Главные вкладки

    Развитие внимания у детей с ЗПР
    статья по коррекционной педагогике

    Зонова Екатерина Георгиевна

    Развитие внимания детей с ЗПР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_vnimaniya_u_detey_s_zpr.docx16.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зонова Екатерина Георгиевна,

    педагог-психолог МАДОУ ЦРР – детский сад,

    городской округ Красноуфимск

    Развитие внимания у детей с ЗПР

    посредством применения модифицированных таблиц Шульте

    Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развивающего обучения (развитию общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода), согласно ФГОС ДО.

    Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельностью, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

    Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети. 

    В психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Переслени, З. Тржесоглава, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С,А. Домишкевич и др.) отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

    • неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение некоторого времени, затем в течение «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;
    • сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
    • снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
    • сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
    • сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
    • «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
    • повышенная отвлекаемость. Сравнительное экспериментальное исследование влияния посторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

    Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

    Среди комплексной деятельности по развитию внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста используется модифицированная методика «Таблицы Шульте».

    Испытуемому поочередно предлагаются таблицы, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 9 (25). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания на скорость. Проба повторяется с пятью разными таблицами. По результатам выполнения данной работы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике данного конкретного ребенка для учета планирования и реализации образовательной деятельности.

    Для достижения эффективных результатов были разработаны различные модификации «Таблиц Шульте», с использованием различных цветов, букв, геометрических фигур, кодирования и декодирования информации для детей разного возраста, различной степенью нарушения.

    В процессе использования данных методик наблюдается повышение уровня развития устойчивости, распределения и переключаемости внимания у детей с задержкой психического развития.

    Применение данных методик в процессе коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми ОВЗ дает положительные результаты развития внимания, а, следовательно, и всех психических функций данной категории детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

    "Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

    Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

    Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

    Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

    Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

    Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

    Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

    Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...

    Консультация "Развитие внимания у детей с особенностями развития"

    Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений. Необходимо с раннего возраста проводить игры и упражнения способствующ...