Главные вкладки

    Учебно - методический комплект образовательной области «Познавательное развитие», направление «Познание» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования по НОД раздела ознакомление с окружающим миром "Время года зима".
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Огирева Людмила Валентиновна

    Материал направлен на уточнение, закрепление представлений детей с нарушением слуха о погодных явлениях зимой, активизации словаря по теме «Зима», «Одежда», «Зимующие птицы», животные», развитию познавательно-исследовательского интереса к экспериментированию со снегом и льдом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    казённое общеобразовательное учреждение

    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

     «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

    Учебно - методический комплект

    образовательной области «Познавательное развитие», направление «Познание»

     адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

    по непосредственно - образовательной деятельности

     раздела ознакомление с окружающим миром на тему: «Время года зима»

    для детей 5-го года обучения с нарушением слуха

    Состав комплекта:

    - конспект НОД;

    - презентация;

    - опорные таблицы;

    - физминутки по теме «Время года Зима»;

    - разрезные картинки;

    - дыхательная гимнастика для дошкольников

    Составила воспитатель Огирева Л.В.

    2019 г.

    Конспект НОД

    по ознакомлению с окружающим миром

     образовательной области «Познавательное развитие»,

    на тему: «Время года зима»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

    Цель:  обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях природы.

    Программные задачи:

    Образовательные:

    • Уточнять и обобщать представления детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях, звери прячутся в норы).
    • Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
    • Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег и лед тает  на теплой руке и в теплой комнате).
    • Активизировать словарь детей по теме «Зима»,  «Одежда», «Зимующие птицы», животные». Учить детей замечать красоту зимней природы.
    • Формировать навыки координации речи с движением.

    Развивающие:

    • Развивать познавательно-исследовательский интерес к экспериментированию со снегом и льдом.
    • Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
    • Стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти.
    •  Развивать произвольное поведение, укрепление веры детей в собственные силы.
    •  Развивать коммуникативные навыки.

    Воспитательные:

    • Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе.
    •  Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
    • Воспитывать умение слушать и понимать речь педагога.
    • Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий.
    • Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей в процессе ООД.

    Коррекционные:

    • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз; развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание. 

    Предварительная работа:

    • Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года»  из серии «Уроки тетушки Совы».
    • Чтение  стихов о зиме.
    • Рассматривание иллюстрации  о зиме.
    • Наблюдение за снегом на прогулке.
    • Настольная игра – лото: «Времена года».
    • Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
    • Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».

    Планируемый результат: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения, отвечают на вопросы педагога, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, правильно называют времена года, зимние месяцы, одежду. Умеют  аккуратно выполнять работу, доводить начатое дело до конца.

    Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение, художественное слово; наглядные - показ картинок; практические - мимика, естественные жесты, действия по подражанию и образцу; дидактическое упражнение, игра, физкультурная минутка, упражнение на речевое дыхание, опытно-экспериментальная деятельность.

    Речевой материал: активный словарь -  зима, много снега, нет листьев на деревьях, Погода холодная, ветреная, морозная, снежная, зимние месяцы, декабрь, январь, февраль, первый месяц, второй, третий, три месяца, снежинка, снеговик, зимняя одежда, шуба, шапка, сапоги, штаны, кофта, варежки, шарф, кукла, синица, снегирь, воробей, ворона, дятел, птицы, медведь спит, берлога, еж спит, нора, заяц зимой белый, летом серый, снег, лед, белый, холодный.

    Пассивный словарь: снег пушистый, рыхлый, мягкий, лед твердый, прозрачный, идите ко мне, встаньте в круг, возьмите друг друга за руки, какое время года. Почему зима? Какая погода зимой? Сколько месяцев? Зимующие птицы. Будем играть. Что делали? Мы говорили, слушали, играли. Как вы занимались? Как ты занимался.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация о зиме, экран для педагога, таблички,  емкость для снега и льда, стаканчики и тарелочки по количеству детей, одноразовые ложки, стаканы с пенопластом и трубочкой, елочка, аудиозапись звуков вьюги, угощение для детей (конфеты), большая снежинка, маленькие снежинки, конверт с письмом, разрезные картинки на каждого ребенка, цветная бумага.

    Структура непосредственно-образовательной деятельности:

    1. Организационная часть. (2 мин.)

    Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, привлечение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляция интереса к ней.

    2. Основная часть. (24 мин)

    Цель: закрепление основных признаков зимы, развитие двигательных навыков, умения работать сообща, ориентировки в пространстве группы.

    3. Заключительная часть. (4 мин.)

    Цель: подведение итогов, оценка деятельности детей.

    Вид детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

    Ход НОД:

    I. Вводная часть.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки, встаньте в круг - (произношу за экраном).

                                                            Мы построим ровный круг,

    Справа друг и слева друг.

    Дружно за руки возьмитесь

    Все друг другу улыбнитесь.

    Улыбнитесь и гостям

    А гости улыбнуться вам!

    II. Основная часть.

    1. Загадка.

    Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

    После осени пришла.

    И сугробы намела.

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки. (Зима)

    Морозная погода,

    Снега кутерьма,

    Это время года

    Мы зовем…        ( Зима.)

     (Дети отгадывают загадку).

    Если ребенок затрудняется ответить помогаю, произнося за экраном – зима. Обращаю внимание детей на экран интерактивной доски.

    Воспитатель: - Ой, в какое время года мы с вами попали? Посмотрите.

    Слайд № 1 на интерактивной доске.

    Дети: - Это зима.

    Воспитатель: - Ребята, а как вы догадались, что тут  зима?

    Дети: -  Много снега, сугробы, на деревьях нет листьев.

    Воспитатель: - Зима это одно из красивых времен года!

    2. Сюрпризный момент.

    Воспитатель: - Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая — волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. Это же письмо от Зимушки-Зимы.

    Слайд №2

    Сейчас я вам его прочту: «Здравствуйте, ребята! Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свои знания. Если задания выполните, вас ожидает сюрприз. А путь вам в мой зимний лес укажет дорожка из снежинок-пушинок». (На полу дорожка из снежинок).

    Воспитатель: - Ребята, а вы видите волшебную дорожку?  Вот она. Но прежде чем отправиться в путь, выполним первое задание Зимушки-Зимы. Зимой тепло или  холодно?

    Ответы детей. (Холодно).

    Воспитатель: Верно, поэтому для путешествия по лесу нам надо одеться. А что мы наденем зимой, давайте вспомним.

    3. Первое задание.

    Слайд №3.  Дидактическое упражнение «Одень девочку».

    На интерактивной доске дети выбирают нужную зимнюю одежду для девочки.

    Воспитатель: - Вот теперь мы можем отправляться в наше путешествие. (Идем по дорожке высоко поднимая ноги, как по снегу.).

    Воспитатель: - Ой, что это такое? Это снежинка с заданием.

    4. Второе задание. Достают снежинку и читают задание.

     «Назови приметы зимы».

    Слайд №4.

    Воспитатель: - Посмотрите на экран и скажите какие зимние погодные явления вы видите? (ответы детей - дует холодный ветер, мороз, падает  снег)

    Воспитатель: - Верно, поэтому зиму называют снежная, холодная, белая. Зимой с неба падает много снега. Это называется снегопад.

    Слайд №5

    Воспитатель: - Посмотрите, как красиво! Вспомним стихотворение про снег.

    Все дети читают стихотворение.

         Белый снег пушистый

         В воздухе кружится

         И на землю тихо

         Падает, ложится.

                                         (И.Суриков).

    Воспитатель: - Молодцы, с заданием справились, хорошо знаете приметы зимы.

    Воспитатель: - А когда снежинки кружатся, сильный ветер их несет, как это называется?

    Дети: - Вьюга.

    Воспитатель: - Ребята, а как воет вьюга? Давайте послушаем.

    Слайд №6. Аудиозапись.

    Дети слушают звуки метели и вьюги и повторяют (У-У-У-У)

    4. Дыхательное упражнение «Вьюга».

    Прозрачные контейнеры закрыты крышками. В них находятся крупинки пенопласта и вставлены соломинки.

    Воспитатель: - А хотите сделать вьюгу сами?

    Дети: Да!

    Воспитатель: - Тогда подойдите к столам, перед вами стоят стаканчики. На что похоже их содержимое?

    Дети: - Похоже на снег.

    Воспитатель: Давайте подуем в соломинки. Что у нас получилось? (Вьюга -табличка)

    Идут дальше по зимнему лесу.

    5. Третье задание. Педагог достает снежинку с заданием.

    Воспитатель: - Дети, Зимушка-Зима хочет узнать, знаете ли вы зимние месяцы и сколько их?

    Воспитатель: - Какой сейчас месяц?

    Дети:- Сейчас декабрь.

    Воспитатель: Верно, идет первый месяц - декабрь.

    Слайд №7

    Утром рано в декабре, первый снег уж на дворе.

    Расчищаем мы дорожки, в тёплой меховой одёжке.

    Воспитатель: - Какой будет месяц? Дети выбирают из текста на слайде.

    Дети: - Будет месяц январь.

    В январе, в январе много снега на дворе.

    Воспитатель: - Какой потом будет месяц?

    Дети:- Будет месяц февраль.

    Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

    Воспитатель: - Ребята, так, сколько же зимних месяцев у Зимушки-Зимы?

    Дети: - Три месяца.

    Воспитатель: Вот мы и вспомнили зимние месяцы. Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Давайте немного отдохнем и поиграем.

    6. Физкультминутка «Зима».

    Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)
    По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
    Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)
    Заметает все кругом
    Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

    Воспитатель: - Пойдемте дальше.

    7. Опытно-экспериментальная часть.

    Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку!

    Ставлю перед детьми емкость со снегом и льдом. Дети называют, что там. (снег, лед)

    Воспитатель: - Возьмите ложечки и положите на тарелочки по ложечке снега, а в одноразовые прозрачные стаканчики — по кусочку льда. Дети выполняют задание. Воспитатель: - Посмотрите на снег и на лед. Потрогайте их руками. Расскажите, какие они?

    Дети: - Снег мягкий, холодный. Лед холодный, твердый. (постучать молоточком по куску льда)

    Воспитатель: - А чем еще отличаются друг от друга снег и лед? Давайте проведем опыт. На один маленький кусочек цветной бумаги положим льдинку, а на другой — снег. Можем ли мы увидеть наши кусочки цветной бумаги? (Под льдинкой бумагу видно, а под снегом — нет.) Значит, мы можем сделать вывод о том, что снег - белый, не прозрачный, а лед прозрачный.

    Воспитатель: - Как вы думаете, из чего состоит снег и лед? Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже. Оставим  свои стаканчики и тарелочки и пойдем дальше по лесу.

    Слайд №8, 9

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, вы видите в лесу животных?

    Дети: - Нет.

    Воспитатель: - Кто это под ёлкой сидит? Ответы детей. (заяц)

    Воспитатель: Какого цвета шерсть у зайца зимой? (белого). Почему заяц зимой белый? Ответы детей. (заяц белый, снег белый, зайца не видно на снегу, волк зайца не увидит).

    Воспитатель: - А летом заяц какого цвета? (ответы детей - летом заяц серый). А где же медведь зимой?

    Дети: - Медведь спит в берлоге.

    Воспитатель: - А кто еще зимой спит?

    Дети: -  Еж спит зимой.

    8. Четвертое задание. 

    Слайд № 9,10, 11

    Воспитатель:- Ребята, а у меня еще снежинка есть с заданием от Зимушки-Зимы. Посмотрите, какие птицы у нас зимой живут в лесу, не улетают в теплые края? Назовите их. Ответы детей (синица, снегирь, дятел, воробей).

    Воспитатель: - Верно, а как можно назвать этих птиц, если зимой они не улетают от нас?

    Ответы детей- зимующие птицы. (таблички зимующие птицы, перелётные птицы).

    9. Пятое задание.

    Дидактическое упражнение «Сложи картинку».

    Воспитатель: - Вот ребята, у нас осталось последнее задание от зимушки-зимы. Зима все картинки перемешала своим ветром, все перепутала, просит нас помочь ей. Поможем ей правильно собрать картинки?

    Раздают каждому ребенку картинку с зимними развлечениями детей. Дети складывают картинки. Называют, что делают дети, изображенные на картинках.

    (Катается на коньках, санках, лыжах, лепят снеговика)

    Воспитатель: - Давайте посмотрим, что же стало со снегом на тарелочках и со льдом в стаканчиках.

    (Они растаяли. Снег и лед превратились в воду).

    Воспитатель: - Скажите, почему растаяли снег и лед?

    Дети дают ответы. (В группе тепло. Снег и лед тают в тепле.)

    Воспитатель: Ребята, Зимушка - Зима благодарит вас за работу. Вы такие молодцы, так много знаете о ней, и дарит вам сладкие призы. Дети садятся на стульчики, подводится итог занятия.

    III. Заключительная часть.

    Итог, рефлексия. Воспитатель спрашивает у детей, что они делали? Что понравилось сегодня на занятии, спрашивает, кто как занимался.

    Ритуал прощания. Все встают в круг и берутся за руки, затем произносят слова хором и выполняют движения (соединяют руки в центре круга).

    Тепло сердец соединим,

                                                                         И станем солнышком одним.

    МНОГО СНЕГА

    НА ДЕРЕВЬЯХ НЕТ ЛИСТЬЕВ

    ЗИМУШКА-ЗИМА

    Морозная погода,

    Снега кутерьма,

    Это время года

    Мы зовем…     (зима)

    Письмо от Зимушки - Зимы.

    «Здравствуйте, ребята! Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку.

    Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свои знания.

    Если задания выполните, вас ожидает сюрприз.

    А путь вам в мой зимний лес укажет дорожка из снежинок-пушинок».

    1 задание.

    Одень девочку.

    2. задание.

    Назовите приметы зимы.

    3 задание.

    Назови зимние месяцы.

    4 задание.

    Какие птицы живут зимой в лесу?

    5 задание.

    Сложи картинку.

    КАКОЙ БУДЕТ МЕСЯЦ?

     КАКОЙ СЕЙЧАС МЕСЯЦ?

    МАЛЬЧИК КАТАЕТСЯ НА ЛЫЖАХ.

    МАЛЬЧИК КАТАЕТСЯ НА САНКАХ.

    ДЕВОЧКА КАТАЕТСЯ НА КОНЬКАХ

    ДЕТИ ЛЕПЯТ СНЕГОВИКА.

    ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

    ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    СНЕГ И ЛЁД ТАЮТ В ТЕПЛЕ.

             МОРОЗНАЯ                         ЗИМА       СНЕЖНАЯ

         БЕЛАЯ

    МЯГКИЙ

    РЫХЛЫЙ

    ХОЛОДНЫЙ

    ХОЛОДНЫЙ

    ТВЁРДЫЙ

    ПРОЗРАЧНЫЙ

    НЕПРОЗРАЧНЫЙ

    БЕЛЫЙ

    ПУШИСТЫЙ

    СНЕГ

    ЛЁД

    ВОДА

    Физкультминутки по теме «Время года зима».

