Самообразование: «Система альтернативной коммуникации pecs как средство самовыражения и общения для детей с РАС»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Тулеува Алия Хамидулловна

PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д. Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samoobrazovanie_peks_2022.ppt1.97 МБ
Microsoft Office document icon metodichka_po_peks.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Учитель-дефектолог Зарипова А.Х. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ "Детский сад № 344 г. Челябинска"

Слайд 2

- система общения при помощи обмена карточками. Разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с другими социально- коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. Цель системы PECS – целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение

Слайд 3

До начала работы с PECS необходимо : • Оценить навыки общения ребенка; • Определить, какие предметы ребенок любит больше всего, или какие предметы являются подкрепляющими; • Организовать игровую среду (труднодоступность желаемых предметов); • Подготовить материал (карточки, альбомы)

Слайд 4

Оценка подкрепляющих стимулов: Поговорить с близкими о предпочтениях ребенка и составить таблицу «Перечень предпочтений»: Любимая еда Любимые напитки Любимые игры Любимые места Люди, с которыми любит общаться Любимые занятия

Слайд 5

1 этап: Обучать ребенка получать карточку; 2 этап: Обучать ребенка отдавать карточку; 3 этап: Учить распознавать предметы, изображенные на карточке;

Слайд 6

4 этап: Учить ориентироваться в данной книге и находить ту или иную карточку; 5 этап: Составление фразы «Я хочу…(название предмета)» или «Дай мне (предмет)» 6 этап: Учить отвечать на вопросы « Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»

Слайд 7

Книжка на кольцах ламинированная формата А5 (должна быть у каждого ребенка своя) Ламинированные листы формата А5 и А4 (для занятий, для визуального расписания) Ламинированные карточки 5 на 5 см (около 200шт.) : «Базовые карточки» (да, нет, я хочу, помоги итд) «Мой день»( время года, день недели, время суток, фотографии знакомых людей) «Я иду на улицу» (время года, одежда, я надену) «У меня болит» (части тела) «План занятий» «Мое меню» «Саморегуляция» (эмоции,действия) И т.д.

Слайд 9

Коммуникативная книга Виртуальное расписание Дидактические игры: Найди пару, Сопоставь предмет с картинкой, Найди тень, Соедини ...

Слайд 12

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального, художественно-эстетического направлений

развития воспитанников № 344 г. Челябинска"

МАДОУ "ДС № 344 г. Челябинска"

«Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом»

Составитель:

Учитель-дефектолог

Зарипова А.Х.


Актуальность проблемы раннего детского аутизма не вызывает сомнений, так как аутизм представляет собой комплексное нарушение в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость, и в последнее время статистика говорит о том, что количество детей с таким диагнозом увеличивается.

Об аутизме много написано и много сказано. Много экспериментальных тактик и подходов в «лечении» аутизма. Но, к сожалению, все мы знаем, на сегодняшний день не существует способа «излечить» аутизм. Аутизм не лечится, но он корректируется. Есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь. Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм – общение с окружающими. У многих из этих детей задержка речевого развития. Многие знают, как тяжело жить и работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению. Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и выражают их социально неприемлемыми способами.

Как помочь такому ребенку? В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднѐн: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам). Все, наверное, слышали про карточки PECS.

Методика PECS

PECS - это система по обучению навыкам коммуникации. Систему общения с помощью обмена карточками-картинками разработали доктора Лори Фрост и Энди Бонди и подробно описали в своей книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS». Эта система – одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом, она позволяет ребѐнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность объяснить свои желания, потребности, чувства, попросить, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует. Дает возможность общения с окружающими детьми. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребѐнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются. Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в учреждении, так и дома.

Этапы овладения коммуникативной системой

Первый этап обучения –осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше – вкусовые или вещевые. Педагог привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета). Идеальный вариант – когда происходит приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всѐ больше. Вначале добавляются имена существительные.

Второй этап обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (книгу), на которое ребѐнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ребенку нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера до обмена картинками. В крайнем случае, можно прибегнуть к помощи второго педагога.

Третий этап обучения – выбор двух-трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Результаты записываются: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов (вводится предикативный словарь). Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку в книге. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.

Четвертый этап обучения – обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативной книге ребенка содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.

Пятый этап обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.

1.        Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».

2.        Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.

На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

Шестой этап обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.

Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться. Зачастую спонтанные комментарии трудно даются младшим ученикам, имеющим небольшой опыт общения с помощью системы PECS. Работа с такими детьми должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.

Основные преимущества использования системы РЕСS:

1.        РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2.        С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3.        С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Что представляют собой карточки PECS

Как мы уже поняли PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.

