Альтернативная коммуникацияя как средство общения
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

В международной конфенции ООН о защите прав детей чётко обозначено право каждоого ребёнка на коммуникацию, общение,  выражение своих мыслей и взглядов и идей. Разввитие способности к коммуникации является одним из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной мобильности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_kak_sredstvo_obshcheniya.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация как средство общения

Дети с РАС представляют собой исключительно полиморфную группу, что проявляется как в клинических, так и в психолого-педагогических особенностях. Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию.

          В Конвенции ООН о защите прав детей четко обозначено право каждого ребенка на коммуникацию, на выражение своих мыслей, взглядов и идей, на то, чтобы эти взгляды и мысли были восприняты в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.   Развитие способности к коммуникации является одним из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка.    Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами. Передавая информацию, участники коммуникации в процессе общения ставят перед собой определенные цели, намерения.

 Цель коммуникации - организация взаимодействия, передачи социального опыта.

         Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение

мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «не говорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои

желания, потребности, чувства.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они

не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная  (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация может:

• быть необходима постоянно;

• применяться как временная помощь;

• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает

её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию

абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

      Альтернативная коммуникация-попытка дать детям с ограниченными

речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучшему пониманию потребностей своих детей.  Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

 Случаи в которых используется альтернативная коммуникация:       интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость);

эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность

выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов

эти нарушения приводят к тому, что способность использовать звуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается.

 В случаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы поддерживающей, дополнительной, или аргументативной  коммуникации.  При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время.    Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации родителям совместно со специалистами необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка. Для этого на индивидуальных встречах со специалистом выясняется, есть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию, как выражается это намерение, в каких ситуациях инициируется взаимодействие, умеет ли ребёнок слушать и поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками. Обсуждается, какие средства общения доступны для ребёнка в данный момент.

     Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

Литература

1)Сборник научных трудов  и материалов международного семинара «Теоретико-методологические аспекты трансдисциплинарных исследований проблем и технологий альтернативной коммуникации» (Россия, г. Архангельск, 29 июня-02 июля 2009г.)

2)«Альтернативная коммуникация» Штягова Е.А., Новосибирск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом.

Для детей, имеющих нарушения речи, карточки  PECS (альтернативная  система коммуникации и развития речи)  дают возможность общения, помогают им выразить свои мысли, чувства и желания, в...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Речевая деятельность, связанная с развитием и функционированием психики, играет большую роль в индивидуальном развитии ребенка. Уровень развития речи у детей определяет возможности их интеллектуальной...

Альтернативные средства коммуникации как средство гашения нежелательных форм поведения

Опыт показывает , что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи и поведения.Нарушения речи, различающиеся по степени выраженности и  форме, присутствуют у...

СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм  - общение с окружающими.  У многих из этих детей задержка речевого развития. Все присутствующие здесь наверняка  знают, как тяж...

Самообразование: «Система альтернативной коммуникации pecs как средство самовыражения и общения для детей с РАС»

PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментир...

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с РАС 2022-2023 уч. год

Система альтернативной коммуникации PECS (Адаптированый вариант для детей с ЗПР и РАС)...