Неудобная активность у ребенка с РАС.
статья по коррекционной педагогике

Клинова Вероника Владимировна

 

К вопросу о том " этично или не этично" давать рекомендации ( делиться опытом) по интернету, консультировать. Ответ одназначен - этично и можно. Также можно осуществлять психологическое консультирование по интернету. Такой ответ обусловлен наличием активно развивающего нового направления интернет-консультирования ( как в режиме он-лайн, так и по скайпу и в письменном формате), интернет -коучинга, интернет-обсуждений, обмена опытом в интернете. Те, кто занимается этим профессионально , придерживаются в своей деятельности жестких стандартов. Стандарты эти появились не вчера. На моей памяти в 90-х на профессиональных конференциях в рамках решения вопроса " можно ли осуществлять психологические услуги ( консультации, терапию) по телефону" - тогда камнем преткновения был телефон. Результатом положительного разрешения данного вопроса -стали ( в том числе) " телефоны-доверия". Есть такой феномен: из тех, кто сам нарушает нормы и стандарты и зачастую даже не знает о них, получаются самые яростные борцы, которые борются за соблюдение другими норм и стандартов. 

К вопросу о том, как можно обсуждать ситуацию/проблему не видя, не зная ребенка. Есть такой прием, который позволяет обойти все " узкие" места в данном случае. Чтобы обойти вопросы/претензии, связанные ( можно ли давать советы не зная/не видя ребенка) нужно использовать задачное моделирование. То есть мы будем разбирать не конкретный случай с конкретным мальчиком, а сделаем допущение, что есть некоторая абстрактная задача, которую нужно решить в рамках учебной ситуации ( как будто обучаем студентов психологов). Между тем учебный разбор может быть вполне полезен каждому участнику, когда он столкнется в своей практике с подобным случаем. 
Во общем-то , мы это и делаем. 

Для меня описанная ситуацией не является сложной, как для тех участников, которые считают ее таковой. Неудобное закрепленное ( повторяющееся длительное время ) поведение - это обыденность в работе с детьми с рас. Я поделюсь ( максимально подробно) техниками и приемами, которые будут эффективными в подобных ситуациях. 

Сформулирую для себя задачу ( вычленив один аспект, остальные можно разобрать по аналогии) : имеется некоторая активность, выраженная в нерелевантном поведенческом акте ( неудобное или нежелательное поведение), а именно ребенок пишет в школе бранные слова. Поведение закреплено ( об этом можно судить по следующим признакам : 1. избирательность места - ребенок делает это в определенном месте -в школе, 2. временнОй параметр -ребенок делает это на протяжении значительного промежутка времени, 3. устойчивость -ребенок делает это не смотря на запреты, объяснения.
Есть несколько универсальных приемов в работе с неудобной/нежелательной активностью:
1.активность можно устранить ( если удастся путем наблюдения и/или эксперимента точно выявить условия, которые провоцируют такое поведение и эти условия устранить. Также выявляем внешние условия, подкрепляющие данную активность и устраняем их. Или найти /создать такие значимые стимулы, ради которых ребенок пойдет на отказ от данной нежелательной активности / поведения) . Это задача хорошо решается в техниках аба. 
2. активность или поведение можно поменять на другую активность , схожую по цели, по назначению ( удовлетворяет ту же потребность, но другим способом) но более приемлемую в социальном плане ( там был комментарий выше, в котором предлагалось вместо писанья на стену поливать стену из водяного пистолета). Это возможно при условии, что мы точно сможем определить, какую цель/потребность обслуживает данное поведение и найдем подходящий аналог, который будет также способен реализовывать данную потребность. Тоже можно решать в техниках аба. Если же активность обслуживает значимые механизмы саморегуляции , то без глубинных техник не обойтись. Это работа с мотивацией-регуляцией. Специалист " упрется" в работу по формированию мотивационных механизмов и тогда ему не хватит поведенческой подготовки. Как только всплывает термин " мотивация" , мы автоматически попадаем в законы глубинной психологии. Поведенческой психологии этот термин не принадлежит. Нужна соответствующая подготовка. Уже за пределами аба. Очевидно, что аба -это не "последняя истина" и не " высший пилотаж" в работе , но " прожиточный минимум" . Четкий , структурированный набор поведенчесих приемов и техник, который должен быть в арсенале каждого профессионала. Это самое " начало пути" к профессионализму. Самое простое. Глубинная подготовка подразумевает дидактический анализ и по времени дольше. Она не так проста, как модульное обучение АВА. Сегодня на первый план в работе выходит задачный принцип: формулируем задачу и под нее набираем все, чем владеем и что может привести к результату. Это освобождает нас от необходимости действовать в рамках какого-либо подхода. Их потому в психологии и много, потому что они все для чего-то нужны)))). Речь идет о структурном подходе. 
3. активность можно пошагово трансформировать в другую форму активности. Это работа в рамках универсальной техники " безусловного принятия" ( глубинная техника) в сочетании с техникой парадоксальной интенции ( описал Виктор Франкл, тоже глубинная техника) и в сочетании с поведенческими техниками ( менять будем пошагово -как на шпагат растягивать). Это мне всегда помогает в подобных случаях. Про нее я и написала в комментарии. Была уверена, что все понятно, да вот понадобилось обоснование. Психодинамический подход объясняет нам, что любая активность обеспечивается энергией. И с этой точки зрения любая активность ребенка с рас пригодный материал для работы. Ведь мы имеем дело с человеческой энергией. Итак, мы безусловно принимаем любую активность ребенка, в нашем случае это список бранных слов туалетной тематики. Вместо того, чтобы запретить, отругать ( уже все это проделали, но не помогло), мы говорим ребенку: " Ок, будем составлять список бранных слов". Тут уже писали выше, что одним из вариантов подкрепляющих факторов являются определенные реакции взрослого окружения на нежелательное поведение. Выдавая ребенку парадоксальную ( неожиданную для него реакцию) , мы минимизируем эти подкрепляющие стимулы. Однако этого будет недостаточно ( чаще всего). И мы не остановимся на этом и не будем каждый день говорить ребенку: " Давай пиши бранные списки, сколько хочешь" и при этом гладить его по головке. Нет, конечно. Мы будем пошагово изменять характер активности. Лучше всего делать в игровой форме. Игра позволит обойти нам аутичные защиты. Мы говорим: " давай играть в игру, кто больше напишет бранных слов" ( ну это пример, а варианты могут быть различны и их подбор обусловлен сферой интересов ребенка). Допустим ребенку понравилась эта идея и он стал писать список. Потом вы можете предложить ребенку пронумеровать список. Потом подобрать к полученным словам смешные рифмы. Например, какашка -ромашка. Потом взять наклейки смайлики и наклеить везде, где встречается буква "0", потом выделить все гласные красным цветом, потом подобрать , вырезать и наклеить напротив каждого слова картинку, потом поиграть с картинками и словами в ассоциации. Ну , например, напротив слова " какашка" ребенок наклеил собаку. Можно придумать связующую ассоциацию: нужно убирать какашки за своей собакой. Потом вы предложили ребенку написать придумать к каждому бранному слову прилагательное. Например" задумчивая какашка". Потом -глагол. Потом прочитали , что получилось, потом посмеялись, потом предложили после каждых трех бранных слов вписать марку автомобиля ( если точно знаете, что ребенку нравятся марки автомобилей). Потом предложили раз резать список на полоски, потом можно сжечь эти полоски и смыть в унитазе со словами : " мы смыли слово " какашка " и это подходящая судьба для такого слова. А потом от первоначального списка бранных слов ничего не останется. Ребенок думал, что он составлял список бранных слов, а на самом деле он вырезал, клеил, подчеркивал, придумывал, играл, смеялся, писал цифры , изучал части речи и правила содержания собак в городе Москве . То есть у вас в руках не список ругательств, но дидактика под любую задачу. И так далее. конечно, это не за один раз вы делаете, а пару-тройку месяцев. Но результат получаете устойчивый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neudobnaya_aktivnost_u_rebenka_s_ras.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Неудобная активность у ребенка с РАС.

К вопросу о том " этично или не этично" давать рекомендации ( делиться опытом) по интернету, консультировать. Ответ одназначен - этично и можно. Также можно осуществлять психологическое консультирование по интернету. Такой ответ обусловлен наличием активно развивающего нового направления интернет-консультирования ( как в режиме он-лайн, так и по скайпу и в письменном формате), интернет -коучинга, интернет-обсуждений, обмена опытом в интернете. Те, кто занимается этим профессионально , придерживаются в своей деятельности жестких стандартов. Стандарты эти появились не вчера. На моей памяти в 90-х на профессиональных конференциях в рамках решения вопроса " можно ли осуществлять психологические услуги ( консультации, терапию) по телефону" - тогда камнем преткновения был телефон. Результатом положительного разрешения данного вопроса -стали ( в том числе) " телефоны-доверия". Есть такой феномен: из тех, кто сам нарушает нормы и стандарты и зачастую даже не знает о них, получаются самые яростные борцы, которые борются за соблюдение другими норм и стандартов. 

К вопросу о том, как можно обсуждать ситуацию/проблему не видя, не зная ребенка. Есть такой прием, который позволяет обойти все " узкие" места в данном случае. Чтобы обойти вопросы/претензии, связанные ( можно ли давать советы не зная/не видя ребенка) нужно использовать задачное моделирование. То есть мы будем разбирать не конкретный случай с конкретным мальчиком, а сделаем допущение, что есть некоторая абстрактная задача, которую нужно решить в рамках учебной ситуации ( как будто обучаем студентов психологов). Между тем учебный разбор может быть вполне полезен каждому участнику, когда он столкнется в своей практике с подобным случаем. 
Во общем-то , мы это и делаем. 

Для меня описанная ситуацией не является сложной, как для тех участников, которые считают ее таковой. Неудобное закрепленное ( повторяющееся длительное время ) поведение - это обыденность в работе с детьми с рас. Я поделюсь ( максимально подробно) техниками и приемами, которые будут эффективными в подобных ситуациях. 

