Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического процесса.
статья по коррекционной педагогике

Челнокова Дарья Викторовна

В воспитании и обучении любого ребенка, а особенно ребенка с ОВЗ необходима приемственность в работе всех педагогов, оказывающмх ему коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь. В этой статье рассматриваются основные важные аспекты взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя с дошкольниками с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического процесса.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

      При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями группы для детей с задержкой психического развития, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Среди них:

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с задержкой психического развития;

- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;

- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

- закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической речи;

- подготовка детей к письму, формирование графических умений;

-  устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;

 - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;

- сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией задержки психического развития;

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;

- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования учебных навыков.

  Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и  другие специалисты дошкольного учреждения, такие как музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

4. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для подробного примера рассмотрим взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при изучении такой предметной области как ознакомление с окружающим.

Учитель-дефектолог проводит занятие по ознакомлению с окружающим в соответствии с лексическими темами, утвержденными учебной частью на текущий учебный год. В течение недели он старается включить учебный материал этой предметной области в содержание других дисциплин, варьировать материал для достижения эффективности усвоения базовых понятий и овладения действиями.

По этим темам и воспитатели планируют все свои занятия. Основными методами обучения являются: действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения во время экскурсий и прогулок, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение прозаических и стихотворных текстов, составление тематических альбомов, дидактические игры.

Учитель-дефектолог может осуществлять работу с воспитателями в следующих формах:

•        тематические педсоветы, консультации;

•        мини-педсоветы с участием педагогов, работающих с определенным воспитанником;

•        индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;

•        деловые игры, «круглый стол»;

•        творческие гостиные;

•        теоретические и практические практикумы;

•        картотеки методических рекомендаций для воспитателей по каждой предметной области.

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников с нарушениями в развитии.

Литература

  1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др.  Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.
  2.   Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. – М.:Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Методическое пособие адресовано начинающим учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с детьми с задержкой психического развития.Предлагаемая методи...

Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Индивидуальный план работы с дошкольником с Задержкой психического развития

Индивидуальный план работы с дошкольником с Задержкой психического развития...

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...

Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...