Методическая разработка «Развитие произвольной психической регуляции детей»
материал по коррекционной педагогике

Смирнова Наталья Станиславовна

Предварительный просмотр:

Развитие способностей произвольной психической регуляции деятельности детей дошкольного возраста

В способности произвольной психической регуляции у детей входят их умения подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на занятии, не вскакивать с места, не плакать по малейшему поводу и т. п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие ребята могут попасть в группу неуспевающих.

Возможные проблемы:

  • Импульсивность действий.
  • Малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания.
  • Отсутствие целенаправленности в работе.
  • Нарушение или утрата программы деятельности.
  • Отказ выполнять задание в ситуации, когда от ребёнка требуют объяснить процесс его выполнения.
  • Большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания.
  • Неприятие или неосознанное выполнение правил поведения.

Проблема (актуальность) заключается в том, что от того, насколько у ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива и высокая самооценка.

Это и определило тему моей углубленной работы «Развитие произвольной психической регуляции детей».

Цель – развитие способностей произвольной психической регуляции деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:  

  • формирование способности к планированию и программированию действий;
  • развитие умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно

определяющему способ действия;

  • развитие умения ориентироваться на заданную систему требований;
  • развитие умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в   устной форме;
  • развитие умения самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

В соответствии с целью моей работы использовала диагностическую методику из двух серий: 1.«Не подглядывай» и 2.«Дождись своей очереди», наблюдение за поведением детей на занятиях, разработанные Е.О. Смирновой.

Предполагаемый результат: у детей сформируются способности произвольной психической регуляции деятельности, и это приведет к успеваемости ребенка в школе к его социальному благополучию.



Предварительный просмотр:

Методы диагностики произвольности поведения -1

Методика включает в себя 2 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни дошкольников. Каждая ситуация содержит два типа действий:

1. действия по правилу, ограничивающие спонтанную активность ребенка

2. активные, самостоятельные действия, предполагающие творческое начало.

Ситуация «Конструктор».

Эта ситуация представляет собой игру в стройку, в которой принимают участие два ребёнка. Психолог показывает обоим детям конструктор и предлагает что-нибудь из него построить. Когда дети выражали готовность начать, психолог вводит следующие ограничительные правила игры: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас не строит, а ждёт своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель их попросит. Испытуемый тот ребёнок, который ожидает своей очереди.

В результате обсуждения психолог вместе с детьми формулирует следующие правила:

1. не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят их дать

2. не вмешиваться в постройку товарища ь- не помогать и не мешать ему, не давать ему советов

3. детали выдавать только по просьбе строителя

4. выдавать детали конструктора только по одной

Определённые требования предъявляются и к строителю. Он может строить всё, что хотел, но при этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнёра по одной, а не хватать самому руками.

Испытуемого просили не только самому выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действует его партнёр.

После 5 минут такой игры дети меняются ролями, и сторож становится строителем.

Ситуация «Рисунок»

В ситуации участвуют шесть детей, у каждого из них лист бумаги и один на всех набор карандашей. Психолог предлагает детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (показателем времени служат песочные часы). Каждому ребёнку отводится на рисунок 1 минута. Рисуют дети по очереди, и шестой по очереди ребёнок (он испытуемый) ждет своей очереди 5 минут.

Таким образом, дети должны соблюдать следующие правила:

1. не трогать листок бумаги, который лежит перед ними

2. не брать раньше времени карандаши

3. не мешать тем, кто рисует, не торопить, и не давать советы

4. начать рисовать сразу,как только подойдёт очередь

5. закончить рисунок сразу, как только весь песок в часах высыпется

В течение всего времени психолог наблюдает за детьми, отмечая все особенности их поведения. После этого дети рассматривали свои рисунки и рисунки товарищей. Потом порядок «очереди» менялся, и рисование продолжалось.

Для оценки развития произвольности центральными моментами являются время, которое ребенок способен сдерживать свое непосредственное желание, и число нарушений правил действия. Если дошкольник 6-7 лет не может в течение 5 минут  удержать простые правила и часто нарушает их (вмешивается в постройку товарища, не успевает завершить рисунок), значит, он не умеет управлять своим поведением и сдержи нить непосредственные желания.

Методы диагностики произвольности поведения - 2

1.Методика «Не подглядывай»

Цель: изучить уровень произвольного поведения у детей подготовительной группы.

Проведение исследования – индивидуально с каждым ребенком.

Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но, прежде чем начать играть, ребенку нужно подождать, не подглядывая, пока взрослый приготовит все необходимое. Так как будет не интересно играть. Предложить ребенку посидеть 3 минуты с закрытыми глазами, а сам создает видимость активной подготовки к игре и наблюдает за поведением испытуемого. Через три минуты ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, сделать вид, что не заметили нарушения правил и дать ему игру.

2.Методика «Дождись своей очереди»

В исследованиях участвуют дошкольники парами.

Экспериментатор предлагает одному из дошкольников поиграть в новую игру, а другому посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и подождать своей очереди.

Обработка и интерпретация результатов: Фиксируется время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами, количество подглядываний за 3 минуты эксперимента, поведение в процессе ожидания, число и репертуар самостоятельных действий ребенка во время ожиданий.

3. Изучение достижения цели в условиях помех

Проведение исследования - приготовить листы белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, новую яркую игрушку, секундомер.

Исследование проводится индивидуально с детьми. Ребенку предлагают заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания создают помехи: звонят в колокольчик, ставят перед ребенком новую яркую игрушку, приходит новый незнакомый человек, сверстники зовут ребенка играть и т. д.