    1. Наденем на ножки теплые сапожки. (наклоняются, указывают на ноги)

    Этот – с правой ножки, (надевают сапожок на правую ногу)

    Этот – с левой ножки. (надевают сапожок на левую ногу)

    На руки – рукавички, (поднимают руки вверх)

    Теплые сестрички. (крутят ладошками)

    В эту – правый кулачок, (показывают правую руку)

    В эту – левый кулачок. (показывают левую руку)

    Пальтишки меховые, (надевают пальто)

    Сапожки меховые. (указывают на сапоги, наклоняются)

     

    2. Ты смотри, зима настала! (Разводят руки в стороны)

    Снега выпало немало.

    Ну, скорей беги за мной, (бег по кругу)

    Поиграй в снежки и … стой! (имитируют игру в снежки)

    Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок взрослого.

    3. Зимняя прогулка

    Рано утром в парк ходили  (ходьба на месте),

    Там снеговика лепили  (махи руками),

    А потом с горы катились  (волнообразные движения руками),

    Веселились и резвились  (прыжки).

    В Таню кинули снежком  (произвольные движения),

    В Вову кинули снежком,

    В Мишу кинули снежком -

    Получился снежный ком!

    Холодно гулять зимой  (киваем головой)-

    Побежим скорей домой  (возвращаемся на места)!

    4. Пришла Матушка зима,
    Всё метелью замела. (волнообразные движения кистями рук перед собой)
    По сугробам мы пойдём,
    В лес дремучий напролом. (ходьба с высоким подниманием коленей)

    Вдруг синичек увидали, им мы ручкой помахали.  (помахать ручкой

    А синички нам мигнули, и за сосны упорхнули. (взмахи обеими руками)

    5. Налетели вдруг снежинки,
    Словно лёгкие пушинки. (имитируем пальчиками падающих снежинок)
    Вместе с нами закружились,
    Вместе с нами в пляс пустились. (покружиться на месте)

    Ручками захлопали, (хлопнуть 4 раза)
    Ножками затопали , (топнуть 4 раза)
    К ёлке вместе подбежали
    И УРА!!! Ей закричали. (подходим к ёлке – ура!!!)

    6. Пускай снегами все заносит,  (руки через стороны вверх, опустили)
    Пускай лютуют холода,  (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
    Зима меня не заморозит,
    Не напугает никогда.  (левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
    Зимою белые снежинки
    Танцуют за моим окном.  (правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
    А Дед Мороз свои картинки
    Рисует на стекле ночном. (плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

    7. Белый пух. 
    Снежный пух
    Все-все-все в пуху вокруг!  (плавные движения руками перед собой, вверх, вниз)
    Пух на шапках, пух на губках, (коснулись пальчиками губ)
    Пух на бровках, (бровей)
    Пух на шубках,  (погладили себе плечи)
    Пух посыпал лоб и нос…  (дотронулись до носиков и лбов)
    Кто так сделал?. . Дед Мороз!  (хлопки в ладоши)

    8.Белый снег.
    Белый снег пушистый
    В воздухе кружится  (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
    И на землю тихо
    Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол)
    И под утро снегом  (встали, покружились на месте)
    Поле забелело,  (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
    Точно пеленою
    Всё его одело. (присели, руки опустили на пол)

    9. Хлопья белые.
    Хлопья белые летят, (легкий бег на месте)
    Холоднее стало, (приседания)
    Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево - вправо)
    Ты не испугала. (прыжки на месте)
    Нет! Нет! Ты не испугала.

    10. Снежинка.

    Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)
    В воздухе морозном,
    Падают на землю
    Кружевные звезды.
    (Дети кружатся на носочках.)
    Вот одна упала
    (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)
    На мою ладошку.
    Ой, не тай, снежинка!
    (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)
    Подожди немножко!

    11. Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте),

    Сколько здесь вокруг чудес! (разводим руки в стороны).

    Справа березка в шубке стоит (руки отводим в  сторону и смотрим),

    Слева елка на нас глядит.

    Снежинки в небе кружатся (отводим руки и прослеживаем взглядом)

    И на землю красиво ложатся. (движение «фонарики» и смотрим вверх).

    C:\Users\Админ\Desktop\учебно-методический комплект 2019 Время года зима\разрезные картинки\девочка на катается на коньках.jpg

    C:\Users\Админ\Desktop\учебно-методический комплект 2019 Время года зима\разрезные картинки\мальчик катается на санках.jpgC:\Users\Админ\Desktop\учебно-методический комплект 2019 Время года зима\разрезные картинки\мальчик катается на лыжах.jpgC:\Users\Админ\Desktop\учебно-методический комплект 2019 Время года зима\разрезные картинки\дети лепят снеговика.jpgC:\Users\Админ\Desktop\учебно-методический комплект 2019 Время года зима\разрезные картинки\дети лепят снеговика 2.jpeg

    Дыхательная гимнастика для дошкольников

    Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.

    Польза дыхательной гимнастики

    При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения. Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

    У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

    Как проводить занятия с ребенком

    Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

    Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия.

    Упражнения для детей 2-4 лет

    Воздушный шарик

    Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

    Волна

    Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

    Водолаз

    Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

    Часики

    Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

    Вырасту большой

    Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

    Паровозик

    Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

    Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

    Упражнения для детей 5-7 лет

    Роза и одуванчик

    Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

    Курочка

    Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

    Хомячок

    Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

    Ворона

    Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

    Дракон

    Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

    Брось мячик

    Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».

    Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

    Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания.

    Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

    Также детям можно предложить такие полезные игры:

    Снегопад

    Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

    Бабочки

    Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

    Я ветер

    Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ВРЕМЯ ГОДА ЗИМА

    Слайд 2

    З ИМУШКА - З ИМА

    Слайд 3

    ШТАНЫ САПОГИ КУРТКА ШАПКА ВАРЕЖКИ ШАРФ ШОРТЫ ТУФЛИ КЕПКА КОФТА

    Слайд 4

    ПАДАЕТ СНЕГ ДУЕТ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР МОРОЗ

    Слайд 5

    СНЕГОПАД

    Слайд 6

    ВЬЮГА

    Слайд 7

    1 2 3 У ТРОМ РАНО В ДЕКАБРЕ ПЕРВЫЙ СНЕГ УЖ НА ДВОРЕ. Р АСЧИЩАЕМ МЫ ДОРОЖКИ, В ТЁПЛОЙ МЕХОВОЙ ОДЁЖКЕ. В ЯНВАРЕ, В ЯНВАРЕ МНОГО СНЕГА ВО ДВОРЕ. Д УЮТ ВЕТРЫ В ФЕВРАЛЕ, ВОЮТ В ТРУБАХ ГРОМКО. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ НОЯБРЬ СЕНТЯБРЬ

    Слайд 8

    Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

    Слайд 10

    МЕДВЕДЬ СПИТ В БЕРЛОГЕ ЗАЯЦ ЁЖ СПИТ ПОД ПЕНЬКОМ БЕРЛОГА ВОРОБЕЙ СИНИЦА СНЕГИРЬ ВОРОНА ДЯТЕЛ

    Слайд 11

    ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ СИНИЦА СНИГИРЬ ВОРОБЕЙ ВОРОНА ДЯТЕЛ

    Слайд 12

    Э ТО КОРМУШКА З ИМОЙ ПТИЦ НАДО ПОДКАРМЛИВАТЬ

    Слайд 13

    Тепло сердец соединим, И станем солнышком одним


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

       В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

    Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

          Описание хода проведения диагностики, методов и инструментов, формы для ведения диагностического журнала, инструкции для обработки и  интерпретации полученных данных и...

    Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)

    Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...

    Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)

    Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...

    Рабочая программа по Природному миру. Образовательная область «Познавательное развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

    Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Природный мир»...

    Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

    Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...