«Развитие внимания у детей дошкольного возраста»
презентация по коррекционной педагогике

Кузьмина Юлия Викторовна

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс  выбора нужной информации и отбрасывания лишней. Рассмотрим  виды, функции, свойства внимания, а так же этапы развития внимания и различные нарушения развития внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ВЫСТУПЛЕНИЕ  

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КУЗЬМИНОЙ Ю.В.

 НА РМО ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

от 26.11.2018 г.

Клин 2018 г.

СЛАЙД №1

Титульный лист

СЛАЙД №2

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс  выбора нужной информации и отбрасывания лишней.

В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки. 

Внимательность - это свойство, рвение или желание всё  услышать, узнать и усвоить.

Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект имеет доминирующее значение, в то время как воздействие остальных раздражителей тормозится. Поэтому увлеченные дети часто не замечают того, что происходит вокруг.

СЛАЙД №3

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их умственным развитием, внимание становится более сосредоточенным и устойчивым.

СЛАЙД №4

Выделяют следующие функции внимания:

  • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
  • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
  • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
  • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.

СЛАЙД №5

Внимание бывает (виды внимания):

Непроизвольное внимание:

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет отвлечься.  Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности, другими словами привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу. Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление. 

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в  то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание.

Произвольное внимание:

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность. Следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления.

Послепроизвольное внимание:

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

СЛАЙД №6

Выделяют и другие виды внимания:

  • Чувственное- является частью  эмоциональности человека и избирательной деятельностью его органов, отвечающих за чувства;

  • Интеллектуальное – характеризуется сосредоточенностью и направленностью человеческой мысли ;

  • Природное - дается человеку с рождения, оно выражается в избирательном реагировании индивидуума на стимулы с элементами новизны;

  • социально обусловленное - является результатом обучения и воспитания человека.

СЛАЙД №7

Свойствами  внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, количество объектов,которые человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении.

Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные, видеть перспективы для дальнейшего развития.

Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше.

Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции.

Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.

Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

СЛАЙД №8

Этапы развития внимания у детей:

  1.  Для первых месяцев жизни характерно появление ориентировочного рефлекса. Развитие внимания находится на низком уровне.

  1. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.

  1. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.

  1. Со второго по третий годы детимогут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.

  1. В 4-5 лет ребёнокспособен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.

  1. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.

  1. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.

СЛАЙД №9

Нарушение внимания:

Отвлекаемость  — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Рассеянность -  неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности. 

Инертность – малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Слайд №10

В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

  • Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов,  сложностям в обучении.
  • Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно. Затрудняет  ориентировку на улице.
  • Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
  • Полное отсутствие внимания.

СЛАЙД №11

Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

  • переутомление;
  •  стрессы;
  • весенние гиповитаминозы;
  • социальная запущенность;
  • скандалы в семье;
  • астения после болезней;
  • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

СЛАЙД №12

Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, не отслеживаются события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.

При эпилепсии наблюдается инертность мышления,  вязкость в неважных деталях и не способность охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.

Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекциипроявляются нарушениями внимания, снижением интеллекта.

Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, делать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У таких детей невозможно развить произвольный вид внимания.

Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.

СЛАЙД №13

Для оценки внимания существуют специальные индивидуальные и групповые методики. К самым распространённым относятся:

  • Методика поиска начала и конца линий на рисунке.

  • Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.

  • Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.

  • «10 слов Лурия» с помощью данной методике   представляется возможным оценить не только память, но и внимание. Количество слов предлагаемых ребенку для запоминания зависит от возраста ребенка. Построив «кривую запоминания», наглядно виден уровень развития внимания, и какая форма невнимательности преобладает.  

Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

СЛАЙД №14-СЛАЙД №31

Демонстрация методик диагностики внимания, игр и упражнений, направленных на развитие внимания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....