Здоровьеразвивающая технология В.Ф Базарного для детей с нарушениями зрения в условиях введения ФГОС
проект по коррекционной педагогике

Савельева Наталья Николаевна

Многолетняя система работы педагогов МБДОУ Д/с №24 по развитию здоровья и зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 24

ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В.Ф. БАЗАРНОГО

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

 В МБДОУ Д/с 24

(для детей с нарушением зрения)

Представила

 Заведующий МБДОУ Д/с №24,

 тифлопедагог

Савельева Н.Н.

                         Условия возникновения опыта

          Во все времена предметом пристального внимания взрослых является здоровье детей. В последние годы стала явно прослеживаться тенденция к увеличению количества детей с различными нервно-соматическими заболеваниями. Это результат неблагополучной экологической обстановки, пренебрежения правилами здорового образа жизни, снижение качества продукты питания.    

          В детских садах планируется и проводится большое количество  разнообразных мероприятий, создаются оздоровительные программы, направленные на закаливание детского организма, на ограждение его от болезней.

          Необходимость решения этой проблемы привело нас к уникальной здоровьеразвивающей технологии «Сенсорной и моторной свободы» разработанной доктором медицинских наук Базарным Владимиром Филипповичем, основанную на активизации естественных движений ребёнка. Он предложил уникальную здоровьеразвивающую технологию, основанную на активизации естественных движений ребёнка.

        В наш детский сад поступают дети с различными формами зрительных расстройств. У детей данной категории наблюдается повышенная заболеваемость и сниженный уровень познавательных процессов. Поскольку наш сад коррекционный, то нагрузка на детей много больше, чем в обычных дошкольных учреждениях. Кроме воспитателей с детьми постоянно занимаются тифлопедагог, логопед, медсестра-ортоптистка. У каждого специалиста своя программа, которую нужно выполнить во благо ребёнка.

Актуальность и перспективность

           

          Технология «Сенсорной и моторной свободы» В.Ф. Базарного идеально подходит к снятию, явно, завышенной нагрузки на слабовидящих детей. Цель - создание оптимальных условий для  сбережения  и развития иммунитета.

           Для педагогов нашего сада данная технология стала привлекательной сразу по нескольким причинам:

1. Базарный Владимир Филиппович – врач-офтальмолог. У него и у нас одна область деятельности.

2. Его технология основана на принципе НЕ НАВРЕДИ.

3. В названии технологии заложена её суть – динамические позы. Занятия  строятся так, что гиподинамия отсутствует.

При работе по технологии В.Ф. Базарного   укрепляется  иммунитет, развивается весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника,  исчезает утомляемость.  

Ведущая педагогическая идея

Ведущие педагогические идеи нашего опыта состоят в том, чтобы:

1. Помочь детскому организму справиться с отрицательными факторами, влияющими на здоровье ребёнка.

2. повысить интерес детей к учебной деятельности. Опираясь на динамичность занятий.

В течение всего занятия дети плавно переходят из одной позы в другую. Этих структурных частей  пять, и каждая несёт свою нагрузку, выполняет свою оздоровительную, коррекционную  и развивающую функции.  Вот  они:

  • наблюдение из окна;
  • рассматривание иллюстраций или предметов на  сенсорных крестах;
  • работа на экологическом полотне;
  • работа за конторками;
  • тренировка на офтальмологических тренажёрах.

                         Теоретическая база опыта

           Особенность организации   образовательной деятельности  по технологии «Сенсорной и моторной свободы» заключается в том,  что все ранее малоподвижные и монотонные занятия становятся для ребёнка эмоциональными   динамичными, потому что любое из  них  - это игра, сказка, путешествие, которые не утомляют, а увлекают, да ещё, как добрый доктор, сберегают   здоровье занимающихся. Опыт показал, что дети с большим интересом  работают у экологического полотна за конторкой, у коромысел.

        Последовательность структурных частей занятия, которую, исходя из его содержания,  выбирает    воспитатель, обеспечивает движение детей в пространстве. Предметы, которые рассматривает, или с которыми действует ребёнок в  каждой части  образовательной деятельности, располагаются на различном расстоянии от глаз, что способствует  не только   коррекции зрения, но и его развитию, и профилактике

          Последовательность структурных частей занятия, которую, исходя из его содержания,  выбирает    воспитатель, обеспечивает движение детей в пространстве.

Предметы, которые рассматривает, или с которыми действует ребёнок в  каждой части  ООД, располагаются на различном расстоянии от глаз, что способствует  не только   коррекции зрения, но и его развитию, и профилактике. Кроме того, каждая  структурная часть несет свою собственную нагрузку. Это достаточно наглядно показывает таблица.

Структурные

части занятия

Действия детей

Профилактика, коррекция

Развитие, обучение

 Сенсорные кресты

Отыскивает и рассматривает предметы, иллюстрации, таблицы, висящие на коромыслах.

Ребёнок поворачивает голову в разные стороны, поднимает вверх, т.е. упражняет верхний отдел позвоночника.

У него развивается прослеживающая функция  глаз

У ребёнка развивается целостное зрительное восприятие.  Он выполняет задания, поставленные воспитателем в рамках программного содержания занятия.

Окно  (любое

в помещении ДОУ)

Рассматривает статичные или

Движущиеся,   расположенные:

далеко - близко, слева - справа, внизу–вверху. заданные предметы и явления.

Ребёнок  ритмично напрягает и расслабляет мышцы глаз, фиксирует взор,  упражняет прослеживающую функцию глаз.

У ребёнка происходит развитие способности видеть изменчивость окружающего мира, сравнивать, анализировать…

Конторки

Ребёнок, стоя босиком или в хлопчатых носочках  на аппликаторе (если позволяет температурный режим группы),  занимается продуктивной деятельностью.

Стоя у конторки, ребёнок свободно переминается, перемещается с ноги на ногу, т.е. двигается, упражняет мышцы ног, массирует стопы.

Выполняет учебное задание. Происходит координация руки.

 Экологическое полотно

Ребёнок  фиксирует на экологическом полотне значки - небольшие плотные карточки с изображением предметов, геометрические фигуры с прочно прикреплёнными с изнанки английскими булавками.

 Выполняя задание, ребёнок тянется вверх,

поворачивается в стороны, т.е. упражняет мышцы спины и живота. Под ногами у него аппликаторы.

Ребёнок выполняет учебную задачу.  Фиксируя  значки, тренирует мелкие движения рук.

 Зрительно-вестибулярные

тренажи (ЗЕВС) 

Выполняет определённые движения

Координирует движение мышц глаз, шеи,  тела.

Ориентируются в пространстве.

        Устройство тренажёров, конторок и основные  черты технологии описаны в журналах «Начальная школа» №9 1989г,  №6 1990, №2 1992г.  

        Осуществляя оборудование  этой технологии на практике, мы много экспериментировали, выискивали оптимальные варианты.  На сегодня оно выглядит так.

        Конторки. Их  величину  мы определяем исходя из размеров двухместного стола. Длина конторки равна половине длины этого стола,  ширина – его ширине.         Высоту находим следующим образом: ребёнок встаёт вплотную к своему столу, плотно прижимает к бокам руки, согнутые в локтях. Не отрывая рук от боков, перед грудью точно накладывает  кисть правой руки на кисть левой, причём, ладошками вниз. Расстояние от крышки стола до  нижней ладошки и есть высота конторки.

        Практика показывает – если в группе соблюдены ростовые показатели мебели, то высота конторок  тоже трёх размеров. Для занятия по подгруппам достаточно иметь семь – восемь конторок. Их лучше покрасить хорошей светлой краской, проследить, чтобы она не бликовала.  По длине на одну из сторон конторки мы набиваем рейку – ограничитель 1.5 х 1.5 см, чтобы она не скользила по столу во время работы ребёнка.

        Занимаясь за конторкой, ребёнок не будет горбиться, низко наклонять голову. Сама конторка ему этого не позволит. А вот подойти к соседу, посмотреть, как или что делает тот, посоветоваться, каждый ребёнок может безо всякого затруднения.

         Сенсорный крест.     В качестве его мы используем крестовину из двух перекладин длиной по 40 – 45 см, толщиной 2 – 2.5 см. Из его  середины и концов свисают цепочки (в нашем случае из скрепок). Они опущены на такую высоту, чтобы воспитатель  без труда  мог прикрепить к ним демонстрационный материал. Детям до   коромысел  доставать не обязательно.  3-4 коромысла мы крепим  в тех местах группы, где детям удобно к ним подходить, есть возможность обойти вокруг, чтобы найти нужный предмет или иллюстрацию.

        Экологической полотно.  - расположенная в учебной зоне  большая рама, обтянутая тканью. Каждый из ее размеров логически обоснован. Ширина диктуется количеством подгруппы из 6-7  детей. Они встают в шеренгу, ставят руки на пояс, смыкают локти.  Ширина полотна – расстояние от первого локтя до последнего в этой шеренге. Такая ширина полотна дает возможность детям   работать одновременно, не  стесняя друг друга. Полотно  закрепляется  на высоте  50 – 60 см  от пола. От потолка до полотна  20 – 25 см.  В высоту полотна вмещается три пространства:

        Первое – пространство ребёнка – на высоту вытянутой им вверх руки.

На этой части  дети выполняют работу, соответствующую содержанию занятия.

        Второе - пространство воспитателя – на высоту  его вытянутой    руки.

Своё пространство воспитатель использует для совместной работы  с детьми, для создания образцов. Иногда он оформляет это пространство, чтобы подчеркнуть особенности занятия. А иногда помещает задание детям.

        Третье – до верха полотна - пространство для оформления.

Это может быть чистое небо, дальние дома, хвойный лес – нейтральный сюжет, который может иметь место в любое время года, дня, в любую погоду. Нужные детали воспитатель добавит при необходимости.

        Работа на полотне заключается в накалывании значков на полотно по заданию воспитателя.

        Значки (образы-модели). мы изготавливаем исходя из возрастных особенностей воспитанников. Для малышей – значки с изображением предметов, для старших – в основном геометрические фигуры. Значки мы изготавливаем следующим образом:

  • Вырезаем предмет или геометрическую фигуру (А).
  • Из плотной бумаги или тонкого картона вырезаем прямоугольник или квадрат  1.5 х 2 см,  в зависимости от формы изготавливаемого значка. Прокалываем его английской булавкой (Б). Булавки лучше брать мягкие, которые можно согнуть.
  • Приклеиваем к обратной стороне значка (В).
  • Для безопасности заклеиваем эту деталь кусочком бумаги, скотчем, лейкопластырем или тканью (Г).
  • Получаем значок для работы на полотне. (Д).

        Владимир Филиппович предлагает использовать магниты.

Опасения, что  дети уколются булавкой, за 16 лет нашей практики ни одного раза не оправдались, а вот мелкая моторика рук этих детей – отличная!         

          Зрительно-вестибулярные тренажи   разнообразны.   Основная их задача –  мобилизация  энергетической функции  глаз. Некоторые несут дополнительную нагрузку – тренируют  мышцы шеи, спины, груди. Для удобства использования мы назвали каждый из них.

 «Бегущие круги»  (производное от бегущих огоньков) (рис 5)- под потолком круги основных цветов  диаметром 10 см, на расстоянии  20 см друг от друга, обведённые волнистой линией. Дети, стоя на месте, поворачивают голову, переводят взгляд с одного кружка определённого воспитателем цвета  на другой. Упрощённый вариант – дети поворачивают туловище, не отрывая ног.

        «Разноцветные дорожки» (авторское название «схема универсальных символов - СУС») (рис. 6)   У нас они такие. Размер – 100 х 60 см. Толщина лилий 3 - 3.5 см. Внешний овал  - красный, внутренний – зелёный.  Восьмёрка – синяя. Дорожки (крест) – золотисто-коричневые. На каждом символе  стрелки, указывающие направление взгляда. Занятия на этом тренажёре в комплексе тренируют у детей глаза, шею, тело. Обычно мы располагаем этот тренажёр над дверью, ведущей в группу. Оптимальный же вариант, который предлагает Владимир Филиппович - разместить его на потолке.  Чтобы научить детей работать на этом тренажёре, мы сделали длинные указки (рис. 7)  с аккуратным разрезом с одного конца, чтобы вставлять картинку. Например, машину, которая едет по дорогам, ёжика, который ползёт по лесным тропинкам или самолёт, летящий по небу. Воспитатель водит картинку по линиям,  а дети следят за ней глазами. Со временем дети привыкают к этому упражнению, и указка исключается.  

        « Горки», «Волны»   (рис. 8)  - предполагает прослеживание глазами.

         Чаще всего  упражнения на тренажёрах мы включаем в содержание  занятий. Так в приведённых конспектах «Наши ноги могут… » - по «Разноцветным дорожках» катаемся на лыжах. Мы придумали множество таких игровых ситуаций и для других тренажёров.

Окно – ещё одна составляющая технологии.   Мы выбираем такие окна, через которые можно наблюдать и дальние и ближние объекты: небо, дорогу…  Подоконник должен быть свободным от комнатных растений.

        В большинстве случаев окно с панорамой из него открывающееся, является отправной точкой занятия. Проводя занятие о транспорте, мы подводим  к  рассматриванию   машин, Говоря о погоде, мы предлагаем детям найти за окном признаки, характеризующие её. А иногда создаём искусственные или   сказочные  ситуации. Так в том же занятии «Наши ноги могут… » заранее прокладываем лыжню и следы  перед окном.          

Ежегодный  мониторинг состояния здоровья  выявляет положительные тенденции:

  • заболеваемость детей в группах ниже средней заболеваемости по району;    
  • хроники не показывают обострения заболеваний;
  • у дошкольников   нет ни искривления осанки, ни плоскостопия;
  • рост показателей физического развития дошкольников;

Кроме того, отмечается повышение эффективности образовательного процесса.

                                     Новизна опыта

          Новизна прослеживается в нетрадиционности построения занятий, в нетрадиционности оборудования, в необычном сочетании разных видов деятельности в одном занятии.

                                     Технология опыта

          В технология опыта  «Сенсорной и моторной свободы» В.Ф. Базарного включает в себя:

1. Особенности занятий  и влияние на процессы развития и коррекции.

2. Необходимость обязательного использования в образовательной деятельности всех (5) динамических поз при решении коррекционных, учебно-воспитательных задач и освоении программного содержания.

3. Использование данной технологии в свободное время.

                                     Результативность

 Желаемый результат:

  1. Тенденция к снижению заболеваемости
  2. Ускоренный процесс коррекции зрения
  3. Повышение у детей интереса к учебно-познавательной деятельности.

Адресная направленность

          Технология «Сенсорной и моторной свободы» В.Ф. Базарного идеально подходит  педагогам детских садов и начальной школы как профилактика гиподинамии для снятия физических нагрузок с детского организма, а также для развития интереса воспитанников  к учебно-познавательной деятельности.

                                               Литература 

В. БАЗАРНЫЙ. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск. 1989 г.

В. БАЗАРНЫЙ. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995

 В. БАЗАРНЫЙ. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей. Часть VI М. 1995

В. БАЗАРНЫЙ. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. Часть II. Сергиев Посад, 1995

В. БАЗАРНЫЙ. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М. 1995

Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий. Часть IV. Сергиев Посад. 1996

В. БАЗАРНЫЙ . Школьный стресс и демографическая катастрофа России. М. 2004 г.

В БАЗАРНЫЙ. От худого семени не жди доброго племени. "Российская Федерация сегодня" № 14, 2005 г.                                                                                                                                                    В. БАЗАРНЫЙ. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М., 2009

В. БАЗАРНЫЙ. Основание внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех типов здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации.

                                     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС".

Данный материал поможет учителя-логопедам при логопедическом обследовании детей с нарушением звукопроизношения в условиях введения ФГОС....

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».

В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ....

Использование современных технологий для детей с нарушениями зрения в условиях детского сада

В представленной работе описанны наиболее современные коррекционные и педагогические технологии, которые можно реализовать для детей с нарушениями зрения в условиях детского сада....

Примерное календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ.ЧИППКРО.Челябинск,2011г.

ЧИППКРО."Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ".Методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ/...