Мастер-класс Ростовые куклы
методическая разработка по коррекционной педагогике

Зонова Екатерина Георгиевна

Развитие навыков коммуникации, речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rostovye_kukly.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса

«Ростовые куклы как средство

коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в процессе реализации коммуникативных практик в ДОО»

Тема: ростовые куклы как средство коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в процессе реализации коммуникативных практик в ДОО.

Целевая аудитория: педагоги дошкольных и общеобразовательных  учреждений.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в области реализации детьми коммуникативных практик.

Задачи:

  • сформировать у педагогов представление о коммуникативных практиках;
  • информировать о возможностях использования ростовых кукол в педагогической деятельности;
  • сформировать навык изготовления ростовых кукол.

Оборудование:

бумага большого формата, кисти, краски, ножницы, аксессуары для кукол.

Планируемый результат:

  • Информирование педагогического сообщества о системе работы по изготовлению и использованию ростовых кукол в процессе реализации коммуникативных практик.
  • Сформировать представления педагогов о возможностях работы в данном направлении педагогической деятельности.

Продолжительность: 30-40 минут. Мастер-класс для педагогов включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Культурные практики рассматриваются нами в соответствии с подходом Н.А. Коротковой - это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми».

Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Среди культурных практик выделяют коммуникативные практики.

Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).

В процессе реализации  профессиональной деятельности в нашей ДОО мы столкнулись с недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков некоторых детей дошкольного возраста. Некоторые дети испытывают страх пред публикой, сложности в принятии и реализации общепринятых норм способов поведения, коммуникации.  

Эта проблема имеет несколько различных аспектов и возникает по целому ряду причин. Каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально и подбирать приемлемые способы и методы коррекционно-развивающего воздействия. Мы хотели предложить Вам один из способов решения проблем развития коммуникации у дошкольников – это куклотерапия, а именно, использование ростовых кукол. Возможны три варианта использования ростовых кукол.

- Проигрывание уже известной сказки (решение проблем самопрезентации, застенчивости и, поведенческие нарушения, формирование положительного Я-образа и т.д.); давайте на минуту представим, что  ребенок испытывает трудности в процессе презентации себя перед публикой. Можно предположить, что скрываясь за ростовой куклой, снижается уровень тревожности, и отрабатываются навыки коммуникации одновременно, ведь на сцене не он, а кукла. Ребенок в безопасности.

-  Изменение или переписывание сказки (коррекция эмоционально-волевой сферы, проблемы нравственного характера и т.д.).

-  Сочинение своего сюжета (личностная сфера, сплочение коллектива при групповой работе, умение договориться, учет позиции партнера и т.д.)

Исходя из специфики проблемы и степени нарушения, определяется форма и способы работы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые педагоги, предлагаю вам воспользоваться возможностью сформировать навык изготовления ростовой куклы. Разделившись на подгруппы, вы можете использовать предложенное вам оборудование и материалы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В процессе выполнения практической части встречи, возникающие у педагогов вопросы,  могут решаться самостоятельно или в ходе дискуссии.

На этапе завершения практической части я предлагается поделиться результатами деятельности подгрупп.        

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ – РЕФЛЕКСИВНАЯ

Обсуждение, размышления и включение в дискуссию участников мастер-класса о выполненном задании.

В процессе завершения нашей встречи, мы предлагаем Вам обратить внимание на цветной песок и заполнить им этот прозрачный сосуд. Цвет и количество песка Вы выбираете самостоятельно соизмеримо с теми чувствами и эмоциями, которые Вы испытали в процессе нашей встречи.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов "Куклы наших бабушек"

показатьзначимостьнародной игрушки в воспитании ребенка - докольника, познакомитьс приемами изготовления тряпичной куклы - оберега "куватки"...

Мастер- класс «Технология изготовления куклы "Лихоманки"

Изготовление народной куклы "Лихоманки"...

Мастер-класс «Клуб модельера куклы «живая рука»

Мастер-класс проведен по созданию куклы "живая рука"...

Мастер класс по изготовлению куклы из бросового материала.

Мастер класс по изготовлению куклы из бросового материала или мой снежный ангел!!!...

Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер-класс как одна из современных форм эффективного взаимодействия семьи и ДОУ (на примере мастер-класса «Народная тряпичная кукла»).

Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий. Поэтому н...