Биоэнергопластика
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Использование биоэергопластики на занятиях с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bioenergoplastika_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логореабилитационная   работа:

«Влияние  занятий                       биоэнергопластикой  на речевое  развитие  детей»

                                                                               

             

                                                                                                                       

                                                                                                                         

Значение  биоэнергопластики  в  оказании  логореабилитационной  помощи  детям  с  проблемами  речевого  развития.

Важнейшей  проблемой  развития  педагогических  технологий  на  

современном  этапе  является  увеличение  количества детей  с  речевой  патологией.

В исследованиях  ученых  Института  физиологии  детей  и  подростков  А.П.  Кольцовой, Е.И. Исениной  отмечена  связь  интеллектуального  и  речевого  развития  ребенка  со  степенью  сформированности  у  него  пальцевой  моторики.

В литературе  последних  лет  описаны  приемы  развития  мелкой  моторики  (с  задержкой  речевого  развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Н.А., с  заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с  дизартрией – Лопатина Р.В., Серебрякова Н.В.).

Все  авторы  отмечают  взаимозависимость  речевой  и  моторной  деятельности, стимулирующую  роль  тренировки  тонких  движений  пальцев. Новым  и  интересным  направлением  этой  работы  является  биоэнергопластика.  

 

   Биоэнергопластика – это  соединение  движений  артикуляционного  аппарата  с  движениями  кисти  руки.  

                                                                                         

По  данным  Ястребовой А.В.  и  Лазаренко О.И.  движения  тела, совместно  с  движениями  руки  и  артикуляционного  аппарата, если  они  пластичны, раскрепощены  и  свободны, помогают  активизировать  естественное  распределение  биотоков  в  организме. Это  оказывает  чрезвычайно  благотворное  влияние  на  активизацию  интеллектуальной  деятельности  детей, развивает  координацию  движений  и  мелкую  моторику.  

Элементы  биоэнергопластики  можно  найти  и  в  системах  развития  интеллекта  методами  кинезиологии. Это  еще  один  аргумент  в  пользу  применения  биоэнергопластики. Поскольку  под  влиянием  кинезиологических  тренировок  отмечены  положительные  структурные  изменения  в  организме: синхронная  работа  полушарий  головного  мозга, развиваются  способности, улучшаются  внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность  и  пластичность  нервных  процессов  осуществляется  на  более  высоком   уровне. Совершенствуется  и  координируется  роль  нервной  системы.  

Психологи  констатируют  развитие  межполушарной  специализации  и  улучшение  межполушарного  взаимодействия  в  результате  систематического  выполнения  комплексов  кинезиологических  упражнений.

Внедрение  системы  упражнений  предусматривает  несколько  этапов:

1) Диагностический
2) Подготовительный
3) Основной
4) Атоматизация  полученных  навыков



Логореабилитационная  работа  с  элементами  биоэнергопластики.

I этап – диагностический.

Цель: определение  структуры  дефекта, его  клинические  проявления, оптимальные  направления  логореабилитационной  работы.


II этап – подготовительный.


Цель: установление  доверительных  отношений  с  ребенком, создание  положительного  эмоционального  настроя, вызывание  интереса  к  занятиям( занятия  у  зеркала, разнообразная  наглядность, игровые  моменты игровые  персонажи, релаксирующие  упражнения, музыкальные  физминутки, логоритмические  упражнения, посильные  задания ).

III этап – основной.


Цель: осуществление  логореабилитационного  воздействия  на  речевой  дефект, коррекция  и  развитие  познавательных  процессов, эмоционально - волевой  сферы.


               
 Примечание:

На  первом  занятии  дети  знакомятся  с  артикуляционными  упражнениями  по  стандартной  методике, тренируются  в  правильном  выполнении  упражнений  перед  зеркалом. Рука  ребенка  в  упражнение  не  вовлекается. При  этом  педагог, демонстрирует  каждое  упражнение, сопровождает  показ  движением  кисти  одной  руки.

На  третьем – четвертом  занятиях  у  детей  подключается  к  артикуляции  движения  сначала  одной  кисти  ведущей  руки. Дети  с  доминантной  правой  рукой  работают  правой  кистью, леворукие  дети – левой. Постепенно  подключается  вторая  рука. Таким  образом, ребенок  выполняет  артикуляционное  упражнение  или  удерживает  позу  и  одновременно  движениями  обоих  рук  имитирует, повторяет  движения  артикуляционного  аппарата. Такая  пальчико – речевая  гимнастика  продолжается  весь  учебный  год.

 Педагог  следит  за  ритмичным  выполнением  упражнений. С этой  целью  применяются  счет, стихотворные  строки. При  этом  двумя  руками  логопед  или  воспитатель  продолжают  давать  четкий  образец  движения.
Педагог  может  самостоятельно  подобрать  движение  руки  под  любое  артикуляционное  упражнение. Важно  не  то, что  именно  будет  делать  ребенок, а  то  как  он  это  сделает. Необходимо  привлечь  внимание  каждого  ребенка  к  одновременности  выполнения  артикуляционных  движений  с  работой  кистей  рук, их  ритмичности  четкости. Недопустима  малейшая  небрежность.


Общие  упражнения  выносятся  во  фронтальные  формы  работы. Длитель -

ность, последовательность  и  количество  упражнений  соответствуют  особенностям  проведения  артикуляционной  гимнастики  в  группе. Выбор  конкретного  упражнения  определяется  этапом  логореабилитационной   работы  и  темой  фронтальных  занятий.  
Недельный  комплекс, подобранных  и  разученных  с  детьми  упражнений  содержит  два  статистических  на  удержание  и  три  динамически - двигательных. По  истечении  недели  одно  хорошо  усвоенное  упражнение  заменяется  новым. Так  осуществляется  преемственность  и  постепенное  усложнение  работы. В  зависимости  от  возраста  меняется  тольло  мотивация  упражнений, игры, приемы, атрибуты.