Сформулирую для себя задачу ( вычленив один аспект, остальные можно разобрать по аналогии) : имеется некоторая активность, выраженная в нерелевантном поведенческом акте ( неудобное или нежелательное поведение), а именно ребенок пишет в школе бранные слова. Поведение закреплено ( об этом можно судить по следующим признакам : 1. избирательность места - ребенок делает это в определенном месте -в школе, 2. временнОй параметр -ребенок делает это на протяжении значительного промежутка времени, 3. устойчивость -ребенок делает это не смотря на запреты, объяснения.
Есть несколько универсальных приемов в работе с неудобной/нежелательной активностью:
1.активность можно устранить ( если удастся путем наблюдения и/или эксперимента точно выявить условия, которые провоцируют такое поведение и эти условия устранить. Также выявляем внешние условия, подкрепляющие данную активность и устраняем их. Или найти /создать такие значимые стимулы, ради которых ребенок пойдет на отказ от данной нежелательной активности / поведения) . Это задача хорошо решается в техниках аба. 
2. активность или поведение можно поменять на другую активность , схожую по цели, по назначению ( удовлетворяет ту же потребность, но другим способом) но более приемлемую в социальном плане ( там был комментарий выше, в котором предлагалось вместо писанья на стену поливать стену из водяного пистолета). Это возможно при условии, что мы точно сможем определить, какую цель/потребность обслуживает данное поведение и найдем подходящий аналог, который будет также способен реализовывать данную потребность. Тоже можно решать в техниках аба. Если же активность обслуживает значимые механизмы саморегуляции , то без глубинных техник не обойтись. Это работа с мотивацией-регуляцией. Специалист " упрется" в работу по формированию мотивационных механизмов и тогда ему не хватит поведенческой подготовки. Как только всплывает термин " мотивация" , мы автоматически попадаем в законы глубинной психологии. Поведенческой психологии этот термин не принадлежит. Нужна соответствующая подготовка. Уже за пределами аба. Очевидно, что аба -это не "последняя истина" и не " высший пилотаж" в работе , но " прожиточный минимум" . Четкий , структурированный набор поведенчесих приемов и техник, который должен быть в арсенале каждого профессионала. Это самое " начало пути" к профессионализму. Самое простое. Глубинная подготовка подразумевает дидактический анализ и по времени дольше. Она не так проста, как модульное обучение АВА. Сегодня на первый план в работе выходит задачный принцип: формулируем задачу и под нее набираем все, чем владеем и что может привести к результату. Это освобождает нас от необходимости действовать в рамках какого-либо подхода. Их потому в психологии и много, потому что они все для чего-то нужны)))). Речь идет о структурном подходе. 
3. активность можно пошагово трансформировать в другую форму активности. Это работа в рамках универсальной техники " безусловного принятия" ( глубинная техника) в сочетании с техникой парадоксальной интенции ( описал Виктор Франкл, тоже глубинная техника) и в сочетании с поведенческими техниками ( менять будем пошагово -как на шпагат растягивать). Это мне всегда помогает в подобных случаях. Про нее я и написала в комментарии. Была уверена, что все понятно, да вот понадобилось обоснование. Психодинамический подход объясняет нам, что любая активность обеспечивается энергией. И с этой точки зрения любая активность ребенка с рас пригодный материал для работы. Ведь мы имеем дело с человеческой энергией. Итак, мы безусловно принимаем любую активность ребенка, в нашем случае это список бранных слов туалетной тематики. Вместо того, чтобы запретить, отругать ( уже все это проделали, но не помогло), мы говорим ребенку: " Ок, будем составлять список бранных слов". Тут уже писали выше, что одним из вариантов подкрепляющих факторов являются определенные реакции взрослого окружения на нежелательное поведение. Выдавая ребенку парадоксальную ( неожиданную для него реакцию) , мы минимизируем эти подкрепляющие стимулы. Однако этого будет недостаточно ( чаще всего). И мы не остановимся на этом и не будем каждый день говорить ребенку: " Давай пиши бранные списки, сколько хочешь" и при этом гладить его по головке. Нет, конечно. Мы будем пошагово изменять характер активности. Лучше всего делать в игровой форме. Игра позволит обойти нам
аутичные защиты. Мы говорим: " давай играть в игру, кто больше напишет бранных слов" ( ну это пример, а варианты могут быть различны и их подбор обусловлен сферой интересов ребенка). Допустим ребенку понравилась эта идея и он стал писать список. Потом вы можете предложить ребенку пронумеровать список. Потом подобрать к полученным словам смешные рифмы. Например, какашка -ромашка. Потом взять наклейки смайлики и наклеить везде, где встречается буква "0", потом выделить все гласные красным цветом, потом подобрать , вырезать и наклеить напротив каждого слова картинку, потом поиграть с картинками и словами в ассоциации. Ну , например, напротив слова " какашка" ребенок наклеил собаку. Можно придумать связующую ассоциацию: нужно убирать какашки за своей собакой. Потом вы предложили ребенку написать придумать к каждому бранному слову прилагательное. Например" задумчивая какашка". Потом -глагол. Потом прочитали , что получилось, потом посмеялись, потом предложили после каждых трех бранных слов вписать марку автомобиля ( если точно знаете, что ребенку нравятся марки автомобилей). Потом предложили раз резать список на полоски, потом можно сжечь эти полоски и смыть в унитазе со словами : " мы смыли слово " какашка " и это подходящая судьба для такого слова. А потом от первоначального списка бранных слов ничего не останется. Ребенок думал, что он составлял список бранных слов, а на самом деле он вырезал, клеил, подчеркивал, придумывал, играл, смеялся, писал цифры , изучал части речи и правила содержания собак в городе Москве . То есть у вас в руках не список ругательств, но дидактика под любую задачу. И так далее. конечно, это не за один раз вы делаете, а пару-тройку месяцев. Но результат получаете устойчивый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка.

Как воспитать творческую, креативную личность ,умеющую самостоятельно и  не шаблонно  мыслить? Что такое составляющие творческого процесса? Творческое восприятие музыки  формируется не...

Формирование жизненно активной позиции ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи

В процессе воспитания детей с отклонениями в развитии важную роль играет правильное отношение родителей к ребенку....

Консультация для родителей" Активный отдых ребенка в семье"

Данная консультация для родителей поможет с пользой для здоровья провести время с ребенком на прогулке. В данной консультации представленны игры на прогулке в зимнее время года....

Признаки познавательной активности у ребенка

Как распознать заинтересованность ребенка к познавательной активности...

Консультация для родителей "Как формировать активный словарь ребенка?"

Консультация для родителей "Как формировать активный словарь ребенка?"...