Картинки можно приобрести в готовом виде. Они могут несколько отличаться в зависимости от производителя. В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет- ресурсах. Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Однако, лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Дело в том, что карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Они используются в течение каждого дня, поэтому могут приходить в негодность. В связи с этим лучше иметь возможность распечатать данную картинку вновь или иметь заготовленные изображения на хранении. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.

Итак, карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.

Изготовление карточек

Из-за постоянного использования карточек лучше распечатывать их на плотной бумаге либо приклеивать распечатанные (или подготовленные иначе) изображения на картонку. Многие принтеры могут распечатывать изображения на достаточно плотной бумаге. Оптимальный размер для изделий — 5 на 5 сантиметров.

Кроме того, в качестве карточек могут быть использованы различные логотипы и символы. Эффективными карточками могут выступать и реальные фотографии с участием ребенка, отображающие какие-либо действия (необходимость идти обедать, прием ванны и т.д.). Они максимально приближены к реальности, и ребенок воспринимает их легче.

Для лучшей сохранности карточек и соответственно долговременного использования рекомендуется их заламинировать. Сделать это можно на платной основе в соответствующих организациях (например, в фотосалонах). Услуга достаточно распространена. Альтернативой этому является приобретение собственного ламинатора, так как обучение при помощи карточек может длиться годами.

Если Ваш ребенок занимается при помощи PECS и вне дома на групповых занятиях со специалистом, а карточки при этом недостаточно уникализированы, то можно их подписать.

 

Хранение и использование

Использовать карточки PECS лучше вместе со специально изготовленной для этого папкой. Карточки могут быть разделены в ней на категории для более быстрого поиска. К тому же структурированность, как мы помним, является плюсом при работе с такими детьми. При этом лучше использовать актуальный на этапе обучения набор картинок с возможностью добавления новых страниц. Для этого нужно приобретать папку с подходящим креплением.

Размещение в папке осуществляется при помощи липучки, прикрепляемой к странице и к карточке. Это позволит быстро и просто вынимать карточки PECS из папки и использовать их для занятия на столе или для того, чтобы принести родителям при спонтанной коммуникации. Данную липучку можно приклеить к странице полосками по всей длине или ширине. Такой способ будет более удобен ребенку для самостоятельного крепления карточек. Приобрести липучку можно в отделах галантереи, швейных магазинах и т.д. Далее в папке будет необходимо выделить отдельную страницу или две для формирования ребенком предложений при помощи картинок. Данные страницы могут использоваться для занятий, а также содержать постоянные на действующем этапе шаблоны предложений для ежедневных действий.

Практические советы и типичные ошибки родителей

1.        Ваша папка с картинками, которую условно можно назвать коммуникативной книгой, должна использоваться постоянно. Для этого ее необходимо брать с собой за пределы квартиры на улицу и в общественные места.

2.        Только четкое следование последовательности этапов и тщательная работа на каждом из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Не нужно торопить ребенка и требовать от него желаемых результатов.

3.        Необходимо понимать, что мы до последнего ждем от ребенка самостоятельности в ответах. Подсказка, которая также необходима при затруднениях ребенка, не должна становится основой обучения. Иначе мы не достигнем продвижения.

4.        Запрещается убирать из книжки карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием. Следует реагировать также, как и при ответе полноценно разговаривающего ребенка. В этом случае мы не отбираем возможность общаться, а учимся обоснованно отвечать «Нет».

5.        Следует своевременно проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PECS и развиваются также от менее сложных к более сложным.

Список литературы

1.        Баенская Е.Р. Аутичный ребенок: пути помощи. / Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, К.С. Лебединская. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997. – 102 с.

2.        Вентланд М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.- метод. Пособие/М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276., ил.

3.                Либлинг, М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка/М.М. Либлинг // Дефектология, 1996. – № – С. 26.

4.        Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л.Г. Нуриева. – Изд. 2-е. – М: Теревинф, 2006. – 112 с. – (Серия

«Особый ребенок»).

5.        Шипицина Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом. Обзор иностранной литературы / Л.М. Шипицина, И.Л. Первова. – С.-Пб: Питер, 1997 г. – 86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"

Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом.

Для детей, имеющих нарушения речи, карточки  PECS (альтернативная  система коммуникации и развития речи)  дают возможность общения, помогают им выразить свои мысли, чувства и желания, в...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм  - общение с окружающими.  У многих из этих детей задержка речевого развития. Все присутствующие здесь наверняка  знают, как тяж...

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с РАС 2022-2023 уч. год

Система альтернативной коммуникации PECS (Адаптированый вариант для детей с ЗПР и РАС)...

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей аутистов.

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с нез...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»

laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК  PECS»...