Логореабилитационная   работа


Ко  всем  классическим  артикуляционным  упражнениям  добавляем  движения  кистей  рук.

  Статистические  упражнения  способствуют  развитию  мышечной  силы, динамичности  организации  движения, помогают  ребенку  принять  правильную  артикуляторно – пальчиковую  позу.

1) Начинаем  с  упражнений  « Птенчик », « Бегемотик », поскольку  важно  научить  ребенка  открывать  рот – это  залог  успешного  произнесения  многих  звуков  и  общей  внятности  речи ( см.  приложение ).

Темп  выполнения – медленный.


Рот  открыт – счет  до  пяти. Рот  закрыт – счет  до  пяти.


Постепенно  темп  выполнения  увеличивается. Дети ориентируются  на  темп, заданный  логопедом, на  его  счет  и  образец  движения  руки.


Исходное  положение: голова  держится  прямо, подбородок  в  обычном  удобном  положении, губы  сомкнуты.


На  счет – один – челюсть  опускается  на  ширину  двух  пальцев, язык  лежит  свободно, кончик  у  нижних  резцов, губы  сохраняют  округлую  форму, зубы  обнажаются.


Во  время  тренировки  необходимо  следить  за  тем, чтобы  голова  не  наклонялась, все  внимание  должно  быть  сосредоточено  на  опускании  челюсти.


На  счет – два – фиксируем  открытое  положение  рта. На  счет – три – рот  закрыть.


Показ  кистью  руки:


Четыре  сомкнутых  пальца  ладонью  вниз, большой  палец  прижат  к  указательному. Когда  рот  открывается, четыре  пальца  поднимаются  вверх.


2)’’Улыбочка’’- пальчики  расставлены  в  стороны, как  лучики  солнышка. Под  счет  пальчики  удерживаются  одновременно  с  улыбкой  5  секунд. Вторая  ладонь  сворачивается  в  кулак. И так  далее.


3)”Хоботок“, “Бублик“, “Рупор“– ладонь  собрана  в  щепоть, большой  палец  прижат  к  среднему.


4)”Жало” ,  “Змейка”- пальцы  сжаты  в  кулак, указательный  выдвинут  вперед.


5)”Лопаточка“,”Блинчик“- большой  палец  прижат  к  ладони  сбоку, сомкнутая, ненапряженная  ладонь  опущена  вниз.


6)”Чашечка“ – пальцы  прижаты  друг  к  другу, имитируя  положение  чашки.


7)Парус“-  сомкнутая  ладонь   поднята  вверх.


8)”Горка“, “Киска  сердится“ – согнутая  ладонь  опущена.                                              

   Динамические  упражнения  нормализуют  мышечный  тонус, переключаемость  движений, делают  их  точными, легкими, ритмичными: ( см. приложение ).


1) “Часики“   сопровождает  сжатая  и  опущенная  вниз  ладонь, которая  движется  под  счет  влево – вправо.


2) ”Качели“ – движения  ладони  с  сомкнутыми  пальцами  вверх – вниз.


3) “Утюжок“ – сомкнутая  ладонь  поднята  вверх, тыльной  стороной  от  себя, плавно  двигается  вперед – назад  и  влево

4) “Футбол“,  “Бурундук“,  “Конфета” – ладонь  сжата  в  кулак, указательный  палец  выдвинут  вперед, кисть  руки  поворачивается  вправо – влево

Для  детей, которым  в  силу  различных  причин  трудно  распределять  внимание  и  контролировать  выполнение  упражнений  хороший  эффект  даст  упражнение “Горизонтальная  восьмерка”:

1 – 2-я  неделя. Упереться  языком  в  зубы, стараясь  их  “вытолкнуть”  наружу. Расслабить  язык. Повторить  десять  раз. Прижать  язык  во  рту  то  к  левой, то  к  правой  щеке. Повторить  десять  раз.

3 – 6 - я  неделя. Вытянутой  перед  собой  рукой  со  сжатым  кулаком  и  выставленными  указательным  и  средним  пальцами  рисовать  знак  бесконечности.  

7 – 9 – я  неделя. Одновременно  глазами  следите  за  движением  пальцев  траектории  горизонтальной  восьмерки  хорошо  выдвинутым  изо  рта  языком.

IV этап – автоматизация  полученных  навыков.

Знакомые  упражнения  закрепляются  детьми  самостоятельно  в  классе, в  группах  продленного  дня, в домашних  условиях.

В  логореабилитационной  работе  существенную  роль  играет  воспитание  у  детей  кинестетических  ощущений, позволяющих  почувствовать  контрастность  положения  языка, челюстей,  губ, направленность  выдоха. Их  четкость  обусловлена  осязательными  ощущениями, что  особенно  важно  на  начальных  этапах  постановки  звуков, когда  еще  не  сформирована  слуховая  дифференциация.


Применение  
биоэнергопластики  эффективно  ускоряет  исправление  дефектных  звуков  у  детей со  сниженными  и  нарушенными  кинестетическими  ощущениями, так  как  работающая  ладонь  многократно  усиливает  импульсы, идущие  в  кору  головного  мозга  от  языка.

 
Биоэнергопластика  оптимизирует  психологическую  базу  речи, улучшает  возможности  ребенка  по  всем  параметрам, способствует  коррекции  звукопроизношения, фонематических  процессов. Синхронизация  работы  речевой  и  мелкой  моторики  вдвое  сокращает  время  занятий, усиливает  их  результативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние биоэнергопластики на речь

Биоэнергопластика То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости....

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии...