Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация (старшая группа)

Гурина Светлана Геннадиевна

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка.

 

Развитие ручной и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.

Хороший результат по развитию мелкой моторики дают игры с мелкими предметами (пазлы, мозаики, конструкторы, бусины, пуговицы), пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, лепка, складывание пирамидок, рисование на песке, перебирание круп, шнуровка, нанизывание бусин или бисера на проволоку, работа с счетными палочками. Такой вид ручного труда как бисероплетение формирует терпение, усидчивость, концентрацию внимания, корректирует мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_21.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение

в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка.

В свое время, великий педагог – Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Знаменитый педагог и учёный, Мария Монтессори, ещё в двадцатом тысячелетии, установила взаимосвязь между тонкими движениями рук и развитием речевого аппарата детей. Она пришла к выводу, что уровень ручной умелости влияет на развитие речи у детей. Это связано с тем, что определённые отделы головного мозга, один из которых отвечает за речь ребёнка, второй отвечает за координацию движений пальцев рук, расположены близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга, воздействуя на соседние зоны, влияющие на уровень развития речи ребёнка.

Таким образом, все ученые, которые изучали деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Исследования, проводимые доктором медицинских наук, профессором-физиологом М.М.Кольцовой, обосновывают положения, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Она пишет: «…сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения о проекции руки есть еще одна речевая зона мозга».

Развитие ручной и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.

Работа по развитию ручной и тонкой моторики пальцев рук детей с интеллектуальными нарушениями проводится на специальных занятиях. Уже на начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности действий обеих рук.

Хороший результат по развитию мелкой моторики дают игры с мелкими предметами (пазлы, мозаики, конструкторы, бусины, пуговицы), пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, лепка, складывание пирамидок, рисование на песке, перебирание круп, шнуровка, нанизывание бусин или бисера на проволоку, работа с счетными палочками. Такой вид ручного труда как бисероплетение формирует терпение, усидчивость, концентрацию внимания, корректирует мелкую моторику рук.

У разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шариками. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечной и пищеварительной системы, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений и ловкость рук. В Японии широко используются упражнения для ладоней пальцев с грецкими орехами. У нас с малолетства учат детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые, приобщают детей к русскому фольклору, к народному творчеству. Это заклички, потешки, приговорки, песенки.

Каждое произведение детского фольклора связано с разнообразными движениями, например, показывают, как идет дождь, снег, играют на дудочке, балалайке, гармошке, плетут из цветов венки и т.д. Произведения детского фольклора дают возможность развивать и правую, и левую руку, не давая предпочтения какой-либо одной. Произведения фольклора вызывают появление у детей разнообразных эмоций, мимики, жестов, желания выразительно проговаривать текст. В России эти игры называли «забавами», «потехами» и даже «утехами». А утешиться – значит успокоиться, значит, играя с ребенком, мы облегчаем ему жизнь. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук имеет особой значение. Развивая мелкую моторику рук ребенка, можно решить сразу несколько задач:

- стимуляция развития речь

- тренировка внимания

- воспитание эмоциональной выразительности

- подготовка руки к письму

        Пальчиковые игры и упражнения – уникальные средства для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимодействии. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речь. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность. Такие игры формирую доброе отношение между взрослым и ребенком.

Технология пальчиковых игр:

  1. Массаж кистей рук и пальцев. Разминать и развивать каждый пальчик.
  2. Пальчиковая гимнастика:

- сгибание и разгибание кистей в руках поочередно и одновременно

- супинация и пронация кисти, движение вверх-вниз

- отведение и приведение пальцев

- круговые движения кисти при свободно согнутых пальцах

- свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочередно

- свободное похлопывание кистью по столу

- отведение и приведение кисти

- надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой руки

-щелчки

- крючки

3. Игры с пальчиками

4. Расскажи стихи руками

5. Расскажи сказку руками

Отражение в предметно-развивающей среде:

- картотека пальчиковых игр

- пластмассовые мячи

- перчатки

- пальчиковый театр

- счетные палочки

- природный материал (желуди, каштаны)

- прищепки

- рамки-вкладыши

 - колючий мячик

- пазлы

- мозаики

- шнуровки

- пуговицы

- бусины, бисер

В заключении отмечу, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья очень чувствителен к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы с ребенком. Моторно умелый ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает его самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.

Список литературы:

  1. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» - М., 1973 г.
  2. Занков Л.В. «Психология умственно отсталого ребенка» - М., 1988 г.
  3. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр» - СПб, 1998 г.
  4. Регина Граббет «Игры для детей от 2 до 6 лет» - М., 1999 г.
  5. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019 г.
  6. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ИГРАХ-ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "

Развивая мелкую моторику рук - развиваем речь, гибкость пальцев, готовим к успешному обучению в школе....

итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ГРУППЕ 1 года обучения...

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......

Мастер класс: «Нумикон - как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении....