«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Лещева Анна Васильевна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

•Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
•В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
•Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
•С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
•Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
•Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» учитель-логопед Лещева А.В.

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Слайд 3

Задачи речевого развития по ФГОС ДО Владение речью как средством общения Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Формирование звуковой аналитико –синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Слайд 4

Основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС) Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи во время образовательной деятельности Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театрализованная деятельность Образовательная деятельность по другим разделам программы.

Слайд 5

Основные направления по развитию речи детей Основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО) 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование . 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 6

Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 7

Современные образовательные технологии

Слайд 8

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Слайд 9

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Слайд 10

Структура мнемотехники мнемотехника мнемо -квадраты мнемо -дорожки мнемотаблицы

Слайд 11

Мнемотаблица– Мнемотаблица –это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на : • развитие основных психических процессов-памяти, внимания, образного мышления; •перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы ; •развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Слайд 12

Мнемотаблица «Новый Год» Встали девочки в кружок, встали и примолкли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. Наверху - звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!

Слайд 13

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая , ёлочка - зелёная .

Слайд 14

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 15

Методика коллаж Т.В. Большева www.themegallery.com Главная задача коллажа -соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания . Виды коллажей: Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, не связанные между собой картинки; Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

Слайд 16

Синквейн Синквейн – относительно новая технология в развитии речи дошкольников «Кто ясно мыслит - тот ясно излагает» ( а нтичная поговорка) Синквейн –нерифмованное стихотворение из 5 строк , составленное по определенным правилам: 1 строка –тема - называется одним словом, обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка -это описание темы -в двух словах , чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка –это действия - в трёх словах, глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта . 4 строка –это предложение из четырёх слов, выражающее личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту 5 строка -это одно слово, -резюме , характеризующее суть предмета или объекта, которое выражает настроение.

Слайд 17

В чём же его эффективность и значимость? - Его простота. Синквейн могут составить все. - В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. - Синквейн является игровым приемом. - Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. - Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. - Синквейн помогает пополнить словарный запас. - Синквейн учит краткому пересказу. - Синквейн помогает развить речь и мышление.

Слайд 18

Пример синквейна 1. Ежик 2. Серый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес .

Слайд 19

Примеры синквейна На тему любви: Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. На тему жизни: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.

Слайд 20

Синквейн -загадка ( воспитатель читает) ? Быстрая, мощная Едет, обгоняет, тормозит Я люблю кататься по городу Транспорт

Слайд 21

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок Пёс без шапки Красные усы Красивый цыплёнок Серебряная курочка Чёрная туфелька

Слайд 22

Правила для смелых и упорных педагогов www.themegallery.com Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения организованной образовательной деятельности просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

««Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

“Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников”

Статья, направленная на раскрытие методов и приемов, исполузуемых в работе с дошкольниками (в частности при работе с детьми 2-й младшей группы)...

Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников (круглый стол)

Развитие связной речи детей 4-5 лет по средствам современных форм и методов работы в ДОУ....

Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...

Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому развитию

- Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;-Корректирование и предупреждение речевых нарушений во всех видах деятельности.-Создание  пространственно-речевой среды  (организация к...

«Использование современных форм и методов работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников» педсовет

Педсовет  «Использование современных форм и методов работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников» Цель:•      Совершенствование уровня педагогическог...

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей....