Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»
материал

Зененкова О.Л.

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_detey_s_tnr.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие внимание у детей с ТНР»

Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как меняется направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Часто, в литературных источниках отмечается, что у детей с ОНР внимание развито неполноценно, а, следовательно, меняется сущность основных его функций

Основной признак речевого нарушения - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

А.Н. Корнев указывает, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна и недостаточная сформированность и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания»

О.Н. Усанова выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:

  • - нарушения концентрации внимания как следствие утомления;
  • - неадекватные колебания внимания;
  • - ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;
  • - «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может сосредоточиться на существенных признаках из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
  • - персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми. У дошкольников с ОНР вследствие недостаточно развитых произвольных процессов, усидчивость и работоспособность значительно ограничены

Если ребенок невнимателен…

        Невнимательность не так уж безобидна. Несчастные случаи, неприятности в личной жизни, неудавшаяся карьера – это часто сопровождает невнимательного человека на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно уже в раннем возрасте определить, нет ли у ребенка СДВиГ.

        Первичную диагностику можно провести, воспользовавшись простым тестом:

Если ребенок:

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности;
  • Обычно с трудом сохраняет внимательность на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания;
  • Не слышит обращенную к нему речь;
  • Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их;
  • Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы;
  • Обычно избегает выполнения заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;
  • Часто теряет вещи;
  • Легко отвлекается на посторонние предметы;
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются

 в течение длительного времени (не менее полугода) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если утвердительные ответы даны на 6 и более вопросов, ребенку нужна срочная помощь.

        Полезны любые занятия физкультурой и спортом, а также специальные игры, как, например:

«Будь внимателен» (для дошкольников). Ребенок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например: по команде «Зайчики!» - прыжки на месте; «Птицы!» - взмахи руками; «Лягушки!» - присесть и скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.

«Волшебное слово». Ребенок повторяет упражнения за ведущим, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!».

«Где что было». Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

«Подхвати палку». Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем карандаш. Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.

Запомни предмет (чем младше ребенок, тем меньше предметов должно быть на столе)Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. В количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Хлопки

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

Что изменилось?

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

 Для детей от 6 до 7 лет

Внимание

Подберите несколько схематичных рисунков (4-6 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы.

Задание ребенку: постарайся запомнить как можно точнее картинки, которые тебе сейчас покажу. Сначала в течение 3 секунд (на счет: раз, два, три - про себя) показываете первую фигуру. Ребенок 'рисует' ее в воздухе, а затем на бумаге. Аналогично проводится работа с другими фигурами.

Упражнение на сравнение предметов

Ребенку даются две похожие картинки (задания такого рода часто встречаются в детских журналах и рабочих тетрадях).

Задание ребенку:

- Внимательно посмотри на эти две картинки. Они очень похожи друг на друга, но имею 5 (10) отличий. Постарайся найти эти отличия как можно быстрее.

Найди карточку

Для игры понадобится два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Консультация Нам по пути! Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника

Консультация  Нам по пути!Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...