Мастер класс: «Нумикон - как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_numikon.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Нумикон - как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дети способны научится многому,

главное - вовремя ввести новый опыт!

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.

Задачи:

  1. Познакомить с развивающей игрой «Нумикон» и ее применением в разных формах работы в детском саду.
  2. Обучить  педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
  3. Вызвать у участников мастер-класса желание внедрить в практику работы  развивающую игру «Нумикон».

Материалы:  стол, стулья по количеству участников, игра «Нумикон»,  шаблоны для игр.

 

     Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, я рада видеть всех  вас на этой встрече. Давайте познакомимся поближе.

     Не секрет, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при изучении математики.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Мой опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Нашу группу посещают дети с нарушением интеллекта. Это сложный, своеобразный контингент, результаты их воспитания и обучения мы ждем достаточно долго. С такими детьми не установить «обратной связи», как с их нормативно развивающимися дошкольниками. И для того, чтобы «почувствовать результат», я комбинирую в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные.

На протяжении последних двух лет я успешно использую пособие «Нумикон». Это программа для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста математическим навыкам, испытывающих трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанный в Великобритании.

Система Нумикона задействует одновременное восприятие несколькими органами чувств. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок  изучает, как детали Нумикона сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей Нумикона, создавая из них различные формы, а также играя,  тактильно, ребенок учится формировать числа руками и глазами.

С предметами Нумикона мы придумали разнообразные игры. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, использую во время свободных игр в режимных моментах. Игра проходит по определенным этапам, проигрываемым приемам.

Давайте попробуем вместе проиграть отдельные приемы использования игры.

1 этап:

-Сенсорные игры с формами «Нумикон» - «Покатай формы на пальчиках», «Покрути в руках», «Достань из воды», «Найди формы в песке, крупе», «Магнитная рыбалка». Дети крутили детали, доставали из песка, воды, крупы. Они через манипулятивные, предметно-игровые действия знакомились с формами. Игры в «Волшебный мешочек» формировали у детей тактильные представления о формах.

Через игры «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы», «Закрой окошки по цвету», «Назови цвет» дети знакомятся с особенностями деталей Нумикона (цвет, форма, величина).

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» помогают использовать формы Нумикона в качестве предметов-заместителей, выполнять с ними разнообразные игровые действия.

2 этап:

Изобразительная, конструктивная деятельность: «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте», «Рисуем круги», «Закрашиваем круги», «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные)». Решаю задачи запоминать, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивать умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Т. о, дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно, осязательно.

3 этап:

Математические игры и задания: «Узнай форму Нумикона», «Найди одинаковые формы», «Назови формы по цвету», «Сравни по размеру». Задания математической направленности встраиваю в непрерывно образовательную деятельность по формированию элементарных количественных представлений. Дети учатся находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.

Игры «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу от 1 до 5», «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до5», «Дай форме числовое имя», «Посчитай» учат детей выстраивать ряд из форм Нумикона от самой маленькой до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно; учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5); формируют навыки счета и называния итогового числа.

4 этап:

Задачи 4 этапа сложны, поэтому при организации деятельности я учитываю индивидуальные возможности детей. Работая с числовым рядом, состоящим из форм Нумикона от 1 до 10, знакомлю детей с количественным, порядковым, обратным счетом; дети выполняют задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомятся с цифрами, учатся подбирать нужную цифру к форме, восстанавают измененный числовой ряд.

Особое место в работе с пособием Нумикон занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки.

5 этап:

Для дошкольников, которые успешно справилялись с заданиями 4 этапа вводится 5 этап. Показывая новое упражнение с Нумикон, я начинаю с примера. Затем разрешаю ребенку продолжить самостоятельно, когда он поймет, что я делала. Я называю это «моделированием». Используем  Нумикон, как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, вычитанием, составлением и решением задач.

Таким образом, Нумикон – это уникальная игра, при использовании которой у детей углубляются математические представления и мой практический опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы при работе с детьми с ограниченными возможности здоровья.             Можно с уверенностью сказать, что, применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими различные отклонения в развитии.

Не забудьте самое главное, что самый легкий и быстрый процесс обучения достигается в детской игре.

       Вот и подходит к завершению мой мастер-класс, предлагаю обменяться обратной связью и ответить на вопросы:

- В чем преимущество данной  игры перед другими развивающими играми?

- Будете ли вы применять данную игру в  своей практике и почему?

     Мне было приятно с вами сегодня сотрудничать.  Спасибо вам за участие в мастер - классе. Свой мастер-класс хочу закончить словами: «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Мы с вами учились использовать паттерны в разных видах деятельности ребенка и хорошо, если вы будете учиться так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций.

     Желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ГРУППЕ 1 года обучения...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим...

"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"

Материалы  V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»       Образование детей с ограниченн...

Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования...