Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"
статья по коррекционной педагогике

Федорова Ольга Владимировна

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста находит свое отражение в том, что они далеко не всегда способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дети.

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше. Она может оказывать некоторое воздействие на деятельность и поведение ребенка в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций. У некоторых детей появляются отдельные искаженные слова.

У умственно отсталых детей имеются значительные нарушения восприятия, как в отношении константности, так и в области пространства. Представления ребенка с интеллектуальной недостаточностью, мало дифференцированы, узки, неточны и поверхностны. У него наблюдаются затруднения в выделении существенного и главного в воспринимаемом материале: он плохо сравнивает, обобщает.

Использование мною разнообразных форм в работе по музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет успешнее преодолевать отклонения в их физическом и психическом развитии.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» показал, что созданы условия для:

  • безопасности и психологической комфортности детей.
  • реализации ОП ДО по образовательной области «Музыка»
  • учета возрастных особенностей детей;
  • учета образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda_dlya_detey_s_ovz.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно - эстетического образовательной области ФГОС ДО»

«Музыка»

                                                                                 Музыкальный руководитель

Федорова Ольга Владимировна

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста находит свое отражение в том, что они далеко не всегда способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дети.

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше. Она может оказывать некоторое воздействие на деятельность и поведение ребенка в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций. У некоторых детей появляются отдельные искаженные слова.

У умственно отсталых детей имеются значительные нарушения восприятия, как в отношении константности, так и в области пространства. Представления ребенка с интеллектуальной недостаточностью, мало дифференцированы, узки, неточны и поверхностны. У него наблюдаются затруднения в выделении существенного и главного в воспринимаемом материале: он плохо сравнивает, обобщает.

Использование мною разнообразных форм в работе по музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет успешнее преодолевать отклонения в их физическом и психическом развитии.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» показал, что созданы условия для:

  • безопасности и психологической комфортности детей.
  • реализации ОП ДО по образовательной области «Музыка»
  • учета возрастных особенностей детей;
  • учета образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.

Материалы и оборудование музыкального зала создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивают реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Подбор материалов и оборудования для музыкального зала осуществлялся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование безопасно и имеет соответствующие сертификаты.

Развивающая предметно-пространственная среда является полифункциональной, трансформирующейся и вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

Предметная развивающая среда музыкального зала подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программудошкольного образования.

Учет возрастных особенностей

Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей, на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Весь материал предлагается детям в специальных корзинах.

Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды для детей в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды в музыкальном зале, учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.

Дети с ОВЗ нуждаются в большем количестве помощи при освоении нового материала, в значительном числе повторов и возможности практического использования новых знаний, а также в систематическом контроле взрослым качества их использования. Дети с ОВЗ нуждаются в особых методах и приемах коррекционно-педагогической помощи для перехода с одного уровня, на другой, т.е. с одного вида мыслительной деятельности к другому более сложному и их социализации в обществе.

 Большое внимание уделяется при выборе или изготовлению оборудования, декорациям, атрибутам, материалам, костюмам. Весь материал имеет эстетический вид, функциональность, вариативность, яркую расцветку. Так как у детей с интеллектуальной недостаточностью мелкая моторика недостаточно развита, атрибуты изготовлены таким образом, чтобы детям было удобно удерживать предметы в руках. Большое количество костюмов атрибутов изготавливается самостоятельно. Адаптируется музыкальный материал (диапазон, тексты, движения). Имеются адаптированные дидактические музыкальные игры. В музыкальном зале для выполнения музыкальных движений используются ориентиры основных цветов и геометрических форм.

Интеграция музыкального развития с другими образовательными областями в свете современных требований

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

«Физическое развитие»Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях. Проведение различных мероприятий с участием педагогов и родителей.

«Социально-коммуникативное развитие»формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

«Познавательное развитие»предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

«Речевое развитие» развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Музыкальный зал в нашем детском саду – самое большое, светлое оборудованное помещение. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. В музыкальном зале соблюдены и выполняются требования СанПиНов правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального зала условно делится на три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Детское творчество. Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, оно связано с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить, здесь и проявляется мастерство и фантазия педагога для того,чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности.

На музыкальных занятиях используются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

 

— Элементы логоритмики (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

— Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

— Игровой самомассаж

— Элементы психогимнастики(этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  

— Упражнения на развитие дыхательного и артикуляционного аппаратов. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

— Музыкально-ритмические движения.

Элементы логоритмики направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Пальчиковая гимнастика Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Игровой самомассаж. Проводится в целях закаливания и оздоровления детей, для снятия мышечного напряжения, для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, для создания чувства радости и хорошего настроения у детей.

Элементы психогимнастики используются с целью коррекции различных нарушений.

Упражнения на развитие дыхательного и артикуляционного аппаратов корректируют нарушения речевого дыхания, помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Использование здоровьесберегающихтехнологий не только в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Родители воспитанников приняли активное участие в реализации проекта «Музыка в режимных моментах» «Музыка домой». Цели этого проекта: Музыка как гармонизация эмоционально-волевой сферы; Создание благоприятного фона; Организация здоровьесберегающего пространства. Предполагаемые результаты для родителей были следующими: Повышение музыкальной культуры; Мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания. Для родителей воспитанников был проведен семинар, на котором они узнали о влиянии музыки на развитие детей, приняли участие в музыкально-коммуникативных играх, в играх на определение характера музыки и т.д. Музыкальными руководителями были записаны диски с активизирующей, тонизирующей и релаксирующей классической музыкой, для совместного прослушивания родителей с детьми в домашних условиях. Родители проявили творческий подход в создании семейных фотоальбомов «Музыка в нашей семье». Отметили интерес и эмоциональный отклик детей на музыкальные композиции, записанные на «домашнем» диске.

Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели создана разнообразная музыкальная развивающая предметно- пространственная среда в каждой группе детского сада.

Основное содержание музыкальных уголков.

В первую очередь- это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подобраны с учётом возрастных особенностей детей и  последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом о время непосредственной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию. Музыкальные  игрушки, чаще всего дети применяют в сюжетных и дидактических играх. Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду и способу звукоизвлечения. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причём некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха дети используют колокольчики, различно звучащие по высоте, и узнают, какой колокольчик «поёт» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно , может стать музыкальной лесенкой.

Для развития ритмического слуха дети пользуются  всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определённой высоты. Например, дети играют в «Музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения НОД дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Вывод

При организации развивающей предметно-пространственной среды мы опираемся на принцип системности, на положения о ведущей деятельности, зоны актуального и потенциального развития, учитываем возрастные и индивидуальные особенности. Предметно- пространственная среда предполагает вариативность, обеспечивается на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровнях с учетом специфики национальной культуры (Е. А. Стребелева, 2002). В соответствии с общими и специфическими закономерностей развития проблемных детей предметно-пространственная среда имеет как общее, так и специфическое, в зависимости от вида нарушения. Учитываются присущие практически всем проблемным детям двигательные нарушения (координации, динамики, статики, переключаемости с одного движения на другое), изготавливаются атрибуты ярких расцветок, разнообразные на ощупь, по-разному звучащие, удобные в использовании (для удержания в руках, ленты на колечках или на мягких резиночках). Познавательной активности способствуют разнообразные сюрпризные моменты, «волшебные мешочки», «сундучки» «Волшебные покрывала» «Моря» и т.д

Я считаю, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в «Художественно-эстетическом развитии» в направлении «Музыкальное развитие» в нашем учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Развивающая предметно-пространственная среда способствует положительной динамике музыкального развития воспитанников, способствует охране и укреплению их здоровья, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, развитию социально-коммуникативных навыков, формированию адекватных возможностей воспитанников, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...

Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Создание коррекционно-развивающей среды для детей дошкольного возраста.

            В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется много времени и внимания, т.к. это позволяет научить детей адекватно воспринимать...

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...