Коррекционная работа по устранению заикания у дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Александра Вадимовна Ефремова

 В представленной статье собраны материалы различных методик и представлен собственный опыт коррекционной работы со старшими дошкольтниками с заиканием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 158»  с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

 «Методы и приёмы

коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками»

Подготовила:

учитель-логопед

Ефремова А.В.

Для начала напомним основные особенности заикания:

Заикание -  это  нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст. У мальчиков заикание встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. 

В сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к этому нарушению.

Причины

Причины заикания условно разделяют две группы:

1. Производящие причины (случайные, являются толчком) и предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

 Среди производящих причин отмечают анатомо-физиологические (биологические). Это заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы, а так же дислалия и дизартрия.

 Социальные или психические. Это испуг, острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного), раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту). Одной из причин так же может быть двуязычие в семье

2. Среди предрасполагающих причин выделяют невропатические особенности личности заикающегося (повышенная раздражительность, страхи), подверженность вегетативной функции, поражение головного мозга в разные периоды жизни, леворукость

Симптомы

Заикание  - сложное нарушение, имеющее ряд проявлений.

В структуре заикания выделяют несколько симптомов, которые разделяют на физические и психологические

К физичиским относятся:

  • Речевые судороги:
  • которые по типу делятся на тонические - и клонические

При тонических судорогах возникает длительный спазм, который не дает говорить. В речи паузы, например: "м....ячик", "авт....обус"

При клонических судорогах происходит сокращение мышц, словно при дрожи от холода. В речи звуки, слоги повторяются, например: "м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик", "па-па-па-па-па-паровоз"

  • А локализоваться они могут в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате
  •  По силе судороги делят на 3 степени заикания:

1) Легкая степень -- дети свободно вступают в общение любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.

2) Средняя степень -- дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата -- дыхательном, голосовом, артикулярном -- во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.

3) Тяжелая степень -- заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи.

 При заикании у ребенка можно заметить

  • Грубое нарушение речевого дыхания
  • Сопутствующме движения, такие как притопывания, зажмуривание глаз.
  • Речевые уловки – дети добавляют: НУ, ВОТ, КАК БЫ в начале фразы.
  • Можно заметить покраснение или побледнение кожи, повышенной потливости.

Часто у таких детей можно отметить:

  • Боязнь речи
  • Фиксацию на своем дефекте

Различают три степени фиксации на своем дефекте:

(нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним. При этой степени не испытывают ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечают этой неполноценности. Эти заикающиеся охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

(умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним. При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок. Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

(выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния. При этой степени заикающиеся постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность эти заикающиеся ставят в зависимость от речевых неудач. Для них является характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью. С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению

Формы заикания

Заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное.

При невротическом заикании.

Появление заикания невротической формы, как правило, предшествует психогения (испуг или хроническая психическая травматизация). Заболевание возникает остро в 2-6 лет.

У детей с этой формой в анамнезе нет сведений указывающих на патологию внутриутробного развития и родов. Психофизическое развитие и моторные навыки, как правило, в норме. Часто наблюдается раннее развитие речи (бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И).

Заикание чаще возникает остро после перенесённой психической травмы на фоне хорошей фразовой речи. Сразу после травмы иногда наблюдается мутизм (ребёнок перестаёт говорить на какое-то время, на лице ”застывает” выражение страха). С появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, плохо спят.

Невротическая форма заикания характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, утомлении заикание усиливается. Эта форма заболевания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении степень заикания не бывает тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается, а речевое нарушение становится всё более тяжёлым.

В случае  с неврозоподобной формой.

Заикание появляется, как правило, у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе часто отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и др. Физическое развитие часто с задержкой или по нижней границе нормы. Их отличает моторная неловкость, плохая координация движений, поведение характеризуется возбудимостью, расторможенностью. Самые яркие отличия от нормы в речевом развитии. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).

Для данной формы характерна монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта, обычно мало зависящего от внешних ситуационных факторов. Обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. При клиническом обследовании отмечается, как правило, нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера, причём помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр).

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое (Селивёрстов В.И.).

Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

Формы воздействия

Перейдем к методике работы с заикающимися.

Поскольку структура нарушения довольно сложная выделяют ряд методов, предполагающих комплексное воздействие на заикающегося.

Методы воздействия можно разделить на медикаментозные  и педагогические

Медикаментозное лечение назначается врачом неврологом

Особенность педагогической работы с заикающимися отличается от традиционной: здесь я рассмотрю основные методы педагогического воздействия: Релаксация, создание режима ограничения речи синхронизация и ритмизация речи и движений, развитие речевого дыхания отработку плавности речи во всех ее формах. Подробнее мы их рассмотрим ниже.

Годовое планирование работы

Учебный год мы разделяем на четыре периода

В I периоде я организую щадящий речевой режим, работаем над выработкой спокойного темпа, ограничиваем общение, где допускается использование однословных фраз (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...). Здесь мы также обучаем  детей  релаксации.Длительность - 1-1,5 месяца.

На II        этапе:

1.        Рекомендуем родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, постепенно активизируем речь детей на занятиях и дома, побуждая  их  к  общению  полными  предложениями  в  игровых ситуациях   и   вне   игры.  – 1,5  месяца

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей. Пользоваться полными распространенными предложениями. – 2 месяца

И на последнем (заключительном) этапе дети учатся самостоятельно пользоваться всеми формами речи, когда речевой образец уже не дается.

Структура занятия с заикающимися дошкольниками

 Что входит:

Релаксация.

Дыхательная гимнастика

Речевая зарядка, работа над интонацией.

Ритмическая разминка.

Упражнение на синхронизацию.

Упражнение на развитие внимания к речи.

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания:

Создание охранительного речевого режима

В своей работе я использую такой прием как создание режима относительного молчания. Почему относительного – потому что мы не можем требовать от ребенка полного молчания. эта задача реализуется в режимных моментах и проходит в виде игр-молчанок. это  помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Во время игр-молчанок организовываются такую деятельность, чтобы дети меньше говорили (рисование, аппликация и т. п. основной задачей является соблюдать тишину. Ребенку дается игровое задание – он аквалангист, под водой разговаривать не возможно, можно общаться только жестами, мимикой.).

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается, но щадящий речевой режим продолжается.

Релаксация. Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Еще одним приемом является релаксация. Обучение навыкам релаксации необходимо чтобы снять мышечное напряжение и эмоциональное перевозбуждение, свойственное для детей с заиканием.

Процесс обучения релаксации делится на три этапа.

I        этап — мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

II        этап — мышечная релаксация по представлению.

III        этап — внушение мышечного и эмоционального расслабления.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, где  ребенок может почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.

После выполнения упражнений я обращаю внимание на то, насколько было легко и приятно расслабиться и успокоиться.

Когда дети научатся расслаблять отдельные группы мышц, проводится внушение состояния покоя, закрепляющее ощущение расслабленности.

Данное упражнение проводится непосредственно перед занятием. В спальне или в логопедическом кабинете на ковриках. Содержание может быть связанно с тематикой занятия. Продолжительность занятий по релаксации на начальном этапе составляет 3-5 мину и доходит до пятнадцати.

Формирование речевого дыхания  

В симптоматике заикания значительное место занимает  нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Последовательность работы здесь классическая:

• общие дыхательные упражнения;

 • постановка диафрагмального дыхания;

 • дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;

 • формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, глубоким, а выдох длительным и плавным. Я напоминаю детям, что говорить нужно только на выдохе (поскольку у детей часто бывает речь «взахлеб»).

Ритмическая гимнастика

Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен (Считалки)
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а ребенок должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Пример:

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Работа над интонацией.

В период «щадящего речевого режима» заикающиеся дошкольники обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику.

На этапе работы со звуком дети обучаются передавать основные виды интонации (интонации завершённости, незавершённости, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определённым образом помогают осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале гласных звуков. Обучение вначале происходит по образцу, предложенному логопедом.

Одним из видов обучения интонационной выразительности является работа на уровне слога. Слог – минимальная языковая единица. Вершиной слога является гласный звук. Все упражнения, исполненные на первом этапе, должны быть проведены и в работе над слогом. Для передачи интонационной выразительности с детьми хорошо использовать междометия: радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и т.п.

При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова. Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.

Затем проводится работа над интонационным членением текста.

Для детей дошкольного возраста следует проводить работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

 Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки

Речь идет о привлечении к акту речи "второго артикуляторного аппарата человека" пальцев ведущей руки.

Поскольку исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании являются речевые судороги, сумев предотвратить их, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения.

Рука не отвлекает от акта речи, не сопровождает её механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведёт речь за собой.

Пальцы ведущей руки выполняют роль такого "буксира". Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука больного должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого ребенок располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней, идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

1. На первом этапе (5 дней ) главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи. . Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке

2. На втором этапе (2 - 3 дня ) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления. На этой стадии логопедических тренировок необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе.

Упражнение 1.

Исходное положение максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Упражнение 2.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшении силы нажатия голосовое звучание ослабляется.

3. Третий этап (5 – 6 дней ) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Упражнение 1.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2345). Каждый слог "пропевается" акцентированно, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов.

Упражнение 2.

Задачей является выработка навыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговаривания слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются слова двух, трех, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра.

4. Четвертый, завершающий этап (10 дней) связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок.

Четвертый этап работа над текстом.

Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. На этом этапе продолжается работа над интонацией. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Развитие плавности речи во всех ее формах 

  • Элементарная  речь
  • Гласные
  • слоги  
  • слова
  • словосочетания
  • фразы
  • Диалогическая речь
  • вопросно-ответной формы
  • вопросы по картине
  • вопросы по текстам
  • составление вопросов к картине и к тексту. 
  • Монологическая речь
  • по предметной картине с использованием схемы;
  • • по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
  • • по сюжетной картине;
  • • по описанию пейзажной картины

Развитие планирующей функции речи.

Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.

Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.

Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т.п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Планирование занятий

1 этап

        Подготовка руки, развитие мелкой моторики

        Работа над слогом

        Релаксация в контрасте с напряжением

        Работа над интонацией на уровне звукомодуляций

2 этап

        Обучение навыкам синхронизации с опорой на большой палец.

        Развитие навыка деления на слоги

        Интонация на уровне слога и одного слова.

        Развивать фонацилонное и диафрагмальное дыхание

3 этап

        Подключение остальных пальцев ведущей руки

        Синхронизация на уровне слова и фразы

         Интонация на уровне фразы

        Развивать длительный речевой выдох.

4 этап

        .Закрепление навыков синхронизации во фразе и тексте.

        Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Технические средства коррекции заикания.

Аппарат Монолог.

Он включает в себя такие функции.

1. Звукозаглушение собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен демосфена. В качестве заглушающего фона используется «белый шум», акустически напоминающий шум прибоя. Положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.

2. Звукоусиление.

3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.

4. «эхо» или эффект отставной речи —суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «эхо» — дает задержку речевого сигнала, что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — способствует формированию навыка речевого самоконтроля.
Используя четыре основных режима, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.

В данный момент существуют аналоги, которые можно установить на смартфон в виде приложения.

DAF Professional by Speech Tools for iOS/Android

DAF – воспроизведение звука собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд. Так называемая отсроченная слуховая обратная связь. Это приложение подходит для занятий по коррекции плавности речи людям с заиканием или с ускоренным темпом речи.

Приложение DAF способствует замедлению темпа речи и снижению количества запинок. Сами разработчики утверждают, что программа эффективно работает в 30% случаев её использования людьми с заиканием.

Как правильно настроить приложение на устройствах Android

1. Наденьте наушники, откройте приложение. Нажмите кнопку Start и начните читать текст. Слушайте звук собственного голоса в наушниках. В начале работы лучше одно ухо оставлять открытым.

2. Отрегулируйте обратную связь с помощью слайдера “Delay”. Наиболее оптимальная задержка на начальных этапах работы — 300 мс. По-другому это приложение редко помогает ощутимо замедлить речь и может спровоцировать запинки даже у людей без заикания.

3. С помощью слайдера “Pitch” настройте оптимальную высоту голоса. В большинстве случаев, значение -5 способствует формированию правильного тембра голоса. Старайтесь подстроиться под это звучание.

4. Громкость — можно смело установить на максимальное значение, если вы занимаетесь днём. Ночью или в вечернее время, громкость лучше отрегулировать так, чтобы звучание собственного голоса не вызывало сильного дискомфорта.

Все настройки автоматически сохраняются, даже  в том случае, если вы закрываете приложение или перезагружаете устройство.

Вы можете записать 20 секунд своей речи с помощью этого приложения. Чтобы начать запись, нажмите на кнопку Start, а затем на значок микрофона. Прочтите несколько предложений и остановите запись — значок с красным квадратом. Чтобы прослушать свою речь, нужно нажать на зелёный треугольник. Внимание: кнопка “Stop” – удаляет запись.

Обязательно делайте аудиозаписи. Это поможет вам слышать свои ошибки и более точно корректировать настройки и свою речь.

Заниматься с этим приложением советуют 2 раза в неделю по 10-15 минут.

Данное приложение платное.

Второе приложение разработано для устройств на операционной системе Android и является бесплатным.

Лечение заикания через DAF (Delayed Auditory Feedback) или Задержка акустической обратной связи

Принцип работы так же основан на эффекте эхо. Во время занятий, нужно использовать наушники, так же в этом приложении можно использовать фронтальную камеру в качестве зеркала.

Работа с техническими устройствами как правило ведется индивидуально.

Био-обратная связь.

Программа поможет в формировании диафрагмального дыхания.

Профилактика заикания

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием(т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям

Работа с родителями

Рекомендации

  • Соблюдайте режим дня
  • Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности.
  • Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.
  • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
  • Когда ребенок вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте
  • Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает и укрепляют нервную систему.

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

На начальных этапах работы я знакомлю родителей с приемами релаксации. Рекомендую проводить дома игры-молчанки. Так же очень важно, чтобы родители соблюдали режим дня, поддерживали режим ограничения речи, избегали шумных мероприятий и праздников. По мере того, как дети овладевают приемами синхронизации знакомлю с ним родителей. Важно, чтобы родители воспитанников поняли необходимость и важность коррекционных приемов и умели выполнять их в домашних условиях.

Список источников

  • Все о заикании   http://zaikanie.ru/ 
  • Логопедические игры http://mersibo.ru/ 
  • Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, 1993.
  • Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Белякова Л.И.
  • Чистякова М. И. Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  • Селиверстов В.И. «Заикание у детей.»
  • И.А. Поварова «Коррекция заикания в играх и тренингах»
  • С.В. Леонова «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»\
  • П.И. Шагулиев «Речевые игры и тренинги в коррекции заикания»
  • Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
  • Е.Е. Шевцова «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания»
  • Е.Е. Шевцова «Преодоление рецедивов заикания»
  • Т.Г. Визель «Коррекция заикания у детей»
  • Ю.Б. Некрасова «Лечение творчеством»
  • Е.Н. Соловьева «Путь к преодолению заикания» Система занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Игра на развитие дыхания, как элемент работы по устранению заикания.

Игровой дыхательный тренинг «Путешествие в весенний лес»Выполнила учитель – логопед  МБДОУ № 207...

Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР

Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР...

Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....

Коррекционные игры для устранения заикания у дошкольников 4 – 7 лет

В данной работе представлены игры для коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Рекомендуемые игры подобраны с учётом дидактических принципов, характера игровой деятельности, возрастных и индив...

Коррекционные игры для устранения заикания у дошкольников

Коррекционные игры для устранения заикания у дошкольников4 – 7 летВ данной работе представлены игры для коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Рекомендуемые игры подобраны с учётом дид...