Обработка и интерпретация результатов

Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечают отсутствие отвлечения, т. е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируют наличие отвлечения (+/—). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитывают невыполнение (—). Фиксируется время отвлечений.

Анализируются особенности поведения детей, их зависимость от содержания раздражителя. Особое внимание обращается на поведение детей в случае отвлечения и последующего возвращения к первоначальной цели.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие произвольной регуляции

"Раскрась фигуры"

 

Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

         Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок шести лет закрашивает 10-15 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

"Копирование образца"

         Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке.

Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

"Найди такой же предмет"

         Необходимо найти тот силует, который подходит к нарисованной машине.

Фиксируются время обдумывания ребенком задачи и число ошибок.

         Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребенка.

         Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву.

"Рисую палочки"

         Приготовьте заранее листок в клеточку, цветной карандаш, колокольчик, новую игрушку, секундомер (часы).

         Даете ребенку инструкцию: "Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить палочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлекаясь". Время работы не более двух-трех минут. В процессе выполнения задания создаете помехи: звоните в колокольчик, ставите перед ребенком новую игрушку, кладете на стол что-то вкусное и т. д.

         Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечаете отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, например, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируете наличие отвлечения.

         Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитываете невыполнение. В этом случае следует упражнять волевой контроль поведения, используя подобные задания.

"Расставить знаки"

         Тренировка самоконтроля.

         Готовите таблицу, состоящую из геометрических фигур: квадраты, треугольники, круги, ромбы.

Даете ребенку инструкцию: "Как можно быстрее и правильнее заполни эту таблицу, используя образец".

         Фиксируйте время выполнения всего задания. По окончании работы ребенок сам проверяет правильность выполнения и вносит исправления.

 Подсчитывается количество правильных исправлений, пропусков ошибок, неправильных исправлений при самопроверке.

"Послушай тишину"

Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.

"Костер"

Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды психолога:

"жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;

"руки замерзли" - протянуть руки к костру;

"ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;

"искры полетели" - похлопать в ладоши;

"костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

"Запрещенное движение"

Вариант 1. Встать лицом к психологу. Повторять движения, которые он показывает. Затем выбрать одно движение, которое запрещается выполнять, даже если психолог показывает его. Тот, кто повторит, выходит из игры.

Вариант 2. Психолог называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда психолог называет запрещенную цифру, нужно хлопнуть в ладоши.

"Кричалки, шепталки, молчалки"

Психолог готовит специальные сигнальные карточки в виде кружков, окрашенных в красный, синий и желтый цвета. После того, как психолог поднял красный круг, дети начинают громко разговаривать; желтый круг - говорить шепотом. Заканчивается игра зеленым кругом - дети должны замолчать.

«Сбор спичек или палочек»

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен следующий широко известный эксперимент. Взрослый просил ребенка разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребенка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5, 6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совершенно непривлекательную и в целом бессмысленную работу (ведь они договорились об этом со взрослым). Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но затем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказывались от работы. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание (оставляя ребенка в комнате, экспериментатор говорил: «Я сейчас уйду, а Буратино останется»). Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации новый смысл.

Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребенка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом. Такое «вращивание» социального правила является свидетельством готовности к школьному обучению.

«Узоры»

         Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».

После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».

Образцы заданий:

1) квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +…

2) треугольник, !, квадрат, !, треугольник, !, квадрат, !...

3) +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат…

         Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:

1) узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;

2) узор, выполняемый самостоятельно.

Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.

Оценка результатов

Качество выполнения задания

Балл

Узор полностью соответствует заданному

2

Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов

1

Задание не выполнено

0

        

Выполнение узора по инструкции взрослого.

Результат 5-6 баллов – у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.

3-4 балла – недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.

0-2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.

Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.

 

Результат

 4-6 баллов – хороший.

 1-2 балла – средний.

 0 баллов – низкий.

"Да и нет"

оценка умения ребёнка действовать по правилу.

Ребёнку, отвечая на вопросы, нельзя говорить слова "да" и "нет".

Когда вы убедитесь в том, что ребёнку понятны правила игры, задавайте ему вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться ещё на год в детском саду?

(если ребёнок не ходит в детский, то вопрос звучит так: "Ты хочешь пойти в школу не с осени, а только через год?")

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребёнку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определённым образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Оценка результатов проводится путём подсчёта ошибок, под которыми понимаются только слова "да" и "нет".

Хороший результат для ребёнка 6-7 лет, если он сделает не более двух ошибок.

«Найди такой же предмет»

 (Определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей.)

Ребенку предлагают рассмотреть по очереди 6 картинок. На каждой из них слева дан эталон какого-либо изображения (деревца, кошки, цветка, карандаша, бабочки, чашки), а справа — 6 вариантов похожих на него изображений. Среди них одна версия является точной копией эталона, а 5 других имеют малозаметные отличия. Ребенку предлагается найти одинаковое с образцом изображение.

Инструкция: Взрослый говорит: «Сейчас я покажу тебе картинку, на которой надо найти и указать такое же изображение, как на образце, рисунок которого стоит в ряду отдельно слева».

Следует точно фиксировать время обдумывания ответа по каждой картинке от момента ее предъявления до объявления ребенком своего первого решения. Необходимо также отмечать число ошибочных ответов, если ребенок неоднократно сам себя поправляет.

Оценка результатов:

  1. Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек. и менее.
  2. Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.

Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления.

Импульсивность - большая неточность ответов при их высокой скорости свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву.

Чрезмерная рефлективность - такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и эмоций, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками и очень озабочены результатами любой своей работы. Эти дети менее решительны и менее уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принимать решения.

«Палочки и крестики»

(Проверка способностей подчинять свои действия заданным правилам. Прогнозирование стиля учебной деятельности.)

Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания:

1 + 1 + 1-1 + 1 + 1-1+1и т.д.

Испытуемому необходимо написать в течение 5 мин. в таком же порядке палочки и штрихи, соблюдая следующие правила:

  1. пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.
  2. переходи на другую строчку после знака «-».
  3. не пиши на полях.
  4. пиши каждый знак в одной клеточке.
  5. соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки.

Все правила нужно сначала разъяснить ребенку на наглядных примерах.

Оценка результатов:

5 баллов — ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

4 балла — ребенок делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

1 балла — ребенок безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

2 балла — ребенок следует лишь некоторым правилам, но быстро их забывает, выполняет работу хаотично.

Методика "Бусы".

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

 

         Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика "Домик".

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

         Ошибками являются:

 а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

 б) замена одного элемента другим;

 в) отсутствие элемента;

 г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

 д) сильный перекос рисунка.

Методика "Узор".

Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

         Детям говорят: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:

1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

 2. линия нашего узора должна идти только вперед;

 3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты".

Затем проверяющий говорит: "Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом" (вводная - тренировочная - серия).

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: "Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки".

Диктант для первой серии:

"Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом".

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, т.к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для второй серии:

"Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником".

Диктант для третьей серии:

"Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника".

Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 мм).

Оценка результатов.

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:

 1. за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);

 2. за "разрывы" - пропуски "зон" соединения - между правильными соединениями.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания - 72.

Интерпретация полученных результатов.

60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48-59 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

         Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.

Методика "Графический диктант".

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

  1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами"

  1. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

3."Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

         Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;

 6-9 баллов - средний;

 3-5 баллов - низкий;

 0-2 балла - очень низкий.

 Методика "Рисование по точкам".

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)  

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;

 2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);

 3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.



Предварительный просмотр:

Занятия по развитию произвольности собственных действий и внимания

Цель: развитие навыков самоконтроля, устойчивости и переключаемости внимания.

Задачи:  

1.Отработка умения действовать по инструкции;

2.Формирование отношения ребенка к правилу, как единого для всех участников;

3.Распределение и выполнение различных функций и ролей в совместной игре;

4.Контроль действий других детей;

5.Повышение устойчивости внимания;

6. Повышение целенаправленности деятельности.

Занятие № 1 «Умение управлять собой»

Ритуал приветствия.

Психолог:  здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит выполнить задания, чтобы проверить свою память, внимание, ловкость, усидчивость и сообразительность. При выполнении заданий нужно быть внимательными и не допускать при этом ошибок. Все готовы? Тогда начинаем с задания «Прогулка по парку».

Упражнение «Прогулка по парку»

Цель: регуляция сенсомоторной (двигательной) активности.

Необходимые материалы: интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

Процедура выполнения: На экране появляется картинка с изображением  парка (в соответствии с сезоном, например, весеннего), детям предлагается «погулять по нему», в это время включается природная музыка. В ходе прогулки нужно свободно двигаться, не касаясь друг друга, по воображаемому парку (комнате), с разной скоростью (медленно, быстро, максимально быстро, чуть медленнее и максимально медленно).

Психолог: а сейчас вдруг подул холодный ветер, набежали тучи, и нам вдруг стало очень холодно, ветер все сильнее и холоднее (показ реакции тела на холод).

Психолог: тем временем потихоньку начало показываться солнце, и мы начинаем согреваться, и вот постепенно нам становится жарко. (Проигрывание).

Обсуждение: как менялась наша поза, что мы чувствовали, в каком состоянии нам комфортнее.

Упражнение «Ледяная скульптура»

Цель: Повышение сосредоточенности детей на изменениях мышечного тонуса своего тела.

Психолог: А давайте попробуем почувствовать свое тело, представьте, что вы ненадолго превратились в ледяную скульптуру, и все тело стало неподвижным, я буду считать от 1 до 5, и все это время вы стоите недвижимо, а, начиная с цифры 6 и до 10, мы начинаем потихоньку «таять». (Проигрывание). Наши скульптуры растаяли, словно от теплого пламени свечи.

Упражнение «Свеча»

Цель: релаксация с сосредоточением на дыхание.

Психолог: представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть ее. Но только вдох и выдох надо делать правильно, знаете как? Вдох мы делаем через нос, так чтобы в нашем животе надулся шарик, положите на живот руку и почувствуйте, как он изменился, выдох же мы делаем через рот, вытянув губы трубочкой, и воображаемый шарик должен сдуться. Попробуем! А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими порциями воздуха.

Упражнение «Переправа»

Цель: развитие умения действовать по сигналу и сохранять заданную позу, не изменяя ее.

Необходимые материалы: интерактивная доска, музыкальное сопровождение, тактильные дорожки, модули.

Психолог: итак, пламя свечки, как маленькое солнце, согрело нас. Посмотрите, вдалеке что-то засветилось (картинка «волшебное свечение»). Вы хотите узнать, что же это? Тогда давайте подойдем поближе, но дойти туда мы можем только по одной тропинке, она обрывистая (лужи, сугробы), и вам надо быть внимательными и неторопливыми. По моей команде «Начали» вы передвигаетесь по очереди по «камешкам» (модули). Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши) «замираете» на том «камешке», на котором стоите, услышав второй сигнал (хлопок), продолжаете движение. (Проигрывание).

Психолог: мы все добрались до конца, и пред нами необычный дом (картинка сказочного дома), это дом - знаний, хороших, умных, и старательных детей. Вы хотите в него попасть? Тогда я открою вам секрет, вы уже находитесь в «доме знаний», и после всех наших занятий, если будете стараться, вы научитесь играть в разные игры, расслаблять и напрягать свое тело, тренировать пальчики, быть внимательными и соблюдать правила поведения. Вы согласны? Тогда для начала я предлагаю вам выполнить задания, которые необходимо запомнить, ведь мы их будем выполнять на всех следующих занятиях:

Цель: развитие тонкой моторики и самоконтроля.

Упражнение «Колечко»

Процедура выполнения: поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.  Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Процедура выполнения: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.

Подведение итогов, рефлексия:

Психолог: ребята, что понравилось вам на сегодняшнем занятии больше всего? Вы все хорошо потрудились, давайте подумаем все ли у нас получилось или еще есть над чем поработать?

Ритуал прощания.

 

Занятие № 2 «Ловкость рук и тела»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Психолог: ребята, давайте вспомним, какие упражнения для рук мы делали с вами на прошлом занятии? давайте их повторим!

Цель: развитие тонкой моторики и самоконтроля.

Упражнение «Умелые руки»

(Упражнения «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь», введение нового упражнения «Игра на рояле»).

Процедура выполнения упражнения: задание выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Рука лежит на столе ладонью вниз, затем по очереди поднимаем пальцы, начиная с большого, и в обратном порядке опускаем, начиная с мизинца. Поэтому же принципу далее.

Основная часть:

Упражнение «Повтори движения моих рук»

Цель: развитие способности удержания простой двигательной программы. Взаимный контроль действий в игре.

Психолог: ребята, а какой формы солнце? Давайте и мы сядем в круг, и у нас получится одно дружное солнышко. Помашите друг другу руками, словно лучиками.

Процедура упражнения: («Посмотрите, как делаю я, и сделайте также».)

Дети садятся на ковер, образуя круг, психолог садится первым. Каждый ребенок по очереди повторяет за психологом варианты удержания двигательной программы: хлопки разными руками в случайном порядке; сжать ладонь в кулак - разогнуть указательный палец - согнуть его - разогнуть мизинец; одна рука «делает» круговые вращательные движения на макушке головы, а другая - «поглаживающие» движения из стороны в сторону поперек живота. Остальные дети контролируют правильность выполнения.

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям»

Цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия.

Процедура упражнения: действия выполняются в медленном темпе только глазами, не поворачивая головы, вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 секунд с фиксацией в крайних положениях.

Упражнение «Солнце в глаза»

Цель: отработка возможности регуляции мимических мышц.

Психолог: Посмотрите в окно, как ярко и приветливо светит солнце (или как хотелось бы яркого солнышка). А что делают наши глазки, если мы резко посмотрим на свет? А давайте покажем? Зажмурьте (прищурьте, прикройте) поочередно глаза. Хорошо, а теперь нахмурьтесь, поднимите брови, попробуйте поднять только одну бровь; улыбнитесь и вытяните губы трубочкой, улыбнитесь и зажмурьте глаза.

Упражнение «Движение мимических мышц»

Цель: отработка умения действовать по сигналу и удерживать правила игры.

Психолог: на этих картинках спрятались времена года, помогите мне отгадать, на какой картинке изображено первое время года? (дети по порядку находят картинки соответствующие сезону). «А теперь, давайте с вами договоримся: если я скажу «Зима», то Вы – улыбнетесь; если я скажу «Весна» - Вы вытянете губы трубочкой; если я скажу «Лето» - Вы нахмуритесь; если я скажу «Осень» - Вы поднимите брови. Давайте попробуем…» (сначала дети выполняют простую 2-х элементную двигательную программу, по мере усвоения количество элементов усложняется до 4-х).

Психолог: а сейчас я хочу вам рассказать одну историю: теплым (весенним, осенним, зимним) вечерком я нашла картинки, на которых изображены разные куклы. Они все такие разные. Я захотела вам их показать. (Показ картинок различных кукол, с рассмотрением особенностей материалов, из которых они сделаны).

Упражнение «Страна кукол»

Цель: отработка напряжения и расслабления тела на уровне ощущений в групповом и парном взаимодействии, развитие двигательного контроля.

Необходимые материалы: картинки с изображение кукол, релаксационное музыкальное сопровождение.

«Гуттаперчевая кукла». Движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). Дети осознают напряженные места в теле, учатся чувствовать, понимать ограничения и возможности своего тела, управлять им.

«Пластмассовая кукла». Напряженное тело. Законченные  движения (с точками). Дети развивают способность сохранять равновесие, запоминать и удерживать позу.

«Марионетка» (кукла, которую кукловод приводит в движение с помощью нитей, привязанных к различным частям ее тела). Упражнение направлено на осознание центров движения.

«Свободная кукла». Индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок.

«Насос и надувная кукла». Дети разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Закачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания ребенок с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает».

После выполнения каждого упражнения проводится обсуждение в кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «мое тело может быть».

Подведение итогов, рефлексия:

Психолог: ребята, что понравилось вам на сегодняшнем занятии больше всего? Вы все хорошо потрудились.

Ритуал прощания.

 

Занятие № 3 «Проверка памяти и находчивости»

Ритуал приветствия

Разминка:

Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Психолог: ребята,  мы с вами на прошлых занятиях узнали много разных заданий. Они нам сегодня пригодятся, ведь нас ждут испытания на проверку вашей памяти и находчивости.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, вы заметили какой сегодня теплый/прохладный ветер на улице? Мы проветривали нашу комнату, и он попал к нам, стал (еще) теплее и ласковее, и решил поиграть с нами.

Упражнение «Ветер дует на…»

Цель: развитие произвольности внимания, мышления.

Процедура игры: психолог произносит слова «Ветер дует на того, кто … любит лепить из пластилина, хорошо рисует и т. д.». Если ребенок узнал себя, то он должен встать.

Психолог: ребята, вспомните, кто у нас любит лепить из пластилина, рисовать, петь, помогать маме и т.д. Многие из нас любят рисовать и рассматривать яркие картинки. А вот кто из нас самый точный художник, сейчас проверим.

Упражнение «Кто точнее»

Цель: развитие произвольности движений.

Процедура упражнения: с завязанными глазами ребенок встает со своего места, подходит к доске, берет мел, рисует картинку/символ (например, солнце) кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает нарисованную картинку, затем снова возвращается на свое место. Действия ребенка «оценивают» другие дети, в случае моторной расторможенности действия координируются взрослым или другим ребенком. Затем задание выполняет другой ребенок и т.д.

Психолог: а теперь закройте глаза и по хлопку откройте, тогда вы увидите мой рисунок.

Упражнение «Зашиваем платок»

Цель: развитие целостного зрительного восприятия.

Психолог: на красивом платке оказались дырки. Возле платка расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. Дети при помощи стрелок подбирают заплатки.

Упражнение «Исключение лишнего»

Цель: развитие способности к обобщению, сравнению, выделению существенных признаков.

Психолог:  а теперь найдите, что-то лишнее среди этих картинок, объясните свое решение.

Упражнение «Стирка»

Цель: развитие уверенности в своих телодвижениях.

Психолог: чтобы одежда была аккуратной, ее нужно стирать. Давайте этим займемся, но делать это мы будем необычным способом:

Процедура (под ритмичную музыку):

1. Стираем бельё (исходное положение – ноги вместе, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх - вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Психолог:  стирку закончили, а мыльный пузырь остался:

Игра «Пузырь»

Цель: отработка умения действовать по заданию взрослого в процессе выполнения совместных действий со сверстниками.

Ход игры: Дети встают в круг, психолог произносит слова «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», а дети повторяют слова и имитируют «раздувание пузыря», по сигналу взрослого (хлопок, стук ногой) «пузырь сдувается» со звуком ш-ш-ш-ш.

Подведение итогов, рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие № 4 «Испытания на самостоятельность»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, а кто помнит, в какие игры, мы с вами играли на прошлом занятии? (стиральная машина, пузырь и т.д.). Мы все перестирали, вот только не повесили сушить, давайте займемся этим сегодня. Но для начала скажите, как вы думаете, ребята, почему в теплую погоду одежда быстро высыхает? А что с мокрой одеждой будет на морозе?

Упражнение «Солнышко, мороз, ветер»

Цель: развитие произвольного внимания.

Процедура игры: Психолог произносит: «Солнышко! Мороз! Ветер! Мороз!» и так далее. На команду «Солнышко!» дети поднимают руки вверх и расслаблено, весело улыбаясь, ходят по комнате. По команде «Мороз!» руки скрещены, пальцы сжаты в кулаки, тело чуть наклонено, напряжены все мышцы и медленно передвигаются. Руки изображают разносторонние (правая рука вперед, левая назад и наоборот) движения, как ветряная мельница – это «Ветер!» Темп команд постепенно увеличивается.

Психолог: а сейчас мы узнаем  насколько вы внимательны.

Упражнение «Акустики»

Цель: развитие концентрации внимания.

Процедура упражнения: закрыв глаза, все участники прислушиваются ко всем звучащим звукам (природные звуки и голоса животных, звуки на улицы и т.д.), а потом по очереди говорят, что слышали.

Психолог:  существует много разных звуков (тихих и громких, выразительных и невнятных, спокойных и активных). Давайте поучимся их различать.

Упражнение «Тихо - громко»

Цель: повышение сосредоточенности на изменениях силы звучания и удержание правил игры.

Психолог: послушайте, как звучит бубен. Сейчас он будет звучать по-разному, начиная с еле слышного до громкого звучания. Когда бубен зазвучит громко - вы бегаете по комнате, а когда тихо - неторопливо ходите.

Психолог:  как и звуки, так и голоса у каждого животного разные. А еще у каждого животного есть свои особенные движения (быстрые и медленные, простые и сложные), которые мы сейчас попробуем выполнить. (Дети изображают движения, например, обезьяны, кошки, змеи, медведя и т.д.)

Психолог:  молодцы! Ребята, вы научились внимательно слушать и теперь с легкостью справитесь со следующим заданием.

Упражнение «Противоположности»

Цель: развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алгоритм, делать умозаключения.

Процедура упражнения:  психолог говорит слово, дети называют слово наоборот, например: большой – маленький.

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

белый - черный

твердый - мягкий

шершавый - гладкий

Психолог: а сейчас каждый из нас, подобно дождику (шелесту листьев, деревьев, хрусту снега), прозвучит по-разному.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Процедура игры: психолог предлагает одному ребенку прохлопать все, что он ему простучит карандашом. Один из детей по желанию повторяет ритм. Затем психолог  спрашивает детей: «Правильный или нет, был повтор ритма?» Остальные дети, внимательно прослушав и оценив исполнение движениями, поднимают вверх большой палец - если хлопки правильные, и опускают его вниз - если неправильные. Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм). Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.

Занятие № 5 «Испытания на воображение и сообразительность»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: Развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, сегодня мы с вами на некоторое время превратимся в волшебников, приготовьтесь к испытаниям на воображение и сообразительность. Вы знаете, что в природе до 7 млн. различный цветов и оттенков? Природа словно с помощью волшебного карандаша раскрасила всё на свете: и людей, и животных, и растения, и даже времена года. Послушайте небольшое стихотворение:

ЗИМА рисует дерево

Простым карандашом.

И выглядит растерянной

Берёза нагишом.

ВЕСНА рисует листья,

Раз на дворе апрель.

Тонюсенькие кисти,

Макая в акварель.

А ЛЕТО ярко, сочно

Кладёт на холст гуашь.

И точит ОСЕНЬ срочно

свой рыжий карандаш.

Психолог: о чем это стихотворение? (времена года) У меня есть четыре карточки с их схематичным изображением, угадайте, что за время года изображено на каждой из них?

Психолог: Если вы заметили, каждое время года имеет свои цвета. Сейчас я раздам вам разноцветные фигуры, собрав которые у вас должно получиться животное. Ребята, что это за животное?  (медведь) А какое оно?  (дикое) Из каких фигур мы его сделали?  

Психолог: а вы знаете, что медведь делает зимой? (спит в берлоге). Он ложится спать осенью и просыпается только весной. Говорят: впадает в зимнюю спячку. Его нельзя будить, иначе он будет злиться, ведь зимой в лесу нечего есть, все покрыто снегом. Сейчас, чтобы наши «медведи» не остались голодными, мы поиграем в необычных поваров, а любому повару не обойтись без посуды. Но только вся «посуда» (картинка), «разбилась» (разрезана). Давайте попробуем ее склеить (собрать).

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

Процедура упражнения: каждому ребенку дается разрезная картинка (посуда).

Психолог: (после того как дети собрали свои картинки). А сейчас каждый по очереди назовите, что за предмет вы собирали, а остальные внимательно слушают друг друга. Хорошо, теперь убираем «посуду». Ф.И. ребенка, напомни мне, что за предмет собрал (а) Маша, Миша и т.д.

Психолог:  всю посуду вы «склеили», и вот мы приготовили обед для «мишки».

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие наблюдательности, тренировка внимания.

Психолог: внимательно посмотрите на картинку, запомните ее и ответьте на вопросы:  Что стоит в середине? Где стоит кружка? Что стоит в левом верхнем углу? Какого цвета чайник? Сколько кусочков сахара выпало из сахарницы? С какой стороны от торта лежит нож? Нашему сластене очень понравился обед, и он попросил добавки. Сравните вторую картинку с первой, и ответьте на вопрос «Что изменилось?»

Психолог: ребята, а где люди берут продукты, чтобы приготовить еду? (магазин) А давайте решим задачку:

Цель: Развитие распределения внимания.

Психолог: мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить? Все ли верно? (если возникают затруднения, используются картинки на доске с изображением тех товаров, которые мальчик должен был купить).

Психолог: много чего мальчик перепутал и купил лишнего. Сейчас предлагаю поиграть в игру.

Игра «Будь внимателен»

Цель: стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура игры. Дети стоят группой свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см один от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования психолог игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда Движения

«Зайчики!» – Дети прыгают, имитируя движение зайца

«Лошадки!» – Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

«Раки!» – Дети пятятся, как раки (спиной)

«Птицы!» – Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)

«Аист!» – Стоять на одной ноге

«Лягушка!» – Присесть и скакать вприсядку

«Собачки!» – Дети сгибают руки  (имитация движения, когда собака «служит») и лают

«Курочки!» – Дети ходят, «ищут зёрна» на полу и произносят «ко-ко-ко!»

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.

Занятие № 6 «Испытания на смекалку»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: Развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: рада приветствовать вас на новом испытании на смекалку. Сегодня мы отправимся в воображаемую поездку на наземном транспорте, на каком вы сейчас отгадаете:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

Психолог: перед отправкой надо проверить свой путь, а для этого мы побудем разведчиками.

Игра «Разведчики»

Цель: развитие произвольности.

Процедура игры: в комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Упражнение «Однажды в автобусе»

Цель: развитие умения распределять и выполнять разные функции, взаимно контролировать действия в игре, развитие двигательного контроля.

Психолог: а чтобы оправиться в поездку – нужны билеты. Сейчас мы их приобретем, но только самым необычным способом. (Психолог делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.) «Внутренний круг - это «билетики», а наружный «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник». Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца». «По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».

Упражнение можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча.

Психолог: вот мы и отправились в нашу веселую поездку. И чтобы в пути вы не заскучали, я предлагаю вам следующие задания:

Упражнение «Слушай команду»

Цель: развитие навыков подчинения определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

Процедура упражнения: Дети идут под музыку в колонне друг за другом; когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду психолога  и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

Психолог: вот мы и приехали на конечную станцию «Небывалка». Здесь постоянно все путается и происходит то, чего не может быть. Давайте посмотрим несколько фотографий из жизни местных жителей? Чего не должно быть и как правильно?

Упражнение «Нелепицы»

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, навыков установления логических взаимосвязей, умения выражать свои мысли.

Психолог:  молодцы. Теперь следующее задание!

Игра «Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучить умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Процедура игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку.  Игра может закончится, когда 2-3 ребенка остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Игра «Запретное движение»

Цель: развитие произвольности.

Процедура игры: играет веселая подвижная музыка, дети стоят полукругом в центре, психолог  – показывает действия, одно из которых запретное, например, приседание. Дети должны повторить все действия психолога, кроме запретного. Тот, кто ошибётся, становится ведущим.

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.



Предварительный просмотр:

Занятия по развитию самоконтроля и самопроверки

Цель: закрепление умения, в определенных пределах, управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
Задачи:

1.Формирование целенаправленности деятельности;

2.Закрепление стремления успешного выполнения задания;

3.Распределение внимания по ряду признаков одновременно;

4.Повышение сдержанности, целеустремленности, усидчивости, сосредоточенности, выдержки и самоконтроля.

Занятие № 1 «Испытания на внимательность»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: Развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра нарояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог:ребята, сегодня на ждут испытания навнимательность. К нам в гости пришел сказочный персонаж.(показ картинки). Ребята вы узнаете кто это? (Любопытная Варвара). Онахочет научить нас играть в одну игру.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: развитие двигательного контроля, слухового внимания.

Процедура выполнения: психолог: «Поверните голову влево,постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше.Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцыстали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение.Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох—пауза.Любопытная Варвара, Смотрит влево... Смотрит вправо... А потомопять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, арасслаблена».

Психолог: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите напотолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея!Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободнодышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А Варвара смотрит вверх!Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслаблениеприятно! Шея не напряжена и расслаблена».

Психолог: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаютсямышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Онарасслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох —пауза. А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряженаи расслаблена.

Психолог: давайте научим Варвару новым играм.

Упражнение «Наперсток»

Цель: развитие наблюдательности, выдержки, сдержанности,сосредоточенности.

Психолог: вот картинка, что на ней изображено? (мячики) Такойже мячик желтого цвета я спрятала в комнате, вам необходимо егонайти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нетнеобходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, таккак он лежит на видном месте. Тот, кто найдет мяч, должен сохранитьсвою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Онпросто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальныепродолжают поиск. Тот, кто первым найдет предмет, в следующий разпрячет его.

Психолог: хорошо, с этим заданием вы справились. В природе тоже очень много правил, и самое главное этото, что все времена года сменяют друг друга по очереди, и нарушитьсяэтот порядок никто не может. Назовите этот порядок (зима,весна, лето, осень). У каждого из них свои цвета, природныеявления.

Упражнение «Признаки времен года»

Цель: активизация знаний по данной теме, расширение кругозора.

Стимульный материал: картинки с изображением времен года.

Обсуждение.

Психолог:природные явления привлекают нас своей красотой,насыщенными красками. Все это мы увидели на картинках и видимкаждый день, гуляя по улице. Наряду с красками, природа дарит наммножество звуков: журчание ручья, пение птиц, шелест травы. Все этонас окружает, надо лишь только прислушаться. А вот умеете ли вывнимательно слушать, мы сейчас проверим.

Упражнение «Послушай и ответь»

Психолог: сейчас я прочитаю вам предложения, вы послушайтеего внимательно и постарайтесь запомнить. Затем вам нужно будетответить на вопросы к этому предложению. Будьте внимательны,читаю только один раз.(предложение читать только если все готовы слушать, темп чтения— невысокий).На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля.Сколько было девочек? Вскоре пришли Дима и Вера. Сколько детейстало? Сколько среди них было мальчиков?

Упражнение «Послушай, поверь и себя проверь»

Цель: развитие навыков самоконтроля.

Процедура выполнения: психолог предлагает игрокам сделатьследующее упражнение: положить руки на колени, по командехлопнуть в ладоши, потом правой рукой взять себя за нос, а левой заправое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки.

Упражнение «Солнце-дождь»

Цель: повышение устойчивости внимания.

Процедура выполнения: один водящий. Руки складываются в форметюльпана. На слово «солнце» руки пальцами вверх, на «дождь» вниз.Сам водящий показывает вразнобой, чтобы спутать. Побеждаетпоследний игрок.

Психолог: Молодцы, а сейчас давайте поиграем.

Игра «Картинка двух художников»

Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместнойдеятельности, развитие эмпатии.

Процедура игры: парами, не договариваясь, держась вдвоем заодин карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.

Занятие № 2 «Испытания на готовность к школе».

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра нарояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, сегодня вас ждут испытания на готовность кшколе. Сегодня нас ожидает поездка на воображаемом поезде. На каждой станции будем выполнятьзадания, и получать за это карточки. В конце нашего путешествия мысоберем все карточки и узнаем секретные приемы хороших учеников.

Психолог: вот и первая станция «Музыкальная». Ребята, а что мы делаем с музыкой? А через что мы можем услышать все звуки? А как нам расслышать самые тихие звуки? А вы умеете слушать? Тогда постарайтесь выполнить следующее задание и получите первую карточку.

Упражнение «Летает - не летает»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.

Процедура выполнения: все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Психолог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.

Карточка №1

Психолог: продолжаем путешествие. Станция «аэродром».

Упражнение «Самолеты»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания

Процедура выполнения: дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».

Психолог: самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели. (Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны).

Психолог:  полетели, полетели и сели. (Дети садятся на корточки, ждут команды взрослого. Так делается несколько раз)

Психолог: следующая станция «Юных художников», местные жители очень любят рисовать, а чтобы рисунки получались аккуратными и красивыми они тренируют свои пальчики и глазки. Давайте тоже попробуем.

Упражнение «Соберите детали»

Цель: развитие концентрации внимания.

Процедура упражнения: детям совместно, не перебивая друг друга, нужно соединить каждый предмет с соответствующим ему контуром.

Карточка №2

Психолог: а сейчас давайте потренируем наши пальчики, чтобы они были такими же ловкими, как у наших художников.

Упражнение «Лезгинка»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Удержание двигательной программы.

Процедура упражнения: левая рука - сложение ладони в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Правая рука - прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. По команде одновременно сменить положение рук.

Карточка № 3.

Психолог: вот мы и добрались до последней станции «Аккуратности». Так давайте проверим, насколько вы старательны.

Упражнение «Сделай так»

Цель: развитие умения работать по зрительно воспринимаемому образцу, тренировка произвольного запоминания.

Процедура упражнения: детям демонстрируются картинки. После демонстрации и времени для запоминания картинки убираются. Когда все дети выполнили задание, показывается картинка, и дети сами проверяют правильность работы.

Психолог: вы справились со всеми заданиями, и получаете последние карточки.

Психолог: давайте их обсудим (во время уроков (домашнее задание) на столе не должно быть ничего лишнего, правильная и неправильная поза).

Психолог: давайте еще раз вспомним, какие секретные приемы хороших учеников мы нашли? Будем ими пользоваться?

Подведение итогов, рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие № 3 «Испытания на старательность и умение работать вместе»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, выполняя все сегодняшние задания, я попрошу вас быть внимательными и проверять себя.

Игра  «Жребий»

Цель: деление участников по парам, повышение мотивации, обеспечение включенности всех детей в процесс занятия.

Процедура игры: В красивую «волшебную» коробочку складываются полоски разных размеров или цветов, по 2 одинаковых (схожих). Каждый участник, не глядя, берет по одной полоске, таким образом, образуются пары.

Упражнение «Палочки» (в парах)

Цель: отработка навыков самоконтроля.

Процедура выполнения: Для этого упражнения понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоём. Участники по очереди  показывают  фигурку, сложенную из палочек, и через 1-2 сек. накроют её листом бумаги. За это короткое время  ребенок (который в паре) должен запомнить эту короткую фигурку и затем выложить её в соответствии с образцом. Затем, сверяют свою фигурку с образцом.

Психолог: хорошо, в парах вы работать умеете, а вот сможете ли выполнить правильно следующее задание всей группой, сейчас посмотрим.

Упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Процедура выполнения: дети сидят на стульях по кругу. По команде психолога дети выполняют определенное движение руками. Психолог путает детей, а они стараются не ошибаться.

Команда Движение рук

«Земля»  - дети опускают руки вниз

«Вода» - дети вытягивают руки вперед

«Воздух» - дети поднимают руки вверх

«Огонь»  - дети вращают руки в локтевых и лучезапястных суставах.

Психолог: а сейчас я выйду из комнаты, а вы спрячете вот этот конверт. После того, как вы меня позовете, вам нужно будет мне объяснить, где его искать, но, только говоря, сколько шагов и в какую сторону мне делать. Причем я могу ошибиться, как только вы заметили, что я ошиблась - хлопок в ладоши.

Психолог: а теперь откроем конверт. (В нем задания каждому ребенку). Разойдитесь по комнате, и, не подглядывая друг у друга, выполните задание, помогите девочке добраться до замка.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие пространственной ориентировки, самоконтроля и внимания.

Психолог: много извилистых тропинок пришлось преодолеть, чтобы добраться до замка. А все ли добрались, мы проверим сейчас. Все справились? Тогда узнаем, что же за замок, к которому ведут такие «сложные дорожки». (Изображение замка с табличкой (загадка))

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

(Если дети затрудняются, то показ книги и повторение загадки).

Психолог: ребята, это не просто замок - это сказочная библиотека. Что хранится в библиотеке? А что же нам может рассказать книга? А вам читали книги? Какие? Много разных сказок для самых маленьких и больших детей есть в библиотеке. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.

Упражнение «Кто есть кто?»

Цель: Развитие познавательной активности, внимания, быстроты мышления.

Процедура упражнения: вспомните, ребята, кто есть кто

1. Мойдодыр. (Умывальник.)

2. Дядя Федор. (Мальчик.)

3. Белоснежка (Девочка);

4. Ряба (Курица);

4. Леопольд (Кот);

5. Тортила (Черепаха);

6. Матроскин. (Кот.);

7. Гена. (Крокодил.);

8. Винни-Пух (Медведь);

9. Хоттаб (Джин);

10. Багира (Пантера);

11. Сивка-бурка (конь)

Психолог:  молодцы. А теперь давайте поиграем.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие сообразительности и мышления.

Слова: холодный, чистый, мокрый, враг, день, зима, темно, легкий, редко, сел, уронил, высокий, твердый, старший, верх, утро, рано, больной, толстый, тонкий, нашел, близко.

Упражнение «Нарисуй по описанию»

Цель: развитие произвольности

Психолог: на листках нужно нарисовать все, что будет сказано в задании. 

Стоял зеленый дом. Крыша у него треугольная, красная. Большое окно коричневое, а маленькое желтое. Дверь синяя. (Инструкция повторяется)

Подведение итогов, рефлексия.

Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.

Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста".

Методическа разработка "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями"

Методическая разработка адресована воспитателям для работы сдетьми младшего возраста с различными двигательными нарушениями....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».

Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...

методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....

Методическая разработка «Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками»

Аннотация Методическая разработка содержит материалы по развитию коммуникативных способностей детей  5-7 лет  с нарушением зрения....