Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития устной речи детей.
статья по коррекционной педагогике

Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных психолого-педагогических условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохранения интереса у детей к познавательной и коммуникативной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития устной речи детей.

Учитель-логопед Шарышева Жанна Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад № 301» г.о. Самара

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный
дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,
а приводит к целому ряду отклонений»
                                                                              Л.С. Выготский

        За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными  сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной  речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.

         В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

         Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность  детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.

           Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных  условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохранению  интереса у детей. Важно использовать многообразие форм и видов игровой, познавательно – исследовательской деятельности, художественное слово и другие средства,  побуждающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избежать быстрого переутомления. Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе.  На занятиях по развитию связной речи  логопед использует элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики.  Психолог на основе рекомендаций логопеда закрепляет лексический речевой материал, изученной лексической темы и закрепляет навыки  ручной умелости и  графические навыки.

           В своей работе учитываю следующие принципы:

1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация)  детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором  сам ребёнок  становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования.

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником  образовательных отношений.

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. сотрудничество организации с семьёй

6. приобщение   детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий  ребёнка в различных  видах деятельности

8. возрастная адекватность дошкольного образования

Дошкольное детство – период формирования устной речи.

 Разделяют

  •  Работа по формированию правильной речи
  •  Работа по исправлению речи

Работа по формированию правильной речи

- Накопление словарного запаса

- Развитие грамматического строя речи

- Развитие речевого дыхания

- Развитие речедвигательного аппарата

- Развитие голоса

- Развитие слуха (элементарного, фонематического)

- Развитие выразительности речи

Условия для полноценного развития речи

     Создание развивающей предметно-пространственной среды.

     Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.

Изучение состояния устной речи детей.

Участие родителей в речевом воспитании детей.

Практические материалы для организации речевых игр:

- Пособия для проведения артикуляционных упражнений

- комплексы пальчиковых игр

- игрушки для развития правильного речевого выдоха

- тематические альбомы

          - игры для обогащения словарного запаса,  формирования грамматического       строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

«Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще».

В работе по развитию речи выделяют следующие этапы:

          Первый этап – это активизация деятельности детей

игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение     эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Например, упражнение: «связующая нить», формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности. «Клеевой Дождь» - упражнение способствует развитию сплочённости группы.

 Второй этап - Активизация компонентов речевой деятельности

словесные игры, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых способностей у дошкольников.

     Составление рассказа по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

     Узнавание предметов по заданным признакам.

     Сравнение двух и более предметов:

-  «Чем похожи эти слова?»

- «Назови общие признаки»

- «Чем отличается?»

         Подбор слов с противоположным значением

    Решение логических задач

Третий этап - Активизация речи в разных видах деятельности

- Продуктивная

- коммуникативная

          - игровая

Изобразительная деятельность, конструирование выступает как средство активизации умственного и речевого развития.

Игра и общение психологически настраивает ребёнка на речевые действия.

В компенсирующих группах проводятся КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ.

Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию речевой деятельности ребенка.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Создание благоприятных психолого-педагогических условий  способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области дошкольной и коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

Развитие устной речи детей через русские народные сказки

Консультация для педагогов и родителей....

План проведения педагогического совета- деловой игры "Создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...