает). Затем ребята рассказывают, что они нарисовали, что они чувствовали. Нравиться ли им в детском саду, что им нравиться.

13.

День рождения

Педагог даёт инструкцию: «Сегодня мы поиграем в день рождение. Давайте нарисуем стол, на столе именинные свечи, вокруг стола нарисуем стулья – кружочки. Выберите стул, на который сядешь ты. Этот стул надо отметить звездочкой или снежинкой (здесь можно проверить сформированность самоидентификации: мальчик выбирает звездочку, а девочка- снежинку). Кого ты хочешь посадить рядом с собой, с одной стороны, с другой стороны (всех можно обозначать буквами (м-мама, п-папа, б-баба и т. д.). Ребенок должен заполнить все стульчики.». Для более успешного выполнения этого упражнения, лучше после выполнения задания поговорить с каждым ребёнком индивидуально, педагогу может помочь психолог или другие педагоги.

14.

Изотворчество

 (Опыт 3)

Ребята объединяются с помощью педагога в группы по четыре человека, встают в круг, закрывают глаза, слушают, что происходит у них внутри, в их душе, слушают, что происходит внутри других ребят, в их душах, открывают глаза и начинают рисовать красками все вместе

(вчетвером) на одном большом листе, молча. Рисуют то, что они увидели, почувствовали, услышали. Затем организуется выставка работ и анализ ощущений по рисованию.

15.

Радость, праздник

Совместное рисование. Все вместе (или лучше 2-3 подгруппами) дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги педагог готовит заранее - он ставит на нём очень много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы-помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.

16.

Как я помогаю маме

Сюжетный тематический рисунок. Дети рисуют любыми средствами, педагог анализирует что нарисовано, как соотносятся предметы и т.д.

17.

Как я помогаю папе

Рисунок из кляксы – педагог готовит на каждого ребёнка листочек с кляксой. Дети рисуют любыми средствами на этом листе дорисовывая эту кляксу до определенной темы – как он помогает папе дома, в саду, на улице и т. д.

18.

Изотворчество

(Опыт 4)

Ребята объединяются в четверки, но уже с другими детьми, с кем они ещё не рисовали. Занятие проходит так же, как и предыдущее, но если на прошлом занятии дети заполнили красками не весь лист бумаги, то им дается такой же по величине лист, а если лист был разрисован весь (то есть листа для них уже оказалось мало), то на этом занятии педагог даёт им на четверых ещё больше лист бумаги. После окончания работы педагог и ребята разговаривают о получившихся работах: что мешало рисовать, что помогало рисовать, как было рисовать интереснее, лучше и т. д.

19.

Мои домашние животные

Нарисовать своего домашнего животного, если он есть, или того домашнего животного, кого бы ребёнок хотел иметь у себя дома. После окончания работы поговорить с детьми об их любимых домашних животных, как они с ними общаются, что они любят делать, что кушать, кто за ними дома убирает, помогают ли ребята ухаживать за домашними животными.

20.

Моя семья

Свободное рисование. Ребёнок рисует, как он представляет свою семью, слово семья не объясняется, что бы не искажать суть исследования. Затем этот рисунок можно показать для анализа психологу или проанализировать на родительском собрании по приложению, которое предлагается в методических рекомендациях к программе.

21.

Изотворчество

(Опыт 5)

Рисование в восьмёрках. Ребята объединяются в группу из восьми человек (по две четверки) или общая группа делится поровну на две подгруппы. Все встают возле большого стола, на котором лежит большой лист бумаги, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своего соседа справа, слева, слушают лист, который лежит между ними. Затем закрывают глаза и начинают рисовать всё, что они увидели все вместе на одном листе бумаги. После окончания работы, педагог подписывает картины, и они вывешиваются в группе.

22.

Кто живёт в земле

Свободное рисование. Каждый ребёнок рисует на данную тему все, что он знает, что может и что хочет. Затем по возможности каждый ребёнок говорит, кто живет в земле, кого из насекомых видел, где он их видел.

23.

Кто живёт в воде

Вся группа рисует на одном не очень большом листе бумаги. Каждый занимает место возле листа, и все дети вместе рисуют подводный мир (это может быть океан, аквариум, озеро и т. д.). Можно распределить роль каждого: кто рисует рыбок, кто камешки, кто водоросли и т. д. Можно всё это не рисовать, а сделать рыбок и водоросли из цветной бумаги, камушки и ракушки приклеить настоящие, красками закрасить фон – воду, но это по усмотрению педагога. Коллективный труд вывешивается в группе и читается рассказ, про подводный мир.

24.

Кто умеет летать

Коммуникативное рисование. В группе организуются подгруппы и в каждой подгруппе на одном большом листе все вместе дети рисуют небо. А затем на этом небе не разговаривая, каждый ребёнок рисует свою птицу, которая умеет летать. Можно включить фоном музыку «Звуки неба» с птичьими голосами. После окончания работы ребята рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали.

25.

Животные

Дополнительное рисование. Каждый ребёнок, сидя в общем кругу, на своем листе начинает рисовать какое либо животное, по своему замыслу, затем каждый передаёт свой лист соседу справа и, получив лист от соседа, слева дополняет рисунок другого, стараясь понять, кто начат рисовать на этом рисунке. Так все рисунки проходят круг, пока не дойдут до своего хозяина. Получив свой рисунок, ребёнок говорит, кого он хотел нарисовать, и кто получился, почему, какое животное у него появилось. Заканчивается занятие выставкой животных и рассказом педагога и детей о том, какие животные бывают на свете.

26.

Наша природа

Совместное рисование. Лучше объединить детей в несколько групп по четыре человека, а затем, полученные коллективные работы повесить все вместе на стену и провести беседу с вопросами типа: кто и что нарисовано на картинах, почему, что ещё можно было бы нарисовать.

27.

Мой город

Свободное рисование. Как ребёнок представляет свой город, так он его и рисует. Но перед рисованием можно повторить или изучить, в каком городе мы живем, как он называется, какой наш город, много ли в нём домов, большие ли это дома и т. д. Затем педагог при ребятах вывешивает все работы вместе, чтобы получился один большой город и говорит, что все вместе и нарисовали наш большой город, где мы все и живем, он повторяет с ними в каком городе мы живем, какой наш город.

28.

Изотворчество

(опыт 6)

Рисование в восьмёрках. Аналогично как на предыдущем занятии по изотворчеству, но педагог может поменять группу, увеличить или уменьшить лист бумаги, поменять музыку и установку перед рисованием.

29.

Мой дом

Каждый ребёнок рисует свой дом, как он его себе представляет. Педагог может предложить данный рисунок «дерево» (следующее занятие) психологу для анализа его по методике «Дом, дерево, человек». После окончания рисунка, педагог просит ребят рассказать, какой у них дом, нравится ли он им, что им нравится в своём доме, кто живёт в их доме и т. п.

30.

Дерево

Свободное рисование. Ребёнок рисует дерево, любое какое он хочет, как он его себе представляет. Затем все готовые деревья педагог вешает все вместе и получается целый лес. Начинается разговор, что такое лес, какой лес у нас получился (смешанный), какой ещё бывает лес, кто был в лесу, что вы чувствовали в лесу и т. д.

Литература

  1. Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)
  2. Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. – М: Рос. пед. агенство.
  3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
  4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.
  5. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  6. Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
  7. Неретина Т.Г. Я рисую свой мир. – Магнитогорск, 2002г.
  8. Панфилова М.А. Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Гном и Д, 2000г.
  9. Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с.51- 53.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

"Здравствуйте, это я!" - методический материал для дошкольников 5 - 7 лет

Материал содержит игры и задания, способствующие развитию у дошкольников коммуникативных навыков сотрудничества, позволяющих приобрести социальный опыт....

Проект тематической выставки в методическом кабинете "Обучение дошкольников предметному рисованию"

И в десять лет, и в семь, и в пять.Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсе, что его интересует.Все  вызывает интерес:Далекий космос, ближний лес,Цветы, машины, сказки, пляски…Все...

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.

Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...

Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности"

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками о...

методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения"

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности. Потребность детей в движении, котор...